Флот Тевтонского ордена Девы Марии
КОРАБЛИ И МАТРОСЫ ОРДЕНА ДЕВЫ МАРИИ ТЕВТОНСКОЙ
1. Начало тевтонского флота.
После основания в 1237 г. замка Эльбинг (по-польски: Эльблонг)- Данциг (по-польски: Гданьск) был присоединен к владениям Тевтонского Ордена Пресвятой Девы Марии (став его важнейшим портовым городом) только в 1309 г. - тевтонские рыцари получили прямой выход к Балтийскому (Янтарному) морю. Одновременно Эльбинг (быстро разросшийся до размеров города) был и речным портом - в его акватории сходилось сразу несколько важных речных путей. У Тевтонского Ордена не было необходимости постоянно содержать свой собственный военно-морской флот.
Правда, в ходе двух военно-морских экспедиций на остров Готланд (первая из которых, состоявшаяся в 1398 г., была направлена против засевших на острове морских разбойников-"витальеров", а вторая, проведенная в 1403 г. - против захвативших Готланд датчан) Тевтонский Орден использовал для перевозки своих десантных войск в качестве транспортных средств корабли, пригодные для плавания в открытом море. Однако эти корабли, ходившие по морю под белым орденским флагом с черным крестом, (как и их команды) принадлежали не самому Ордену, а торговым товариществам (кумпанствам) купцов расположенного в орденских владениях города Данцига, у которого Орден Пресвятой Девы Марии арендовал как суда (когги, кочи), так и матросов.
Корабли Тевтонского Ордена "Фрид(е)ланд" и "Пильгрим" (современная реконструкция Гергарда Залемке на основании сохранившихся описаний и изображений аналогичных речных кораблей описываемой эпохи). |
Во время первого Готландского морского похода Тевтонского Ордена (1398 г.) против пиратов-"витальеров", засевших на острове Готланд, из данцигского порта вышли 84 зафрахтованных Орденом корабля, имевшие на борту более 4000 "братьев-рыцарей", "братьев-сариантов" ("сержантов", или "сервиентов", то есть "услужающих братьев") и наемных воинов-"кнехтов" Тевтонского Ордена, а также 400 боевых коней, походных и и вьючных лошадей.
Завоевание прибалтийских земель осуществлялось в первую очередь по суше (в том числе по реками) и (частично) вдоль побережья Балтийского моря. В летнее время важнейшим судоходным транспортным водным путем, необходимым для обеспечения коммуникаций, подвоза подкреплений и грузов, являлась река Висла (по-немецки - Вейхсель).
Первые два крупных речных корабля, принявшие участие в военных экспедициях Тевтонского Ордена в Пруссии, назывались "Фридланд" ("Фриделанд") и "Пильгрим" ("Пильгерим", то есть "Паломник"). Оба одномачтовых корабля были построены в 1236 г. по приказу и на средства знатного участника Крестового похода в земли прусских язычников маркграфа (маркиза) Генриха Мейссенского из владетельного дома Веттинов (прародителя будущей династии курфюрстов и королей Саксонских).
Первоначально маркграф воспользовался этими плоскодонными речными судами для перевозки собственного военного отряда, а после окончания крестового похода, перед самым возвращением в Германию, подарил оба корабля Тевтонскому Ордену. Этими кораблями, вместе с военным контингентом крестоносцев, были доставлены по рекам Висле и Ногате из Мариенвердера в бухту Драузе, где было запланировано строительство замка Эльбинг, также воины Тевтонского Ордена и нанятые Орденом мастеровые.
Судя по современной реконструкции, сделанной в Германии Гергардом Залемке на основе тщательного изучения сохранившихся описаний и изображений аналогичных речных транспортных средств той эпохи (см. цветную иллюстрацию в заголовке настоящей военно-исторической миниатюры), плоскодонные суда "Фридланд" и "Пильгрим", построенные в Пруссии эльбскими корабелами, привезенными с собой маркграфом Мейссенским, имели в длину около 23 м, в ширину около 6 м, высоту бортов 1,30 м и осадку не более 0,75 м. Обладая большой маневренностью, они могли без особого труда следовать всем извивам реки. Каждый из этих двух кораблей имел одну большую мачту с "вороньим гнездом" и четырехугольным парусом, но мог идти и на веслах. Белый парус был украшен гербом саксонского рода Веттинов, из которого происходил маркграф Генрих Мейссенский - двумя лазурными (синими) столпами (вертикальными полосами).
Щиты, прикрепленные к бортам кораблей для защиты гребцов от неприятельских метательных снарядов, были украшены попеременно гербом Тевтонского Ордена (прямым черным крестом на белом поле), лазурными столпами дома Веттинов на белом (серебряном) поле и личным гербом Генриха Мейссенского - черным львом на желтом (золотом) поле. На носу "Фридланда" и "Пильгрима" развевался белый флаг Тевтонского Ордена с прямым черным крестом, над кормовой надстройкой ("ахтеркастелем") - желтое знамя-"баннер" Генриха Мейссенского с изображением черного льва, а на мачте - белый стяг крестоносцев с лапчатым черным крестом. Корабли имели по пять пар весел и одно большое рулевое весло (кормило).
При помощи этих двух кораблей, перевозивших мастеров, охрану и строительные материалы, был построен также орденский замок Бальга. "Фридланд" и "Пильгрим" приняли активное участие в изгнании прусских язычников с побережья залива Фришес Гафф. В 1242 г. войско Тевтонского Ордена, высадив десант с кораблей, захватило расположенный на берегу Вислы замок Сартовице (Сартовиц), принадлежавший поморскому князю (герцогу Помереллии). На Висле и в дальнейшем неоднократно происходили бои орденских кораблей с военными флотилиями прусских и литовских язычников. В тевтонских хрониках сохранились факты оснащения орденских кораблей метательными машинами, активно применявшимися против неприятельских флотилий.
Один из этих двух кораблей (а возможно, и другой) был потоплен прусскими язычниками в период "Великого восстания пруссов" на Драузенском озере близ Вёклице. Расположенные там три прусские земляные укрепления несколько раз переходили из рук в руки и бои характеризовались особой степенью ожесточения.
2. Типы тевтонских кораблей.
Все расположенные на берегу рек и других водоемов орденские замки имели речные корабли различных типов: В 1404 г. замок Христбург имел 23 речных корабля, Эльбинг - более 19, Мемель (Клайпеда) - более 12, прусская столица Тевтонского Ордена Мариенбург-на-Ногате - более 8. В большинстве своем эти суда были плоскодонными, но некоторые из них имели киль.
Удобными для боевого применения кораблями были "когги" ("коггены", "гатты", "бусы", "нефы", "кочи"), имевшие на корме уже упоминавшиеся выше "ахтеркастели" - надстройки в форме небольших крепостей, использовавшиеся в качестве боевых платформ. К концу XIII в. "когги" получили еще одну боевую надстройку, расположенную в передней части корабля и называвшуюся "форкастелем".
Варианты кораблей с меньшей осадкой очень часто применялись в устье рек, впадавших в Балтийское море. "Когги" доставляли отряды крестоносцев по Балтийскому морю в Ригу, где крестоносцы пересаживались на речные суда, перевозившие их в глубь Ливонии (Лифляндии), где важнейшей водной транспортной артерией была река Дина (Дюна), именовавшаяся по-латышски Даугавой, а по-русски Западной Двиной.
Для перевозки грузов использовалось судно под названием "гольк" (нем.: Holk) - прямой предшественник "когга", с более плоским дном и более низкими боевыми надстройками на носу и корме. Хронисты Ордена Пресвятой Девы Марии упоминают в числе орденских кораблей также гребные "прамы", приводившиеся в движение 17, 15, 14 или 12 гребцами, именовавшимися "подмастерьями"(нем.: "гезеллен"), и "нассуты" - небольшие плоскодонные суда с 16 или 18 гребцами, имевшие также мачту с четырехугольным парусом.
При помощи канатов можно было, идя по берегу реки, волочь "прамы" и "нассуты" вверх по течению. В составе орденского флота числились также "рейзеканы" ("походные лодки"), имевшие высокие борта, округлые формы и напоминавшие тогдашние морские корабли. Орден Приснодевы Марии использовал "рейзеканы" (чаще всего имевшие на борту по 20 человек) для военных экспедиций (такие вооруженные экспедиции именовались "рейзами", а их участники - "рейзигами"; последнее слово в дальнейшем стало обозначать всякого тяжеловооруженного, преимущественно конного, воина вообще). Малые лодки, которые обычно изготавливались прямо в походе и могли перевозиться на телегах, как правило, были рассчитаны на 6 человек каждая. Некоторые из орденских кораблей, ходивших по Висле, были оборудованы в качестве военно-полевой пекарни (нем.: "бакшифф" или "багшифф").
При строительстве тевтонского замка Христмемель на берегу реки Мемель выше замка Рагниты при Верховном магистре тевтонов брате Конраде Трирском (фон Трире) в 1313 г. воины Ордена Пресвятой Девы Марии построили через довольно широкую в этом месте реку понтонный мост, составленный из кораблей.
Снабжение строителей замка провиантом и строительными материалами осуществлялось морским путем. На море бушевали штормы, вследствие чего погибло много кораблей, а также четыре "брата-рыцаря" и 400 "кнехтов" и слуг. В ходе неудачного штурма литовской крепости Бизены летом 1313 г. через реку Мемель был построен понтонный мост из орденских кораблей, по которому прибывшее по реке орденское войско подвозило к замку осадные машины.
Впоследствии тевтонский комтур (командор) Рагниты распорядился построить, наряду с большим числом обычных речных судов, специальный военный корабль с надстройками в виде крепостных стен и башен, при помощи которого намеревался взять литовский замок Юнигеду. Однако литовским язычникам удалось, при помощи многочисленных судов, окружить этот большой корабль ордена на реке Мемель и уничтожить его.
