О ФЛОТЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
Вольфганг Акунов
О ФЛОТЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА.
Начало тевтонского флота.
После основания в 1237 г. замка Эльбинг (по-польски: Эльблонг)- Данциг (по-польски: Гданьск) был присоединен к владениям Тевтонского Ордена Пресвятой Девы Марии (став его важнейшим портовым городом) только в 1309 г. - тевтонские рыцари получили прямой выход к Балтийскому (Янтарному) морю. Одновременно Эльбинг (быстро разросшийся до размеров города) был и речным портом - в его акватории сходилось сразу несколько важных речных путей. У Тевтонского Ордена не было необходимости постоянно содержать свой собственный военно-морской флот.
Правда, в ходе двух военно-морских экспедиций на остров Готланд (первая из которых, состоявшаяся в 1398 г., была направлена против засевших на острове морских разбойников-"витальеров", а вторая, проведенная в 1403 г. - против захвативших Готланд датчан) Тевтонский Орден использовал для перевозки своих десантных войск в качестве транспортных средств корабли, пригодные для плавания в открытом море. Однако эти корабли, ходившие по морю под белым орденским флагом с черным крестом, (как и их команды) принадлежали не самому Ордену, а торговым товариществам (кумпанствам) купцов расположенного в орденских владениях города Данцига, у которого Орден Пресвятой Девы Марии арендовал как суда (когги, кочи), так и матросов.
Во время первого Готландского морского похода Тевтонского Ордена (1398 г.) против пиратов-"витальеров", засевших на острове Готланд, из данцигского порта вышли 84 зафрахтованных орденом корабля, имевшие на борту более 4000 "братьев-рыцарей", "братьев-сариантов" (сержантов, или сервиентов) и воинов-"кнехтов" Тевтонского Ордена, а также 400 боевых коней и вьючных лошадей.
Завоевание прибалтийских земель осуществлялось в первую очередь по суше (в том числе по реками) и (частично) вдоль побережья Балтийского моря. В летнее время важнейшим судоходным транспортным водным путем, необходимым для обеспечения коммуникаций, подвоза подкреплений и грузов, являлась река Висла.
Первые два крупных речных корабля, принявшие участие в военных экспедициях Тевтонского Ордена в Пруссии, назывались "Фридланд" и "Пильгрим" ("Пильгерим", то есть "Паломник"). Оба одномачтовых корабля были построены в 1236 г. по приказу и на средства знатного участника крестового похода в земли прусских язычников маркграфа (маркиза) Генриха Мейсенского из владетельного дома Веттинов (прародителя будущей династии курфюрстов и королей Саксонских).
Первоначально маркграф воспользовался этими плоскодонными речными судами для перевозки собственного военного отряда, а после окончания крестового похода, перед самым возвращением в Германию, подарил оба корабля Тевтонскому Ордену. Этими кораблями, вместе с военным контингентом крестоносцев, были доставлены по рекам Висле и Ногате из Мариенвердера в бухту Драузе, где было запланировано строительство замка Эльбинг, также воины Тевтонского Ордена и нанятые Орденом мастеровые.
Судя по сохранившимся описаниям, плоскодонные суда "Фридланд" и "Пильгрим", построенные в Пруссии эльбскими корабелами, привезенными с собой маркграфом Мейсенским, имели в длину около 23 м, в ширину около 6 м, высоту бортов 1,30 м и осадку не более 0,75 м. Обладая большой маневренностью, они могли без особого труда следовать всем извивам реки. Каждый из этих 2 кораблей имел одну большую мачту с "вороньим гнездом" и четырехугольным парусом, но мог идти и на веслах. Белый парус был украшен гербом саксонского рода Веттинов, из которого происходил маркграф Генрих Мейсенский - двумя лазурными столпами.
Щиты, прикрепленные к бортам кораблей для защиты гребцов от неприятельских метательных снарядов, были украшены попеременно гербом Тевтонского ордена (прямым черным крестом на белом поле), лазурными столпами дома Веттинов на белом (серебряном) поле и личным гербом Генриха Мейсенского - черным львом на желтом (золотом) поле. На носу "Фридланда" и "Пильгрима" развевался белый флаг Тевтонского Ордена с прямым черным крестом, над кормовой надстройкой ("ахтеркастелем") - желтое знамя-"баннер" Генриха Мейсенского с изображением черного льва, а на мачте - белый стяг крестоносцев с лапчатым черным крестом. Корабли имели по пять пар весел и одно большое рулевое весло (кормило).
При помощи этих двух кораблей, перевозивших мастеров, охрану и строительные материалы, был построен также орденский замок Бальга. "Фридланд" и "Пильгрим" приняли активное участие в изгнании прусских язычников с побережья залива Фришес Гафф. В 1242 г. войско Тевтонского Ордена, высадив десант с кораблей, захватило расположенный на берегу Вислы замок Сартовице (Сартовиц), принадлежавший поморскому князю (герцогу Помереллии). На Висле и в дальнейшем неоднократно происходили бои орденских кораблей с военными флотилиями прусских и литовских язычников. В тевтонских хрониках сохранились факты оснащения орденских кораблей метательными машинами, активно применявшимися против неприятельских флотилий.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Ссылка на статью "О ФЛОТЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА"
Ссылки на статьи той же тематики ...
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна
!
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию