Мусоргский Георгий Филаретович, капитан 2-го ранга
Мусоргский Георгий Филаретович
Мусоргский Георгий Филаретович |
19.04.1866 † 1928.
Капитан 2-го ранга.
Участник Цусимского сражения.
Землевладелец д. Тутоевой (Приписана к церкви с. Ирицы Спасского у. Ряз.губ.) и с. Ирицы, что ныне Шилов. района Ряз. обл.
Получил дом. воспитание, потом учился в Москве в одном из пансионов. С одиннадцати лет — в Петербургском морском корпусе.
Дворянский род Му?соргских, происходящий от князей Смоленских, из рода Монастырёвых. Роман Васильевич Монастырёв, по прозвищу Мусорга, был родоначальником Мусоргских.
Брат известного композитора Модеста Петровича Мусоргского, Филарет, женится на дочери капитана I ранга Павла Дмитриевича Балкашина, Татьяне Павловне.
Георгий Филаретович родился 19 апрель 1866, а крещен 17 августа, крестным отцом был легендарный Модест.
Служил на лодке «Смерч», на транспорте «Хабаровск», на крейсере «Кубань».
8 мая 1905 г., когда 2-я Тихоокеанская эскадра подходила к островам Рюкю, от нее отделился крейсер «Кубань», а 9 мая — «Терек». Крейсеры направились к Тихоокеанскому побережью Японии. «Днепр» и «Рион» отделились от эскадры 12 мая и, отконвоировав транспорты, посланные Рожественским в Шанхай, направились для действий на коммуникациях противника в южной части Желтого моря.
Крейсер «Кубань» находился до 23 мая 1904 г. на путях сообщения противника, идущих к Йокогаме, но не обнаружил ни одного парохода и только на пути следования к Сайгону осмотрел два парохода, но за отсутствием военной контрабанды отпустил их. Далее крейсер «Кубань» зашел в порт Сайгон, получил там уголь и отправился на Балтику.
Лайнер «Августа Виктория» будущий вспомогательный крейсер «Кубань». Вспомогательный крейсер «Кубань» Пассажирский лайнер «Normania» был заложен на верфи Вулкан (Германия) по заказу германской пароходной компании HAPAG. Незадолго до спуска на воду, судно было переименовано в честь жены кайзера Вильгельма II — кайзерины Августы Виктории.
«Augusta Victoria " была спущена на воду 24 апреля 1889 года и была передана заказчику 24 апреля 1889 года. 10 мая она направилась в свой первый рейс из Гамбурга через Саутгемптон в Нью-Йорк, 241 пассажиром на борту. 21 марта пароход вернулся в Гамбург. Регулярные рейсы Гамбург — Нью Йорк продолжались до 22 октября 1896 года, когда пароход встал в ремонт в Белфасте, продолжавшийся до 29 апреля 1897 года.
3 июня 1897 года лайнер вернулся на маршрут Гамбург — Нью-Йорк. Последний рейс на этой линии «Augusta Victoria» совершила 16 января 1904 года, а в апреле ее уже продали Российскому Морскому ведомству, искавшему возможности усиления своего флота в войне с Японией и ощущавшему острую нехватку крейсеров, которые можно было бы использовать на океанских коммуникациях противника. Из судов Добровольного флота подходящими оказались только «Петербург» и «Смоленск», в связи с чем Морское ведомство приняло решение о закупке нескольких быстроходных пароходов за границей.
В мае 1904 года «Augusta Victoria», под флагом Добровольного флота, пришла в Либаву, где встала на переоборудование во вспомогательный крейсер. 10 мая крейсер, получивший имя «Кубань» был принят в казну с зачислением в списки Добровольного флота. Экипаж был сформирован из матросов и офицероа, частично призванных из Добровольного флота, частично — из 6-го экипажа Балтийского флота. Командиром был назначен капитан 2 ранга Хомутов, чуть позже — капитан 2 ранга Маньковский.
13 июля крейсер был зачислен в списки кораблей флота и Морского ведомства, и отнесен к крейсерам II ранга. 14 июля состоялась церемония подъема Военно-Морского флага и корабль посетил Великий князь Александр Михайлович в сопровождении контр-адмирала А. А. Ирецкого. 28 октября 1904 года «Кубань» вышла из Либавы и отправилась догонять эскадру вице-адмирала З. П. Рожественского.
2 января 1905 г. «Кубань» нагнала эскадру на Мадагаскаре. Приказом командующего она была зачислена в состав Разведочного отряда. На подходе к ТВД, Рожественским был отдан приказ об использовании вспомогательные крейсеров для обеспечения прорыва главных сил во Владивосток с отведением каждому из них района для действия на коммуникациях противника.