Согласно орденской "Хронике земли Прусской" брата Петра из Дусбурга, литовцы в 1315 г. осадили тевтонский замок Христмемель, и Орден перебросил на помощь осажденному гарнизону на кораблях шеститысячное войско. Замок удалось деблокировать, литовцы сняли осаду и ушли восвояси.
Во второй половине XIV в. Тевтонский Орден, при помощи выписанных из Голландии за большие деньги мастеров, построил на реке Мемель шлюзы, обеспечив свободное судоходство от Лабиау (на литовской границе) до центра орденских владений в Пруссии и далее - до Мариенбурга и Данцига.
Когда в 1403 г. датские войска захватили остров Готланд, Тевтонский Орден направил туда корабли с небольшим войском на борту, установившие морскую блокаду Готланда и уничтожившие датский флот в морском сражении при Кальмаре.
3. Об экипажах кораблей Тевтонского Ордена.
Расположенные вдоль речных путей на орденской территории города были обязаны, наряду с пешим и конным ополчением, предоставлять в распоряжение Тевтонского Ордену также лодки, корабли и матросов, а расположенные вдоль речных путей деревни - гребцов. В "Военной книге" города Эльбинга за 1383-1409 гг. в этой связи упоминаются:
в 1387 г. два корабля с 31 матросом и 15 гребцами
в 1397 г. три корабля и 50 матросов.
Во время морской экспедиции Тевтонского Ордена на остров Готланд, о которой подробнее будет рассказано ниже, несколько комтурий предоставили гребные команды по 20 гребцов на корабль. Каждый из этих гребцов был оснащен заступом, топором, гребным веслом и вооружен копьем. Гребцы должны были явиться безоружными, однако каждый должен был иметь лопату. Многие "нассуты" имели гребные команды, состоявшие из 18 гребцов (пруссов и немцев) каждая, во главе с кормчим (рулевым). Наряду с капитаном корабля ("шиффером"), требовались также рулевые ("штюрманы", "стюрманы") и "мааты" (старшие матросы), наймом которых орденский комтур нередко занимался лично.
В отличие от гребцов, матросы были вооружены. Они именовались "детьми корабля" (нем.: "шиффскиндер"), получали большое жалованье, а также хорошее питание и питье дважды в день. Особенно широкую известность снискали себе данцигские "дети кораблей", виртуозно владевшие боевыми топорами и сыгравшие важную роль в обороне столицы Тевтонского Ордена - Мариенбурга - от польско-литовского войска после сокрушительного поражения армии тевтонов при Танненберге (Грюнвальде) в 1410 г.
Служившие на борту торговых морских "коггов" Тевтонского Ордена вооруженные матросы (нем.: "веппнеры") получал бесплатное питание и 12 скотов жалованья в неделю. В 1404 г. матрос речного корабля тевтонов получал в день, кроме двухразового питания и питья, 0, 66 скотов. В 1411 г. жалованье военного матроса орденского флота составляло 1,2 скота в день.
Когда орденский корабль спускали на воду, произносилась особая молитва:
"Господи, упаси сей корабль от бурь и непогоды, от бед и опасностей, защити его ото всех зол, что есть в этом мире, особливо же, Господи, от тех, что исходят от людей!"
При уходе корабля в первое плавание, кроме чтения молитв, обязательно пелись псалмы. Один такой псалом, несомненно, восходящий к эпохе Крестовых походов в Святую Землю, сохранился в дошедшей до наших времен "Вассербруннеровской рукописи", датируемой XV cтолетием. Вот его текст:
"Во имя Бога отплываем мы, и милость Его да пребудет с нами!
С нами сила Господня и Гроб Святой, ибо сам Господь упокоен в нем".
4.Флот Тевтонского Ордена и "братья-витальеры".
Хорошо известно, что многие духовно-рыцарские Ордены Средневековья (да и более поздних эпох) - например, Тосканский Орден Святого Стефана или Орден Святого Иоанна Иерусалимского - сражались с неверными не только на суше, но и на море. Особенно широко известны морские подвиги членов Ордена иоаннитов, регулярно выходивших в морские походы - "корсо" или "караваны" - против "берберийских" (алжирских, египетских и тунисских) корсаров Средиземноморья.
Пожалуй, ни к кому корсары не относились с таким своеобразным, смешанным со страхом и ненавистью, уважением, как к иоаннитам, рыцарям Мальтийского Ордена - древнейшего из всех духовно-рыцарских Орденов (хотя эту честь оспаривал у него итальянский военно-монашеский Орден Альтопашо). Основан он был в Святом Граде Иерусалиме, где еще задолго до начала Крестовых походов (примерно с 1048 г.) уже существовал госпиталь (странноприимный дом) Святого Иоанна. Именно поэтому членов Ордена именовали госпитальерами (странноприимцами, гостеприимцами) или иоаннитами. После утраты западными христианами Святой Земли иоанниты перебрались на остров Кипр, а впоследствии - на остров Родос (получив название "родосских рыцарей" или "рыцарей Родоса"). В 1523 г. турецкий падишах Сулейман Великолепный после долгой осады изгнал иоаннитов из их крепостей на острове Родос.
