Портсмут, военный порт Британской империи
ПОРТСМУТ (Portsmouth).
В начале XX в. один из самых больших военных портов мира и первоклассная морская крепость Англии.
Береговая черта Канала около порта низменна и изрезана несколькими глубоковдающимися губами и их разветвлениями, образующими о-ва Портси, Хемлинг и Торней; на первом из них и расположен порт, по восточную сторону от входа в гавань; с севера к нему прилегает город Портси с предместьем Ландпорт, с запада быстро растущий город Госпорт.
С западной стороны гавань ограничена осыхающей при малой воде илистой низменностью, через которую протекают ручьи Гослар и Уивиль; береговая черта между ними занята Госпортом, а к северу от последнего находятся обширные склады съестных припасов для флота "Royal Clarence Victualling Yard".
Город и склады обведены с западной стороны стенами и глубоким рвом.
В полумиле к юго-западу от Госпорта находится обширное здание морского госпиталя, отделенное от города протоком Гослар, артиллерийские и минные мастерские и депо для подводных лодок.
Все города, вместе взятые, имели в 1911 г. 231.141 жит.
Между портом и находящимся против него о-вом Уайт, к востоку от о-ва, расположен громадный Спитхэдский рейд — обычная якорная стоянка судов британского флота.
Вход с рейда в гавань находится между фортами Блокхаус и Боундтоуер; ширина его 125 сж., глубина от 43/4 до 11 сж.
Адмиралтейство.
Собственно военный порт Портсмута расположен между городами Госпортом и Портси. Портсмутское адмиралтейство — старейшее английское адмиралтейство; за последние 400 лет оно подвергалось стольким изменениям и перестройкам, что в 1900 г. в парламенте был поднят вопрос о полном закрытии его и переносе доков, мастерских и стапелей на другую сторону рейда в г. Госпорт и, благодаря только нежеланию англичан нарушать многовековые традиции, это не совершилось.
Постепенное развитие Портсмутского адмиралтейства видно из прилагаемой карты, на которой отмечено, в какое время и какие именно участки присоединили к адмиралтейству. Время возникновения части адмиралтейства, обозначенной на рисунке буквой X — неизвестно, равно как неизвестно и время устройства искусственного бассейна, ширина 70 фт., прилегающего к части X около 1430 г., при Генрихе VI, эта часть адмиралтейства уже была устроена в своем настоящем виде и в ней вооружался флот для похода против Франции.
В 1540 г. Генрих VIII построил первые 5 доков вокруг т. наз. старого бассейна, сохранившихся до сих пор в первоначальном виде (см. генеральный план).
Кромвель в 1658 г. построил первные каменные мастерские адмиралтейства (теперь т. наз. старые механические мастерские).
В 1663-77 гг., при Карле II, общая площадь адмиралтейства увеличена на 6 десятин; в 1710 г. при королеве Анне, построены 6, 7 и 8-й доки, и площадь адмиралтейства увеличена на 4 дес.
Король Георг I в 1723 г. устроил судостроительный завод с 8 стапелями и старый бассейн для достройки — в северной части адмиралтейства и артиллерйиский завод — в южной; при короле Георге II (1727-60) общая площадь заводов увеличивается на 11 дес; Георг III в 1793 г. строит 1-й сравнительно большой док для судов до 280 фт. дл.; при нем же Портсмутское адмиралтейство и рейд окружают линиями укреплений.
В 1843 г. устроены новые машиностроительные мастерские, стапель и док с расположенною между ними судостроительной и котельной мастерской; в то же время начато сооружение громадного ремонтного, угольного и для вооружение судов бассейнов, вполне законченных только в 1864 г. и сразу увеличивших площадь адмиралтейства почти вдвое — на 52 дес; в 1871 г. был закончены доки 12-й и 13-й, а в 1876 г. — 14-й и 15-й. Затем, до начала XX в. и, шла уже местный перестройка и переделка частей адмиралтейства, причем были исполнены следующие работы:
1) судостроительный отдел приспособлен для постройки дредноутов (в 1903-04 гг.), для чего пришлось совершенно перестроить один стапель (№ 5 на генеральном плане) и построить вновь 2 мастерские;
2) 4 дока приспособлены для приема судов до 600 фт. длиною и 1 сверх того для судов с осадкою до 41 фт.;
3) построена центральная силовая и электрическая станция (1897-1900) и
4) построена и оборудована база для починки корпусов и механизмов миноносцев, расположенная в самой северной части адмиралтейства.
В начале XX в. адмиралтейство в порту занимало, вместе с внутренними бассейнами, площадь около 160 дес. и располагало 4 закрытыми и 1 открытым бассейнами; общая длина глубокой береговой причальной линии — 9 вер.
Стапелей, годных для судостроения, имелось 5; на одном из них был построен Dreadnought.
По своему административному разделению Портсмутское адмиралтейство оч. близко подходит к естественному географическому расположению, что можно ясно усмотреть на плане.
Все адмиралтейство разделено на 5 самостоятельных инстанций, подчиненных только в смысле общего финансового контроля адмиралу, главному начальнику порта:
1) артиллерийские и минные склады и мастерские;
2) доковое адмиралтейство и ремонт больших судов;
3) судостроительное адмиралтейство;
4) ремонт миноносцев и мелких судов;
5) угольные и провизионные склады и снабжение судов.
На самой северной оконечности адмиралтейства находится закрытый рейд для миноносцев, с расположенными на берегу мастерскими для починки их корпусов и механизмов.