Таким образом, . «Кубани» поручались морские коммуникации в Иокогаму из Ванкувера, Сан-Франциско и Гонолулу с предписанием «не стесняясь топить» все пароходы, на которых будет замечена военная контрабанда. Утром 8 мая «Кубань» отделилась от эскадры вместе с недавно захваченным английским пароходом «Oldgamia», задержанным с грузом контрабанды, имея приказ сопровождать его, до того момента «пока тот не приведет себя в порядок», после чего идти в отведенный район.
14 мая «Кубань» прибыла в заданный район крейсерства.
27 мая крейсер впервые увидел пароход, пригодный для задержания, идущий встречным курсом. Им оказался германское судно «Surabaia» с грузом муки из Гамбурга во Владивосток. После досмотра пароход был отпущен. Вечером того же дня был замечен еще один пароход, оказавшийся австралийским «Ladroma», идущий порожняком из Сингапура в Кобе. Его тоже отпустили. С парохода на «Кубань» передали газеты, из которых экипаж узнал о разгроме эскадры Рожественского в Цусимском бою.
Командир принял решение идти в Сайгон для пополнения запасов угля и получения распоряжений русского консула, куда и прибыл 1 июня. 10 июня «Кубань» отправилась в Кронштадт. 12 июня, в Красном море «Кубань» остановила и досмотрела английский пароход «Fusilca», голландский «Malang», а 13 июля — английский «St. Phillans». Ни на одном из них контрабанды не оказалось, и все они были отпущены. 3 августа крейсер бросил якорь на рейде Либавы, где приказом начальника МГШ был выведен в резерв.
Осенью 1906 года «Кубань», за непригодностью к дальнейшей службе, исключили из списков флота, а 29 марта 1907 года — отправили на слом Характеристики: Водоизмещение — 12000 т Длина — 163,1 м Скорость полного хода — 18,5 узла Скорость экономического хода — 10 узлов Артиллерийское вооружение: 2 + 120 мм, 14 малокалиберных АУ Экипаж — 509 человек (18 офицеров).
За участие в войне с Японией Мусоргский Г.Ф награжден орденом Святой Анны 3-й степени.
Приказом по морскому ведомству от 30.10.1905 г. уволен со службы капитаном 2-го рага, с обязанностью служить в ополчении. Награжден серебряной и светло-бронзовой медалями в память русско-японской войны. С началом 1-й мировой войны в ополчении.
В 1914 году Мусоргский Г.Ф. переезжает с семьей в Рязань и служит в земской управе.
Ж. (23.01.1915): Анастасия Семеновна (Р. 1885); в 1-м браке за мещанином Титкиным (разведены). Венчание совершено в Ильинской церкви г. Рязани; поручители по жениху: учитель Лунино-Полуденской церковно-приходской школы Николай Яхонтов и рязанский мещанин Николай Иванович Смирнов; по невесте: воспитанник 5-го кл. Рязанской Духовной Семинарии Сергей Михайлович Алфеев и потомственный почетный гражданин Александp Александрович Гумилев. У жены дочь от 1-го брака Татьяна (11.11.1904 — 21.03.1984, Рязань; крещена 12 ноября в Успенской церкви с. Ирцы Спасского у.; восприемники: помещик с. Ирцы Борис Николаевич Холщевников и вдова Татьяна Филаретовна Холщевникова). 15.11.1915 удочерил ее. 15.06.1916 жена и ее дочь внесены в VI ч. ДРК Рязанской губ.
Примечание:
1. Рындин И. Ж.: Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Материалы по истории и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии. ГОУ ДПО «Рязанский областной институт развития образования».Рязань, 2006. Т.10. Выпуск 1.С.101-102.
2. Журнал «Морская коллекция» 2006 г. №.4.// «Кубань» и другие. Германские пассажирские лайнеры -будущие вспомогательные крейсера. 3.Балакин С. А. Морские сражения русско-японской войны. М., 2004. 96 с. Бунич И. Л. Мученик Цусимы. Прелюдия к катастрофе. СПб: Зенит, 1999. 512 с.
4. Быков П.Д. Русско-японская война 1904–1905 гг. Действия на море. М., 1942.
5. Грибовский В. Ю. Российский флот Тихого океана 1898 — 1905: История создания и гибели. М., 2004.
6. Грибовский В. Ю. Эскадренный броненосец «Бородино». СПб., 1995.
7. Губер К. П. Броненосцы Российского флота. СПб., 2000.
А.И. Кондрашов