В 1530 г. император Священной Римской империи (являвшийся одновременно королем Испании) Карл V Габсбург передал бывшим "родосским рыцарям" скудные, выжженные солнцем скалистые острова Мальту (давшую ордену новое название), Гоццо и Комино. Иоанниты пользовались заслуженной славой искусных строителей крепостей и вскоре превратили Мальту (древнюю Мелитту) в неприступную твердыню Христианства против натиска воинственных мусульманских пиратов.
В тени ее высоких каменных стен и мощных бастионов стояли на якоре черные, маневренные галеры мальтийских рыцарей, которых "берберийские" ("варварийские") корсары-"барбарески" боялись пуще самого шайтана. Стоило где-то появиться мальтийской галере под красным флагом с белым крестом, как фелюги исламских корсаров обращались в паническое бегство. Однако скрыться от рыцарей в красных полукафтаньях с белым крестом поверх стальных доспехов было не так-то легко. С корсарами "рыцари Белого Креста" расправлялись беспощадно. Никому точно не известно, сколько пиратских кораблей "барбаресков" отправили на дно боевые галеры Мальтийского Ордена - сотни, а, может быть, тысячи.
В почти непрерывной борьбе с корсарами на Средиземном море мальтийским рыцарям оказывал деятельную поддержку итальянский Орден рыцарей Святого Стефана (Сан-Стефано) из Тосканы, основанный в 1561 г. великим герцогом Тосканским Козимо ди Медичи специально для борьбы с исламскими пиратами. Орден Святого Стефана, подобно Мальтийскому Ордену, следовал уставу монахов-бенедиктинцев ("братии черного облачения"). Патроном и магистром Ордена считался, однако, не рыцарь-монах, а мирянин - Великий герцог Тосканский. "Братья" Ордена Святого Стефана подразделялись на четыре класса: рыцарей (отпрысков благородных родов), священников (каноников), "услужающих братьев" ("сервиентов") и "орденских сестер" (канонисс). Штаб-квартира Ордена Сан-Стефано (включавшая укрепленный монастырь и церковь) находилась в городе Пизе.
Галеры Ордена Святого Стефана в тесном взаимодействии с галерами мальтийских рыцарей регулярно патрулировали в Средиземном море. Двенадцать галер Ордена Сан-Стефано участвовали в сражении с турецким флотом при Лепанто (Навпактосе) в 1571 г., в котором флот христианской Священной Лиги одержал решающую победу над турками-османами.
"Братья-рыцари" тосканского Ордена Святого Стефана носили белые плащи с красной подкладкой с нашитым слева на груди ("напротив сердца") красным мальтийским крестом с золотой каймой.
"Услужающие братья" Ордена носили белые плащи поверх белых туник с прямым красным крестом.
"Братья-священники" - белые рясы и плащи, на которые был нашит красный крест с желтой каймой.
Все эти факты достаточно хорошо известны.
Между тем, военно-монашеский Тевтонский (Немецкий) Орден Пресвятой Девы Марии также вписал немало славных страниц в историю борьбы с морскими разбойниками, только не в Средиземном море, а на Северном и Балтийском морях.
Пиратство в Балтийском и Северном морях началось с так называемого "берегового права" (нем.: "штрандрехт"), которым издавна пользовалось население морских побережий. Согласно этому неписаному, но узаконенному обычаем "праву" всякий человек, нашедший предметы, выброшенные морем на берег, автоматически становился их владельцем.
"Береговое право" распространялось и на потерпевшие крушение или выброшенные на берег корабли. Не удивительно, что многие береговые жители легко поддавались искушению слегка "помочь" Провидению - например, немного сместить буй или погасить сигнальный огонь, чтобы гонимый ветром корабль легче наскочил на риф или сел на мель. Так прибрежные жители превращались в разбойников, грабителей и убийц. Мало того, что потерпевших кораблекрушение не спасали, обрекая на верную смерть, их вдобавок еще и убивали (если несчастным удавалось доплыть до спасительного берега), а затем грабили (ведь по "береговому праву" человек мог считать любую вещь, найденную на берегу, своей собственностью лишь в случае, если после кораблекрушения никто не уцелел). Как говорится, "концы в воду" - ведь "мертвые не кусаются". Нет человека - нет проблемы...
От разбоя берегового до разбоя морского оставался всего один шаг, который и был сделан в пору раннего Средневековья, когда начался быстрый рост морской торговли. Около середины XII в. крупнейшие торговые и портовые города Северного и Балтийского морей во главе с Любеком и Бременом (выходцы из которых, как известно, стояли у истоков основания духовно-рыцарского Тевтонского Ордена Пресвятой Девы Марии и с тех пор пользовались в Ордене особыми привилегиями) объединились в торгово-военно-политический союз - Ганзу. С тех пор на виду у береговых пиратов стало проплывать все больше ганзейских парусных судов с высокими бортами, нагруженных дорогими товарами. И начались нападения на ганзейские корабли, становившиеся все более частыми и дерзкими. "Отцы" Ганзейского союза были в отчаянии, прекрасно понимая, что местные власти не только терпят, но и поощряют морской разбой (ведь пираты щедро делились с ними добычей).