Доков в этой части адмиралтейства не имеется; для осмотра винтов и валов у миноносцев пользуются плавучим краном. Между ремонтным заводом для миноносцев и доковым адмиралтейством, служащим вместе с тем и для стоянки достраивающихся судов, расположен центральный газовый завод морского ведомства, обслуживающей, кроме адмиралтейства, еще ряд других учреждений, электрическая и водопроводные станции.
В распоряжении докового адмиралтейства находятся 3 закрытые бассейна — ремонтный (900?1.800 фт.), бассейн для вооружение судов (1.800?600 фт.), большой угольный бассейн (почти квадрат со сторонами около 1.000 фт.) и 1 открытый бассейн — старый угольный; т. к. порт расположен в совершенно закрытой бухте, то для стоянок судов пользуются не только внутреннею, выходящею в сторону бассейна, линией стенки, но и наружною, обращенною к рейду.
Доковое адмиралтейство располагает, кроме 2 плавучих кранов в 60 и 100 тн., еще 3 кранами-треногами в 50, 80 и 100 тн., береговым молотковым краном в 120 тн. и плавучим в 150 тн.; строится электрический кран в 240 тн. (доки см. таблицу выше). Кроме показанных в таблице казенных сухих доков, в поорту имеются 4 Мортоновых эллинга и 1 сухой док (349?50?171/2 фт.), принадлежащий частной компании.
Судостроение и машиностроение занимают всю южную часть адмиралтейства до артиллерийских складов и мастерских. При этом собственно судостроение с относящимися к нему стапелями и мастерскими расположилось на небольшом, почти прямоугольном полуо-ве, замкнутом между двумя старыми бассейнами и открытым рейдом. Площадь, занятая судостроительным участком, равна 900?1.200 фт.; на этой площади, со спуском на открытый рейд, расположены сначала 4 короткого стапеля с находящимися позади них двумя судостроительным мастерскими, а затем, несколько отодвинуто от первых стапелей, лежит 5-й, переделанный в 1903 г. для постройки самых больших броненосцев. Тогда же прибавлена совершенно новая мастерская, лежащая паралельно стапелю (отмеченная на плане — гидравлической судостроительной), и капитально переоборудована судостроительная мастерская; в последней вся паровая трансмиссия заменена приводами от отдельных электромоторов; усилена пневматическая сеть, увеличено число электромоторных лебедок, подававших грузы на стапеля и добавлен второй паровой сортировочный кран для стали.
Достигнутые при постройке линейных корабля Dreadnought результаты были очень хорошие: он строился на стапеле всего 11 мес.
Портсмутское адмиралтейство около 12 л. назад завело выдачу процентного вознаграждение своим служащим за скорую и дешевую постройку судов; ежегодная трата на эту выдачу достигает около 140.000 руб.
Постоянные запасы каменного угля и нефти, периодически возобновляемые в Портсмутском адмиралтействе, обеспечивают английский флот на продолжительное время необходимым топливом.
Всего в поорту занято около 8.600 ч. (из них приблизительно 4.500 ч. на судостроении и ремонте корпусов судов).
В поорту находятся военно-морская академия, артиллерийская и минная школы для офицеров и нижних чинов флота.
На рейде поорта стоит на якоре святыня англичан, корабль Victory, на котором держал флаг в бою при Трафальгаре адмирал Нельсон и на котором он был убит; англичане поддерживают корабль в том виде, в каком он был в начале XIX столетия, все предметы в каюте Нельсона остались на местах, а на месте его смерти прибита медная дощечка с надписью.
Укрепление порта:
Защита порта состоит из:
1) укреплений с сухового пути и
2) укреплений, защищающих рейд; сюда же надо причислить батареи и форты, защищающие Солентский канал и, наконец,
3) укрепление бухты Сандоун на о-ве Уайт — единственном пункте на этом о-ве, доступном для высадки десанта.
Береговая защита.
Город Госпорт защищен бастионной оградой; вне её находятся 8 отдельных фортов и батарей, расположенных в 2 линии. Порт и Портси также защищены оградой, 5 отдельными фортами и 2 батареями с севера из которых 4 форта и 2 батареи поставлены на длинном и узком хребте (Port-Down-Hills), господствующем над портом немного более чем на 400 фт.
У входа в порт (малый фарватер), по северную сторону о-ва, на котором расположены города Портсмута и Портси, поставлен ряд укреплений, называемых линиями Хильси; опорным пунктом для этих укреплений служит батарея, устроенная на железнодорожной линии.
Защита порта и рейда:
а) По западную сторону от входа на рейд: 2 батареи к югу от форта Гомер, батарея Джилькикер и форт Монктон; форт Блокхауз; по восточную сторону: 2 батареи Соутси-Кастль; форт Лемпс; форт Истней и форт Кумберланд.
б) Для защиты самого рейда по середине его поставлены три форта — Спитхед, Хорс-Санд и Но-ман.
в) Вдоль берегов о-ва Уайт расположены батарея Пекпуль, форт Райд и Сент-Хелен, — оба последних на о-вках.
3) Защита Сандоунской бухты состоит из 2 больших фортов и 3 батарей.
Защита Солентского канала.
Вход в Солент (Needles, шириною около 1 мили) имеет естественную защиту в виде длинной отмели; для прохода судов остается только узкий фарватер с южной стороны о-ва. около этого места скучены следующие укрепленные места, начиная со входа в канал: батареи — Нидлс, Хеттервуд и Верден-Пойнт, форт Клифс-Енд и батарея Альберт, форт Виктория и, наконец, форт Гарден-Хилль, расположенный сзади этих крепостей и служащий им опорным пунктом.
Все эти укрепление расположены на о-ве Уайг; на материке имеется лишь сильный форт Херет-Кастль.
На южной части острова Уайт находится редут Фрешуотер.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.