Охтенское адмиралтейство
Охтенское адмиралтейство, находится в Спб., на северном берегу р. Невы, при впадении в нее р. Охты, где при Петре Великом стояла крепость Ниеншанц.
История Охтенского адмиралтейства тесно связана с "охтенскими судостроительными поселениеми", набранными в 1720 г. из плотников и поселенными на Охте в количестве 500 семейств (см. Адмиралтейств-коллегие). С 1732 г. они утилизировались исключительно для постройки военных судов, при чем условия жизни поселян были крайне стеснительные: частные работы были запрещены, казенное жалованье недостаточно, рабочий день 13 ч. и т. д.
Императрица Екатерина разрешила устройство на Охте частной верфи; но за недостатком заказов люди испытывали все же крайнюю нищету. В 1803 г. охтяне были освобождены от обязательной казенной работы и переведены на определенный оброк с тем, чтобы на оброчную сумму морское министерство нанимало для работ в адмиралтействе мастеровых с воли.
Охтенские корабельные мастеровые оставались, однако, собственностью морского ведомства еще до середины 1858 г., когда Высочайшим указом они были отпущены на волю.
В 1806 г. Охтенская частная верфь взята в казну, и на ней стала производиться постройка сперва гребных судов, с 1811 г. — бригов, с 1817 г. — фрегатов и, наконец, в 1826 г. корабельным инженером Стоке был спущен 1-й большой 74-пушечный корабль Александр Невский. Этим положено было начало энергической деятельности Охтенского адмиралтейства, на котором до 1845 г. построено 28 больших и 19 малых военных судов.
В половине XIX ст., когда появилось более сложное заводское оборудование и в судостроении значительную роль стало играть железо, Охтенское адмиралтейство начинает уступать свое первенство Спб. адмиралтейству, а в 60-х гг. оно совсем отступает на 2-й план.
Последний военный клипер, Яхонт, был спущен на Охтенском адмиралтействе в 1862 г.; с тех пор там было сооружено несколько канонерских лодок и портовых судов, а осенью 1878 г. экстренно построены 20 миноносок.
Деревянные парные эллинги Охтенского адмиралтейства, построенные в царствование Императора Николая I, существовали до начала XX в.; они являлись типичным образцом судостроительного завода для деревянных судов 1-ой половины XIX ст.
В 1896 г. Охтенское адмиралтейство сдано на 35 л. акционерном обществу "В. Крейтон и К0" в безвозмездную аренду, но с обязательством переоборудовать завод и оставить по истечении срока аренды все постройки в пользу морского ведомства.
Завод Крейтона (как стало называться предприятие) явился филиальным отделением той же фирмы в г. Або (в Финляндии), построившей для нас несколько миноносных крейсеров и транспортов.
Завод существовал на Охте до 1913 г., когда, вследствие отсутствие заказов и неудавшейся конкуренции на участие в постройке миноносцев малой судостроительной программы 1912 г., прекратил платежи, был объявлен несостоятельным и закрыт.
Последние годы своего существование завод Крейтона работал в техническом отношении весьма удовлетворительно и быстро; им были построены 3 подводных лодки системы Лэка, несколько судов с нефтяными двигателями для целей минных заграждения, водолей, плавучий маяк и др. суда специального назначения, а также успешно производился ремонт миноносцев Балтийского моря.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.