Самой дурной славой среди морских разбойников Северного и Балтийского морей пользовались так называемые "братья-витальеры", они же - "виталийские братья" (нем.: "виталиенбрюдер"). Первоначально так именовались наемные моряки-каперы (от латинского глагола "капере", то есть "брать"), участвовавшие в многолетней войне между королем Швеции Альбрехтом Мекленбургским и датской королевой Маргаретой (1353-1412 гг.). В 1389 г. Маргарета (Маргарита) захватила Альбрехта в плен и бросила его в темницу. В том же году датчане осадили последний оплот шведов, сохранивших верность своему королю - город Стокгольм. "Видя беду неминучую", отец томившегося в узилище короля Альбрехта, старый герцог Мекленбургский, призвал на помощь своих соотечественников и всех, кто пожелает служить ему за щедрую плату. На его призыв откликнулось множество искателей приключений.
В бессильной ярости датчане наблюдали, как это наемное войско (названное первоначально "морскими братьями") появилось на собственных кораблях у Стокгольма, наладив снабжение осажденных шведов оружием и другими необходимыми товарами, но, в первую очередь - продуктами питания (или, по датски: "виктуальер", то есть "провизия", "продовольствие"). Благодаря помощи "морских братьев", вскоре переименованных в "виктуальных братьев" или "братьев-виктуалиев" (а затем, для простоты - "братьев-виталиев", "виталийских братьев" или "братьев-витальеров", по-немецки: "виталиенбрюдер"), Стокгольм смог выдержать датскую осаду в течение трех лет (с 1389 по 1393).
От имени своего томившегося в датском плену короля Альбрехта шведские должностные лица выдавали "витальерам" каперские свидетельства. Тем самым многие капитаны "виталийских братьев" получили долгожданный повод для возобновления морского разбоя, теперь уже "на законных основаниях", в качестве шведских "королевских пиратов". Большинство капитанов-каперов стали нападать и на корабли Ганзейского союза, хотя и состояли у него на службе. Согласно хронике Дитмара (Детмара): "...они наводили страх на все море...Они грабили и своих, и чужих, от чего сельдь сильно подорожала".
В 1394 г. "виталийские братья" под командованием стокгольмского бургомистра совершили морскую экспедицию против острова Готланд, принадлежавшего датской короне, и взяли штурмом его столицу Висби - один из наиболее хорошо укрепленных городов Северной Европы описываемого времени. "Витальеры" превратили Висби в настоящее пиратское гнездо, в центр морского разбоя, нанесшего датчанам гораздо больший урон, чем война со шведами.
После взятия Стокгольма датчанами и заключения мира между Данией и Швецией, виталийские братья продолжали свои нападения на ганзейские торговые корабли, оперируя с острова Готланд, превращенного ими в мощную по тем временам военно-морскую базу. Прижимистым ганзейским купцам пришлось завести на каждом торговом корабле вооруженную охрану, состоявшую из наемных солдат, услуги которых стоили немалых денег. Кроме того, ганзейским городам пришлось вооружать свои парусные суда корабельными пушками, также стоившими немало (особенно по тем временам).
Однако вооруженные до зубов и опытные в деле морского разбоя "витальеры" никак не унимались. Их высокобортные корабли превосходили по скорости и маневренности более низкие ганзейские "когги". Тех, кто отказывался сдаться и не погибал при абордаже, безжалостно выбрасывали за борт. Но и купцы-мореходы также не церемонились с "виталийскими братьями", попавшими к ним в плен. Пленных "витальеров" заковывали в цепи или закатывали в сельдяные бочки, чтобы привезти на берег, судить и казнить. Морской разбой губительно сказывался на хозяйстве всех прибалтийских государств.
Ганзейским городам не всегда удавалось сплотиться для оказания пиратам эффективного отпора. Однако на их стороне выступила самая мощная военная сила тогдашней Центральной и Северной Европы - упоминавшийся нами выше духовно-рыцарский Тевтонский (Немецкий) Орден Пресвятой Девы Марии.
Верховный магистр (Гохмейстер) Тевтонского Ордена брат Конрад фон Юнгинген созвал представителей подчиненных ордену прусских городов в орденской столице Мариенбурге-на-Ногате, где им был предложен секретный план: внезапным нападением 2 000 рыцарей положить конец "вольной пиратской республике" зарвавшихся "витальеров" на острове Готланд. План Гохмейстера был одобрен всеми участниками собрания.
