СОСЛОВИЯ ИЛИ ЧИНЫ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
О СОСЛОВИЯХ, ИЛИ ЧИНАХ, ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
RLD
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.
Как известно, члены военно-монашеского (духовно-рыцарского) Тевтонского ордена Пресвятой Девы Марии подразделялись на несколько сословий, или чинов. Это были "братья-рыцари», "братья-священники» ("братья-клирики»), "братья-сарианты», "полубратья» ("полукрестники») и "фамилиары» (которых нередко путают друг с другом). Рассмотрим этот вопрос несколько подробнее.
1. "Братья-рыцари» ( белые плащи)».
Первенствующим сословием, или чином, Тевтонского ордена, были тяжеловооруженные "братья-рыцари» ("белые плащи»),, составлявшие основную ударную силу орденского войска и сражавшиеся преимущественно в конном строю. По крайней мере, так было в начальный период пребывания ордена Пресвятой Девы Марии в Палестине, где главными противниками "тевтонов» ("мариан») выступали арабские и тюркские наездники-мусульмане (сарацины) и в Седмиградье (Трансильвании), где "Божиим дворянам» пришлось иметь дело с легкой конницей куманов (половцев, или кипчаков), от которых "тевтонам», приглашенным венгерским королем Андреем II (Андрашем, Эндре), надлежало оборонять область Бурца на границе тогдашней Венгрии (расположенную на территории современной Румынии - государства, не существовавшего на карте средневековой Европы).
Но в ходе покорения "тевтонами» и их союзниками - крестоносцами-мирянами - Пруссии и других прибалтийских земель ситуация во многом изменилась. Кстати, такая возможность была предусмотрена и статьей 22-й орденского Устава тевтонов "О том, что относится к рыцарству», в которой, в частности, говорилось: "Воистину, поскольку известно, что орден сей специально учрежден для войны против врагов Креста и Веры, то в зависимости от разнообразия земель и обычаев и нападения врагов надлежит сражаться разным оружием и разными способами...»
Действительно, местность в Пруссии и Лифляндии (Ливонии), изобиловавшая густыми лесами, болотами и реками, была не слишком пригодной для традиционного рыцарского конного боя. Поэтому, в отличие от классического ведения рыцарями военных действий на территории Святой Земли и Европы (преимущественно конного), тевтонским "братьям-рыцарям» часто приходилось вести бой пешими и биться нередко нетипичным для рыцарей оружием. Так, например, "брат-рыцарь» Генрих фон Таупадель (разумеется, прекрасно владевший копьем, мечом, топором, шестопером и булавой), особенно прославился своей меткой стрельбой из "(ручной) баллисты», то есть из самострела, "кущи», или арбалета (хотя в составе войска ордена имелись наемные арбалетчики и лучники - как, впрочем, и отличная наемная пехота и легкая кавалерия – "туркополы», подчинявшиеся, как и в ордене иоаннитов-госпитальеров, особому орденскому должностному лицу - туркопольеру).
Согласно орденскому летописцу брату Петру из Дусбурга, при осаде орденского замка Шенензе вождем прусского языческого племени бартов Диваном (Диване): "...брат Арнольд Кроп выстрелом из баллисты прострелил горло упомянутому Дивану. Остальные ни с чем ушли».
А при штурме прусскими язычниками замка Кенигсберг: "...один брат среди прочих оборонявшихся был вынужден бросить заряженную баллисту и едва спасся бегством. Подняв эту баллисту, один самб повесил ее себе на шею. Другие, окружив его, чрезвычайно дивились тому, что это такое, ибо раньше такого не видели, и прикасались к ней руками в разных местах; наконец, когда кто-то нажал на спуск, струна (тетива - В.А.) баллисты перерезала ему горло, так что вскоре он умер. Поэтому пруссы с тех пор очень боялись баллист».
Еще недавно даже многие историки (недооценивавшие значение постоянной физической тренировки и непрерывного военного обучения) считали, что "неповоротливые» средневековые рыцари, якобы, физически не способны сражаться в пешем строю (по причине тяжести доспехов). Необходимо заметить, что это - очень старое заблуждение. Еще в XIII в. жертвой подобных ложных представлений пал князь ("принцепс», получивший впоследствии титул "дукс», duх, то есть "герцог») Поморский (Померанский) Святополк (Свантеполк), бывший союзник Тевтонского ордена в борьбе с язычниками-пруссами, со временем изменивший ордену и даже возглавивший восставших против ордена пруссов (чтобы со временем предать и их и снова переметнуться на сторону "тевтонов»; а брат Святополка, князь Ратибор, даже вступил в Тевтонский орден).
Недооценка боевой выучки и физических способностей "Божьих дворян» дорого обошлась поморскому князю. Орденский хронист брат Петр из Дусбурга так писал о битве, в которой "тевтоны» нанесли просчитавшемуся "дуксу» Святополку тяжелое поражение:
"Но Свантеполк, полагая, что братья (тевтонские рыцари - В.А.) не собираются бежать, повелел тысяче лучших бойцов своего войска спешиться, наставляя их, чтобы они с превеликим шумом и гамом напали на братьев и, встав под прикрытием щитов, своими копьями пронзили бы коней христиан, говоря: "На них тяжелые доспехи, и они не могут сражаться пешими».
Между тем, ход сражения показал, что Святополк жестоко просчитался. Его войско было наголову разгромлено "марианами», даже лишившимися своих боевых коней.
В период пребывания Тевтонского ордена в Святой земле европейские боевые кони были редкостью. Братья ордена Приснодевы Марии вынуждены были пользоваться низкорослыми лошадями местных сирийских пород (так называемыми "туркоманами»), а нередко даже сражаться в пешем строю. Большую помощь войску Тевтонского ордена оказали легкоконные отряды туркополов, вербовавшиеся первоначально из сирийских и палестинских христиан, а в впоследствии - из осевших в Земле Воплощения западных крестоносцев ("франков»), перенявших у арабов, сирийцев, армян и турок их коней, вооружение и военную тактику.
Во владениях Тевтонского ордена (в том числе - в Пруссии) имелись превосходные по тем временам конные заводы. Боевые кони "тевтонов» являлись результатом тщательной селекции, направленной на соединение качеств лошадей арабских пород, с которыми "мариане» познакомились и ценить которых они научились еще в палестинский период существования ордена, и европейских тяжеловозов. Конь не должен был бояться противника, а наоборот, бросаться на него и бить неприятельских коней и воинов передними ногами, вставая на дыбы. Главный недостаток рыцарских коней заключался в их быстрой утомляемости. Они были не способны к быстрой скачке галопом, предпочитая двигаться медленным шагом или рысью. Непоправимый урон прусским конным заводам - залогу боевой мощи орденской кавалерии - был нанесен литовско-польским войском после поражения орденской армии при Танненберге (Грюнвальде, Жальгирисе) летом 1410 г. Конные заводы орденской Пруссии подверглись разгрому и опустошению, множество чистокровных лошадей угнано в Литву и Польшу. Впрочем, пока то до этого было еще далеко...
Передвижение рысью, особенно мучительное для всадника, считалось у "братьев-рыцарей» и "братьев-сариантов» Тевтонского ордена суровым наказанием. Час движения рысью в полном боевом вооружении был для них настоящей мукой. Хорошо известно, однако, что они садились на боевых коней только в самый последний момент перед сражением, передвигаясь до этого на других, походных лошадях, обычно местной низкорослой прусской породы (так называемых "швейках» или "шейках»). Для перевозки оружия, имущества и припасов использовались еще менее ценные вьючные лошади.
"Братья» Тевтонского ордена Святой Девы Марии отличались высоким боевым духом и в плен обычно не сдавались (во всяком случае, врагам Христовой Веры; впрочем, те их обычно в плен и не брали, предпочитая сжигать живьем на кострах или, вспоров им животы, водить вокруг дерева, наматывая кишки Христовых воинов на древесный ствол, пока истязуемый не отдавал Богу душу). Среди них было распространено поверье, согласно которому каждый "тевтон», павший в бою за веру, причислялся к воинству небесному, т.е. становился ангелом (замещая одного из ангелов, совращенных в начале времен Сатанаилом-Сатаной, увлекшим треть небесного воинства на бунт против Бога, понесшим поражение от архистратига архангела Михаила и низвергнутого со своими приспешниками в ад кромешный, где они превратились в бесов). Поэтому воины Девы Марии шли в бой без особого страха (во всяком случае, в эпоху классического религиозного сознания), зная, что в случае мученической смерти на поле брани пополнят собой число ангелов. Они придерживались строгой монашеской дисциплины и по пятницам обязательно бичевали себя сами или друг друга - в память крестных мук Спасителя.
Орденское облачение "мариан» строго регламентировалось Уставом. Так, "братья-рыцари» (лат.: "фратрес милитес», fratres milites, нем.: "риттербрюдеры», Ritterbrueder) в мирное время носили длинный белый кафтан (котту или якку) в военное время - более короткое полукафтанье (сюрко) без рукавов, а поверх него - плащ (мантию), и то, и другое - белого цвета. В военном походе кафтан (полукафтанье) и плащ надевали поверх доспехов. На своей белой военной одежде и белых плащах тевтонские рыцари носили орденскую эмблему - прямой (позднее - лапчатый) черный "латинский» (с более длинным нижним лучом) крест, пришиваемый слева на плащ напротив сердца и на грудь кафтана (полукафтанья).
Поэтому не удивительно, что греческий путешественник из Восточной Римской империи (Византии) Ласкарис (Ласкарь) Канан, совершивший в начале XV в. самое дальнее путешествие в страны Западной Европы (включая даже Исландию, которую он, вслед за античным географом Клавдием Птолемеем, именовал "Фулой», или "Туле»), совершенное когда-либо византийцами, описывая Ливонию (где он посетил, в частности, города Ригу и Ревель), подчеркивал, что городами управляет архиепископ, а страной – "дукс (лат.: dux - полководец, воевода, отсюда титул вождя итальянских фашистов Бенито Муссолини – "дуче», duce - В.А.) - великий магистр белых одеяний и черного креста».
Черный орденский крест украшал также белые орденские знамена, флажки-прапорцы на копьях, щиты, а в некоторых случаях - также шлемы и белые попоны боевых коней. Каждый "брат-рыцарь» обязан был иметь трех лошадей (для боя и для перевозки поклажи) и одного конного оруженосца – "брата-сарианта» (от французского слова "сержант» и латинского слова "сервиент», то есть "слуга»). В соответствии с требованиями орденского устава, каждый тевтонский "брат-рыцарь» был оснащен всем необходимым вооружением - прочным, удобным, но безо всяких узоров или украшений (на последнее обстоятельство обращал особое внимание еще Бернар Клервосский в своей "Похвале новому рыцарству», обращенной в первую очередь к тамплиерам, но служившей руководством и для других военно-монашеских орденов "Церкви воинствующей»). Обычный набор рыцарского вооружения включал длинное копье с древком из ясеня, граба, пихты или яблони, обоюдоострый меч, кинжал и булаву (а иногда еще и шестопер-пернач, боевой топор, или секиру).
Защитное вооружение "брата-рыцаря» Тевтонского ордена в период войн в Святой Земле, Трансильвании, Пруссии и Ливонии включало клепаный шлем с наносником, защищавшим в бою лицо рыцаря от ранений, и кожаным подшлемником, стеганой суконной шапкой или кольчужным колпаком, амортизировавшим удары (вытесненный со временем, хотя и далеко не повсеместно, горшковидным шлемом с глухим забралом и прорезями для глаз), длинной кольчуги с рукавами, кольчужных чулок с металлическими наколенниками (нередко - с кольчужными башмаками), иногда - кольчужных или латных рукавиц, а также щита - в описываемую эпоху преимущественно треугольного или каплевидного (мииндалевидного).
Шлем удерживался на голове прочными кожаными завязками. Щит, изготовленный из прочных досок, обтянутый толстой кожей и обитый металлическим ободом, был оснащен системой кожаных ремней, позволявших удерживать его либо на руке, либо на плече. Обычно щит был белого цвета с черным орденским крестом (форма которого не была единообразной в течение всего периода существования Тевтонского ордена, а периодически изменялась под влиянием моды и иных обстоятельств), но имели место и исключения из этого правила.
Так, например, дошедший до наших дней щит Гохмейстера "мариан» Карла Трирского (Карла фон Трира), имевший форму сужающегося книзу овала, был не белого, а красного цвета, с желтым ободом (украшенным выполненной черными литерами латинской надписью следующего содержания: "Щит и шлем магистра ордена тевтонских братьев»), с изображением увенчанного шлемом должностного герба Верховного магистра). Впрочем, существует представляющееся вполне обоснованным мнение, что этот богато украшенный щит был не боевым, а исключительно парадным (церемониальным).
Составляя со своим боевым конем единое целое, устремив вперед зажатое под мышкой копье, "братья-рыцари» и "братья-сарианты» ордена Пресвятой Девы Марии Тевтонской были способны, во славу Христовой Веры и своей Небесной Покровительницы, пробить самую прочную неприятельскую броню.
По Уставу Тевтонского ордена его членам (подобно тамплиерам и госпитальерам) строжайше воспрещалось носить какие-либо украшения. Тем не менее, со временем к этим запретам стали относиться более снисходительно, чем в первые, суровые века существования ордена Пресвятой Девы Марии. Так, при описании Танненбергской битвы 15 июля 1410 г. польский историк Ян Длугош упоминает, что рыцарь ордена Пресвятой Девы Марии брат Диппольд Кикериц фон Дибер (напавший на самого польского короля Владислава Ягелло), в белом тевтонском плаще, был с головы до ног облачен в богато украшенные доспехи и препоясан золотой перевязью. У самого Верховного магистра Тевтонского ордена брата Ульриха фон Юнгингена, павшего в этой битве, на груди поверх лат висел на золотой цепи золотой же ковчежец со святыми мощами, а по другой версии - даже с частицей Святого Истинного Креста (якобы делавший его неуязвимым для неприятельского оружия; по легенде, сразить его удалось только еще более священной реликвией - Голгофским копьем сотника Лонгина, которым тот некогда пронзил ребро распятого на кресте Богочеловека, каким-то таинственным образом доставленным на поле битвы из Кракова, где оно хранилось с того времени, как было подарено римско-германским императором Оттоном III из династии Салиев своему вассалу Болеславу Храброму, правителю Польши), и т.д.
Разумеется, со временем, по мере утяжеления и усложнения наступательного и оборонительного вооружения, западноевропейских армий, введения в них артиллерии и ручного огнестрельного оружия, соответствующие изменения происходили и в войсках Тевтонского ордена (как, впрочем, и в войсках других военно-монашеских орденов). А после утраты тяжелой рыцарской конницей с ее длинным копьем статуса основной ударной силы на полях сражений эту роль стала играть превосходная, по тем временам, артиллерия ордена Приснодевы Марии.
2. Комтуры.
Особо важное место среди "братьев-рыцарей» Тевтонского ордена занимали комтуры (коммендаторы, комментуры или командоры). Эти должностные лица ордена Пресвятой Девы Марии, избираемые из числа наиболее опытных и одаренных "братьев-рыцарей», управляли определенными территориями или областями "тевтонского» орденского государства, являясь одновременно комендантами замков-монастырей, представлявших собой церковные, военно-административные и хозяйственные центры означенных территорий.
Соответственно, на комтуров, подчиненных "ландмейстерам» (магистрам орденских провинций, или земским магистрам) возлагались орденским руководством церковные, административно-хозяйственные и военные функции. В военное время комтуры возглавляли отряды орденских "братьев-рыцарей», несших военную службу в подчиненных им округах-комтурствах (комтуриях) и составлявших конвент (совет) их комтурий (с которым комтуры, в случае необходимости, советовались по важным вопросам), и представляли собой своеобразный командный состав среднего звена. Положение и должность обязывали комтуров сражаться в первых рядах, поэтому потери среди них были особенно велики.
Так, например, один из "тевтонских» должностных лиц, брат Генрих Штанге (комтур Христбурга, исполнявший одновременно обязанности вице-магистра Пруссии), согласно некоторым источникам, был обязан своим прозвищем (словом "штанге», Stange, на средневерхненемецком языке именовалось рыцарское копье) виртуозному искусству, с которым он владел копьем, и вышел победителем из бесчисленного количества конных схваток на копьях (хотя его противники - язычники-пруссы, которых – к сожалению, не только в популярной литературе! - вопреки исторической правде, нередко изображают толпой пеших, косматых лесовиков с дубинами и топорами! - также прекрасно владели искусством конного боя на копьях). Комтур Генрих Штанге, вместе со своим братом Германом, пал в бою с прусским племенем самбов при Гермау в 1253 г., прикрывая отход христианского войска в безопасное место. Как писал орденский летописец брат Петр из Дусбурга в своей "Хронике земли Прусской»: "Об этом брате Генрихе Штанге, комтуре Христбурга, достоверно повествуется, что, когда он в часовне, преклонив колена перед алтарем, молил Бога, чтобы Он явил ему какой-нибудь знак, если считает его достойным своей милости, то деревянная фигура Распятого, перед которой он молился, протянула руку свою и, осенив крестом, благословила его, и он, увидев этот знак, ушел довольный. Это видел и сообщил всем брат Гейндрик, священник этого же замка, который молился в то время в одном углу часовни».
Черные кресты на белом одеянии комтуров, обозначая их высокий ранг, были большего размера, чем у рядовых "братьев-рыцарей».
Тевтонские рыцари шли в бой с песнью, созвучной пасхальной молитве: "Сhrist ist erstanden von der Marter allе...» (по-латыни: "Сhristus resurrexit de mortuis...», а по-русски: "Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»). Утверждение некоторых авторов, будто члены Тевтонского ордена при встрече приветствовали друг друга словами "С нами Бог!» (нем.: "Готт мит унс!», Gott mit uns!), хотя и представляется нам вполне соответствующим духу времени, не находит себе подтверждения в орденском Уставе рыцарей Девы Марии.
Девиз Тевтонского ордена звучал (и звучит по сей день): "Исцелять-Защищать-Помогать» (нем.: Heilen-Wehren-Helfen).
3. "Братья-священники».
"Братья-рыцари» (нем.: "пристербрюдер», Priesterbrueder) и "братья-сарианты» ("сариантсбрюдер», Sariantsbrueder) Тевтонского ордена, будучи монахами, несли военную службу, различаясь по сословным признакам. Но, наряду с "братьями-рыцарями» и "братьями-сариантами» (о последниз будет еще подробнее рассказано далее), в Тевтонский орден входили также "братья-священники» (а не "братья-монахи», как иногда неправильно утверждают - ибо монахами являлись все полноправные члены ордена Девы Марии). Для "братьев-священников» ордена Приснодевы Марии происхождение из того или иного сословия значения не имело. "Братом-священником» мог стать как дворянин, так и простолюдин. Численность "братьев-священников» (приносивших, в отличие от "братьев-рыцарей» и "братьев-сариантов», только три "классических» монашеских обета - нестяжания, безбрачия и послушания, но не приносивших обета поборать на язычников) довольно сильно колебалась в различные периоды истории ордена Девы Марии, но они на протяжении долгого времени уступали "братьям-рыцарям» как в числе, так и во влиянии.