Задуманная военно-морская операция завершилась блестящим успехом. 22 февраля 1398 г. в гаванях Мариенбурга стояли наготове 10 больших кораблей и 30 кораблей поменьше. На них грузили осадные орудия, провиант и лошадей, готовились к отплытию рыцари и пехота. 17 марта тевтонский флот (до открытия навигации) вышел в открытое море, еще не полностью освободившееся ото льда. Через четыре дня орденский флот тевтонов под белыми флагами с черным крестом, усиленный ганзейскими и датскими кораблями с 5000 отборных воинов под командованием самого Верховного магистра брата Конрада фон Юнгингена бросил якоря южнее главной крепости пиратов на Готланде - города Висби. Тевтонское войско высадилось на острове Готланд вблизи Висби, в котором засел двухтысячный гарнизон "витальеров" во главе со шведским аристократом Свеном Стуре.
Сухопутная операция была проведена в столь же стремительном темпе, как и морская. Несмотря на все еще лежавший глубокий снег, тевтонское войско, подобно урагану, пронеслось по пиратскому острову. Гарнизоны пиратских крепостей Вестергарн, Слите и Варвсгольм-Ландескроне, парализованные ужасом, капитулировали почти без сопротивления.
Затем флот Тевтонского Ордена с боем ворвался в гавань Висби. Одновременно сухопутные войска тевтонов пошли на штурм городских стен с суши. Положение окруженного со всех сторон гарнизона "витальеров" казалось совершенно безнадежным. Однако ни закованные в латы "братья-рыцари" и "сарианты", ни осадные машины, ни измена готландцев "витальерам" не помогли тевтонам. После длительной осады Верховный магистр тевтонов брат Конрад фон Юнгинген был вынужден заключить со Свеном Стуре перемирие. По условиям этого перемирия остров Готланд на вечные времена становился владением Тевтонского Ордена, а Свен Стуре и 2000 уцелевших "виталийских братьев" получили право отбыть на своих кораблях, куда пожелают.
Свен Стуре и некоторые вожди "витальеров" из аристократов примирились с королевой Маргаретой, став добрыми подданными датской короны.
5 апреля 1398 г. город Висби раскрыл ворота перед победителями.
По приказу Верховного магистра тевтонов все уцелевшие "виталийские братья" немедленно, под страхом смерти, должны были покинуть остров Готланд. Эта блестящая победа, одержанная флотом и войском Тевтонского Ордена Пресвятой Девы Марии, стала началом конца морского разбоя на Балтике.
После взятия главного пиратского гнезда - Висби - флотом и войском Тевтонского Ордена братство "витальеров" распалось. Часть "виталийских братьев" бежала на своих парусных кораблях в Северную Швецию (Нурланд), захватила крепость Факсегольм и удерживала ее, пока не дождалась помилования.
Две другие группы "витальеров", скрывшись в море, продолжали заниматься морским разбоем. Они возвратились в юго-западную Данию, обосновавшись на острове Эртгольм, близ большого острова Борнгольм.
Но главные силы "виталийских братьев" ушли на северо-запад, прошли пролив Каттегат, обогнули северную оконечность Дании и нашли себе новое убежище на Восточных Фризских островах в Северном море.
5. О Клаусе Штёртебекере.
Предводителями этой группы "витальеров" были овеянные легендами еще при жизни Клаус Штёртебекер и Гёдеке Михаэль, которые и в прежние годы частенько охотились на купцов в тех же местах - в Немецкой бухте и у берегов Голландии, захватывая торговые корабли разных стран. Теперь беглецы с Готланда возобновили свое старое ремесло. Пиратов Штёртебекера и Михаэля именовали "равнодольными", или "ликеделерами" (от нижненемецких слов "лике деель", то есть "равные доли", на которые пираты, якобы, делили всю захваченную у "купцов" добычу). По некоторым сведениям, база "равнодольных" первоначально располагалась на острове Рюген в Балтийском море, откуда они были вытеснены ганзейцами.
После изгнания с Балтики "ликеделеры" переместили свои основные базы на Восточно-Фризские острова. Чаще всего они базировались в порту Мариенгафе, где даже начали строить "от щедрот своих" церковь с высокой колокольней, но достроить ее не успели. Ведущий к церкви канал получил название "Штёртебекерштиф". Согласно древней легенде, Штёртебекер пришвартовывал (а говоря по-сухопутному, привязывал) свои корабли канатами к большим железным кольцам, прикрепленным к стене церковного двора и сохранившимся по сей день.
Иногда Штёртебекер и его "равнодольные" проявляли милосердие, сострадание и даже щедрость к бедным людям. Так, по одной из легенд, предводитель "ликеделеров" увидел в рыбацкой деревушке на острове Рюген старика, сидящего на пороге своего домишка и проливавшего горькие слезы. Оказалось, подходил срок уплаты аренды за жилье, а улов оказался хуже, чем ожидалось, и несчастному было нечем платить. Ему грозило выселение. Клаус Штёртебекер смилостивился над ним, дав ему столько денег, что рыбаку хватило не только на уплату аренды, но и на выкуп дома в собственность.