В силу своего статуса "братья-священники» обычно не принимали участия в прямых боевых столкновениях с неверными. Тем не менее, их существование отнюдь не было тихим и безмятежным. В военных походах "братья-священники» неизменно сопровождали орденское войско, разделяя с воинами Христовыми все тяготы и трудности походной жизни, и в то же время неустанно вели миссионерскую деятельность на покоренных территориях, населенных язычниками. Мало того! Иные "братья-священники», по собственному почину, получив благословение Верховного магистра, отправлялись нести Слово Божие язычникам на еще не христианизированные территории, и нередко погибали от рук язычников. Многие из них приняли мученический венец за Христа и Христианство. Если язычникам удавалось разбить орденское войско, они обычно никого не оставляли в живых, предпочитая сжигать пленных заживо в жертву идолам. Но если у "брата-рыцаря» или "брата-сарианта», попавшего в руки нехристей, имелся хоть какой-то шанс быть выкупленными или обмененными, то "брата-священника» во всех случаях ждала верная, мучительная смерть (обычно на костре).
В орденской хронике описан подвиг некоего "брата-священника», спасшего своих собратьев по ордену от верной смерти, дав им возможность скрытно бежать из осажденной язычниками крепости. Этот старый и больной "брат-священник», у которого отнялись ноги, так что он мог передвигаться лишь с невероятным трудом, каждый канонический час звонил в колокол, делая вид, что собирает орденский гарнизон на богослужение, тогда как "тевтоны» в действительности уже давно скрытно покинули обреченную крепость. В конце концов, язычники распознали его хитрость и замучили немощного старика, оправдавшего своим подвигом слова Священного Писания: "Нет любви больше той, как если кто положит душу свою за други своя».
Как уже говорилось выше, среди "братьев-священников» ордена Пресвятой Девы Марии были выходцы как из дворянского сословия, так и из простонародья. Согласно Уставу, они носили черную рясу, а поверх рясы (начиная с 1244 г.) - белую мантию с черным орденским крестом (так что часто встречающееся утверждение, будто "только "братья-рыцари» Тевтонского ордена были вправе носить белый плащ с черным крестом» на поверку также оказывается неверным!) и выстригали на макушке "гуменце»-тонзуру, как и все римско-католические священники того времени. Бороду "братья-священники» Тевтонского ордена, судя по сохранившимся иллюстрациям, стали носить лишь в конце XV в. (в то время, как тевтонским "братьям-рыцарям» носить ее с самого начала предписывалось Уставом, как и рыцарям ордена тамплиеров, поэтому поляки и литовцы именовали их "бородачами»; литовцы срезали убитым в бою "тевтонам» бороды вместе с кожей подбородка и с нижней губой - подобно тому, как индейцы сдирали скальпы с голов поверженных врагов - и украшали ими свои шатры и конскую сбрую). Никакого оружия (кроме "духовного меча, который есть Слово Божие») "братьям-священникам» по Уставу, разумеется, не полагалось.
4. "Услужающие братья».
Третье сословие (или чин) членов Тевтонского ордена составляли уже упоминавшиеся нами выше "сарианты», или "услужающие братья», по-немецки: "диненде брюдер», dienende Brueder (именуемые по цвету их одежды "серыми плащами», по-немецки: "граументлер», Graumaentler) – "слуги (динеры) ордена» в самом широком смысле этого слова. "Услужающие братья» набирались из представителей незнатных сословий, но, тем не менее, являлись полноправными воинами. Впрочем, часть из них, так называемые "кнаппены» (Knappen), служившие "денщиками» (нем.: "лейббуршами», Leibburschen) и оруженосцами у "братьев-рыцарей», могли быть как незнатного, так и знатного рода. В последнем случае они почти всегда могли надеяться на то, что их, в свое время, также посвятят в рыцари Тевтонского ордена, в первом случае такая надежда была весьма слабой (хотя все-таки была). В бою "братья-сарианты» (лат.: "фратрес сервиентес», fratres servientes, fratres sarjandi или fratres sariandi, нем.: "сариантсбрюдер», Sariantsbrueder) могли исполнять функции младшего командного состава, возглавлять отряды ополчения принадлежавших ордену Девы Марии земель, причем сражались не только в пешем, но и в конном строю.
Так, например, именно "братья-сарианты» составляли основную часть орденского контингента в рядах "латинского» войска, разбитого Святым Благоверным князем Александром Невским в Ледовом побоище на Чудском озере в 1242 г. Согласно уставу Тевтонского ордена, в мирное время "братья-сарианты» занимали низшие административные должности - ведали конюшнями, кузницами, сбруей, обмундированием, служили воинами, оруженосцами и т.д. и т.п.
По Уставу "услужающим братьям» разрешалось приносить не обязательно пожизненный, но и временный обет служения ордену. Это послабление облегчало обеспечение набора достаточного количества "услужающих братьев» в войско перед военными походами, тогда как в периоды затишья нужда в них порой отпадала. В соответствии с требованиями орденского Устава, "услужающие братья» носили кафтаны, полукафтанья и плащи не белого, а серого цвета. Cуществует глубоко укоренившееся и широко распространенное заблуждение (разделявшееся прежде и автором данных строк), согласно которому серые плащи, кафтаны, полукафтанья (и даже щиты!) "братьев-сариантов» Тевтонского ордена были якобы украшены "трехлучевым» черным крестом без верхнего конца (так называемым "донаторским», или "донатским», крестом», "Крестом Святого Антония», или "Тау-крестом», имевшим форму заглавной буквы "Т»; порой он именуется в геральдике просто "костыль»), и что, соответственно, попоны боевых коней у конных "братьев-сариантов» также были не белого (как у "братьев-рыцарей»), а серого цвета, с черным "Тау-крестом».
В действительности "братья-сарианты», являвшиеся совершенно полноправными членами Тевтонского ордена, носили на кафтанах, полукафтаньях, плащах и вооружении обычный "четырехлучевой» черный орденский крест (в отличие от "полубратьев» и "фамилиаров» ордена, действительно носивших "Тау-крест»; но о них пойдет речь далее).
Вооружение "братьев-сариантов» (меч, копье, кинжал, топор и булава) было добротным, удобным и качественным, почти ни в чем не уступая вооружению орденских "братьев-рыцарей». Однако их доспехи в большинстве случаев были легче рыцарских, вследствие чего "сарианты» обычно составляли среднюю конницу ордена Девы Марии Тевтонской.
5. "Полубратья» и "фамилиары».
Как уже упоминалось выше, существовала и еще одна категория (сословие, чин) членов Тевтонского ордена - так называемые "полубратья» (лат.: "димидии», dimidii, или "семифратрес», semifratres). В эту категорию зачислялись некоторые союзники "кавалеров Святой Девы Марии» и "благодетели» или "донаторы» (а говоря современным языком – "спонсоры» ордена). Главные задачи подавляющего большинства "полубратьев» (приносивших при вступлении в Тевтонский орден три монашеских обета целомудрия, послушания и бедности и вносившие в качестве вклада всю свою движимость и недвижимость) лежали в сфере хозяйственной деятельности в орденских имениях. "Димидиус» был лично свободным человеком. "Полубратья» занимались сельским хозяйством, уходом за скотом и тому подобными важными делами, снабжая орден всем необходимым, однако не будучи обязаны ему военной службой, к которой "полубратья» привлекались только в самых крайних случаях (при нападениях неприятеля на имение, в котором они трудились на благо ордена, в случае острой нехватки воинов после тяжелого поражения, связанного с большими людскими потерями, и т.д.). В отличие от "братьев-рыцарей», "полубратья» (подобно "братьям-сариантам» и "братьям-священникам») брили усы и бороду.
Ниже "полубратьев» в орденской иерархии "тевтонов» стояли так называемые "фамилиары» (афилиированные в Тевтонский орден миряне, то есть "члены орденской семьи», именуемые одно время - в XIX в. – "марианами» или "марианцами» - к тому времени термин "марианин», или "марианец», уже перестал употребляться как синоним слова "член Тевтонского ордена»). "Фамилиары» не принимали монашеский постриг, вели обычную мирскую жизнь за пределами орденских "комменд» (уже упоминавшихся нами выше замков-монастырей), не выходя из своего сословия, но должны были выполнять определенные обязанности по отношению к ордену Девы Марии. В их число входили арендаторы орденских земель, управители орденских мельниц, странноприимных домов, постоялых дворов и пр.
В знак своей принадлежности к ордену Девы Марии "фамилиары», подобно вышеупомянутым "полубратьям», носили черный "половинчатый (половинный) крест» в форме буквы "Т», или "Тау», ("крест святого Антония»). Поэтому их именовали также "полукрестниками».
Если "димидиус», или "фамилиар», умирал, не оставив наследников, его имущество наследовал Тевтонский орден.
Кроме того, в "тевтонском» военно-монашеском братстве существовал институт "орденских сестер», то есть монахинь, приносивших орденские обеты и проживавших в монастырях, подчинявшихся Верховному магистру. Институт тевтонских "орденских сестер» угас в эпоху Реформации и был восстановлен лишь в XIX в. Для выполнения определенных работ (например, в госпиталях или орденских хозяйствах) разрешалось привлекать и особ женского пола, именовавшихся "полусестрами» (нем.: "гальбшвестерн», Halbschwestern) - по аналогии с "полубратьями» Тевтонского ордена.
Наряду с вышеперечисленными орденскими сословиями, или чинами, "мариан», в войско Тевтонского ордена, в случае войны, входили светские рыцари-вассалы ордена со своими ратниками, а также ополчения подчиненных ордену Приснодевы Марии городов и местечек (численно значительно превосходившие военные контингенты орденских "братьев» как таковых)., наемные воины-профессионалы (служившие за жалованье), ополчения крещеных туземцев и съезжавшиеся на помощь Тевтонскому ордену со всех концов христианской Европы светские крестоносцы-"
6. О дальнейшей эволюции орденских "сословий».
Орден Пресвятой Девы Марии сохранял вышеописанную членскую структуру, с некоторыми изменениями, вплоть до 1923 г., когда во главе Тевтонского ордена был - впервые за всю его историю - поставлен в качестве Верховного магистра не "брат-рыцарь», а католический священник. Более того, сам институт "братьев-рыцарей» в рамках Тевтонского ордена был ликвидирован, в результате чего резко повысился статус института "фамилиаров». После Второй мировой войны Верховный магистр стал практиковать посвящение членов ордена из числа его "фамилиаров» в "почетные рыцари» ("рыцари чести», нем. "эренриттер», Ehrenritter), но только за особо выдающиеся заслуги перед орденом Девы Марии.
Для справки: в настоящее время Тевтонский орден как таковой состоит только из "братьев-священников», "услужающих братьев», "орденских сестер» и "фамилиаров». Только "братья-священники» (включая самого Верховного магистра, также являющегося священником, а не рыцарем) сохранили право на старинный орденский белый плащ с черным крестом. "Фамилиары» же носят в торжественных случаях не белые, а черные плащи с нашитым напротив сердца черным крестом на белом щите. Черные плащи "фамилиаров» ордена Пресвятой Девы Марии скреплены на груди белым, с черными полосками, шнуром "тевтонских» орденских цветов.
Здесь конец и Господу нашему слава!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.