На расстоянии одного часа езды от гамбургского пригорода Гарбурга в направлении Букстехуде расположен большой песчаный холм под названием Фалькенберг (нем.: Соколиная гора), на котором Штёртебекер, по легенде, выстроил замок, откуда он железными цепями перегораживал Эльбу, останавливая купеческие корабли, которые грабил (или иногда отпускал, взяв с них щедрую дань). Автор этих строк был на Соколиной горе и убедился, что от замка Штёртебекера остались одни воспоминания.
"Ликеделеры" ходили по морям отнюдь не под синими или голубыми флагами (приписываемыми "морским братьям" Балтики автором любимой книги нашего детства "Кольцо Великого магистра", заставившим одного из них - корноухого капитана пиратов прусского происхождения - при всем честном народе на пиру в Мариенбургском замке Верховного магистра тевтонов поклясться привести весь флот Тевтонского Ордена к ножкам датской королевы Маргариты, скорее всего, по идеологическим соображениям), а под красным знаменем, означавшим их твердое намерение не давать своим пленникам никакой пощады и немедленно проливать их кровь.
Право проливать кровь виновных издавна (по крайней мере, со времен Древнего Рима) принадлежало королям и другим законным "властям предержащим", что символизировалось красным (пурпурным) цветом их знамен. Присвоив себе красное знамя, пираты тем самым зримо выражали свою претензию на власть (в том числе над жизнью и смертью людей), не принадлежавшую им по праву. Именно по этой причине не только пираты (название флага которых, известного как "Веселый Роджер", в действительности является искажением французских слов "Жоли Руж", то есть "красивый красный"), но и все прочие бунтовщики против законной власти издавна использовали красные флаги. Но это так, к слову...
Бесчинства "ликеделеров" приняли столь угрожающие масштабы, что в конце концов на экстренном собрании представителей всех городов Ганзейского союза в городе Любеке было решено нанять 3000 солдат, чтобы раз и навсегда положить конец морскому разбою.
Первый удар ганзейцы нанесли по пиратским базам на Восточно-Фризских островах. В 1400 г. они были атакованы любекскими и гамбургскими кораблями, высадившими на островах десант и тщательно обшарившими каждую пядь побережья. При этом было убито 80 "ликеделеров".
Перепуганные быстротой кровавой расправы местные жители сами схватили и доставили под меч ганзейского палача еще 25 "равнодольных", которые были обезглавлены на рыночной площади города Эмдена на глазах своих недавних защитников и укрывателей. В ходе казни выяснилась сенсационная подробность - один из схваченных, осужденных на смерть и обезглавленных морских разбойников оказался...сыном знатного феодала графа Конрада II Ольденбургского (правда, внебрачным, но все-таки сыном!), оказывавшего "ликеделерам" тайную, но весьма эффективную поддержку!
Ганзейский союз нанес "ликеделерам" тяжелейшее поражение, но еще не одержал окончательной победы, поскольку на Восточных Фризских островах продолжали укрываться около 500 "виталийских братьев". Война еще не кончилась.
Зимой 1410 г. вольный ганзейский город Гамбург приготовился нанести "ликеделерам" окончательный, смертельный удар. Ранней весной из устья Эльбы вышла замаскированная под торговый караван флотилия, имевшая в своем составе 2 новых военных корабля, в том числе когг "Бунте Ку" ("Пестрая корова"), назначенный флагманом. Гамбургская флотилия двинулась в сторону острова Гельголанд, в южной гавани которого стояли на якоре пиратские корабли "ликеделеров".
Все произошло в соответствии с планом гамбургских мореходов. "Ликеделеры" Клауса Штёртебекера, обнаружив "беззащитных купцов", погнались за теми на своих быстроходных кораблях под красными флагами, надеясь поживиться богатой добычей. Когда морские разбойники приблизились к ганзейской флотилии, "Пёстрая корова" легла в дрейф и встретила "ликеделеров" губительным огнем своих корабельных орудий. В разыгравшемся морском бою у "равнодольных" не было никаких шансов на победу, хотя дрались они отчаянно. 40 "ликеделеров" было убито в бою, 73 (в том числе главарь пиратов Клаус Штёртебекер и его подручный Вейхман Вихельт) взято в плен ганзейцами.
В Гамбурге схваченные морские разбойники предстали перед судом. Следствие и процесс заняли долгое время, и лишь к середине октября 1401 г. все подсудимые были приговорены к смертной казни через отсечение головы. 20 октября все осужденные на смерть пираты были доставлены на остров Малый Грасброок (Грасбрук), где палач двуручным мечом отсек им головы.
Отрубленные головы казненных "ликеделеров" были насажены на колья, вбитые на берегу - как предупреждение всем морским разбойникам на будущее(автору данных строк пришлось видеть пару пострадавших от беспощадного времени пиратских черепов, сохранившихся до наших дней, прибитых толстыми железными гвоздями к деревянным кольям, в Музее истории Вольного и Ганзейского города Гамбурга). На этом месте, расположенном ныне на территории сильно разросшегося с тех пор гамбургского порта ныне стоит 2-метровая бронзовая статуя Штёртебекера перед казнью.
О Клаусе Штёртебекере, родом из окрестностей Барта в Померании (женатом, кстати, на фризской аристократке, дочери знатного феодала Кено Тен Брогка, покровителя "ликеделеров"), еще при жизни было сложено не меньше легенд, чем о нашем Стеньке Разине в Поволжье или о Робин Гуде - в "доброй веселой Англии".
Само прозвище предводителя пиратов - "Штёртебекер", означающее в переводе с нижненемецкого диалекта на русский язык "Опрокинь стакан", объясняли тем, что он принимал в свое братство только тех, кто мог залпом осушить "стакан" (а точнее, кубок) вина или пива "размером с ведро".
Нечто подобное новгородские "былинники речистые", кстати, рассказывали о предводителе своих собственных пиратов-"ушкуйников" Василии Буслаевиче, принимавшего в свою "дружинушку удалую" только молодцов, способных единым махом осушить "добру чашу зелена вина в полтора ведра". Можно, конечно, спорить о том, чей кубок был больше (все зависит также от размера соответствующих ведер). В гигантский кубок Штёртебекера, по воспоминаниям современников, входило "четыре бутылки". В цеховом доме гамбургских корабельщиков несколько столетий хранился огромный кубок, о котором говорили, будто он принадлежал Штёртебекеру. Справедливости ради следует, однако, заметить, что другой "кубок Штёртебекера" хранился в древнейшем ганзейском городе Любеке, а третий - в Гронингене.
Все награбленное пиратами золото Клаус Штёртебекер, якобы, хранил внутри грот-мачты своего флагманского корабля (что явно противоречит другой легенде, согласно которой вся добыча делилась "ликеделерами" поровну)!. Гамбуржцы, якобы, смогли пленить главаря "равнодольных" только хитростью: подойдя в сильный туман к берегам острова Гельголанд, они тайно проникли на корабль Штёртебекера, набросили на него сеть и перетащили без лишнего шума на свой корабль. По одной из версий некий хитроумный гамбургский соглядатай, заблаговременно проникнув на корабль легендарного пирата, при помощи расплавленного свинца сделал неподвижным руль пиратского судна.
Доставленный в Гамбург, Клаус Штёртебекер, якобы, разорвал свои цепи (так он был силен) и обещал, в обмен на жизнь и свободу, покрыть золотом крышу гамбургского храма Святого Петра (Санкт Петри), однако судьи оказались неумолимы. Спрошенный перед казнью о своем последнем желании, Штёртебекер, якобы, попросил пощадить тех из его товарищей (выстроенных палачами в ряд в ожидании экзекуции), мимо которых он пробежит после того, как ему отрубят голову.
Уже обезглавленный, предводитель "ликеделеров", якобы, пробежал мимо 9 (по другой версии - мимо 4) из них, но, когда он пробегал мимо десятого (по другой версии - мимо пятого), кто-то из стражников подставил ему ногу (по другой версии - бросил ему под ноги чурбан или доску), пират упал и уже не поднялся. А когда палача, казнившего всех "ликеделеров", спросили, не устал ли он рубить головы, тот, якобы ответил, что у него вполне хватило бы сил обезглавить еще и всех присутствовавших на казни членов суда и гамбургского городского магистрата (за что и был приговорен к бичеванию), и т.д.
Не меньшим количеством легенд были окутаны и образы других "ликеделеров" - Мольтке и Мантейфеля (судя по именам, отпрыскам знатных датско-германских родов), Вигбольдена, Вихмана и других.
Летом того же года в устье реки Везер были схвачены ганзейцами Гёдеке Михаэль и его помощник Вигбольден, предводители уцелевших "ликеделеров". Они и их сообщники (общим числом 80 человек) были казнены на острове Грасбрук так же, как Клаус Штёртебекер "со товарищи".
Тем не менее, "ликеделеры", даже лишившись своих предводителей, оказались попросту "непотопляемыми". В 1407 г. они, на фризской службе, участвовали в морской войне против голландцев, в 1426 г. служили голштинскому (гольштейнскому) дворянству, в 1428 г. на службе у Ганзейского союза (!), забыв недавние взаимные обиды, воевали против датчан, а в 1438 г. - опять же на службе у Ганзы - против голландцев и зеландцев. Тех "ликеделеров", которые отказывались служить Ганзе, ловили и казнили, в то время как пираты, более склонные к сотрудничеству, превращались из морских разбойников в каперов. После гибели последнего предводителя "ликеделеров" Ганса Энгельбрехта центр пиратства в Северной Европе раз и навсегда переместился на Британские острова.
В 1403 г. неугомонные датчане высадили на Готланде морской десант и быстро завладели островом. В ответ Тевтонский Орден организовал так называемый Второй морской поход на Готланд, завершившийся изгнанием датчан и возвращением острова в состав орденских владений, а также сокрушительным разгромом датского флота военными кораблями Тевтонского Ордена в морской битве при Кальмаре.
И лишь в 1407 г. Тевтонский Орден, в ходе очередного территориального размена, передал остров Готланд, так долго служивший яблоком раздора, во владение королю Эрику Шведскому.