Кыргызстанцы приняли участие в конференции по Первой мировой войне
Встречи соотечественников, проживающих за рубежом, - всегда событие. А если собираются соотечественники–специалисты, близкие друг другу не только по языку, но и по профессиональным увлечениям, - событие вдвойне. И, наконец, если подобное происходит в таком городе, как Санкт–Петербург, - это не просто важное и нужное дело, это увлекательная сама по себе история. Именно так считает Комитет по внешним связям Санкт–Петербурга, вот уже в одиннадцатый раз организуя образовательную программу "История Государства Российского", которую еще именуют культурно–историческим университетом.
Программа, завершившаяся в сентябре в Санкт–Петербурге, собрала профессионалов и энтузиастов, влюбленных в историю, из 21 страны. 57 человек приехали в осенний город, чтобы прослушать лекции, подготовленные ведущими учеными на тему, о которой говорят весь 2014 год, - 100-летие начала Первой мировой войны. Их тематика была разнообразной - от Февральской революции и Брестского мира до роли российских женщин в Великой войне.
Под стать лекциям были и места проведения: для университетских занятий были выбраны известные на весь мир культурные центры - Военно–исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государственный музей политической истории России и Центральный военно–морской музей. К примеру, Военно–исторический музей, или Артиллерийский, как его по привычке называют петербуржцы, не только старейший в стране, но и один из самых популярных в городе, куда всегда стремятся попасть гости Северной столицы. Достаточно сказать, что он занимает первое место по посещаемости в традиционную "Ночь музеев". И разве могли обойтись эти десять образовательных дней, принесших слушателям университета столько ценных знаний, без обзорных экскурсий по историческим местам, посещения выставок и культурной программы?
Необычная линейка
Так случилось, что первое занятие культурно–исторического университета началось 1 сентября. И у тех, кто ждал традиционную для Дня знаний торжественную линейку, предшествующую началу учебного года, оправдались ожидания. Только вот "линейка" получилась необычной! Дело в том, что 1 сентября в Артиллерийском музее было объединено сразу три события: сам День знаний, начало XI образовательной программы и открытие новой выставочной экспозиции, посвященной Первой мировой войне. Так что "линейка" получилась незабываемой для всех, кто в ней участвовал.
Рота почетного караула внесла в зал флаг Российской Федерации, боевое знамя музея и флаг Санкт–Петербурга. После чего слово взял директор Артиллерийского музея, профессор, полковник Валерий Крылов, представивший реэкспозицию одного из залов, посвященную развитию артиллерии с середины XIX века до 1917 года, и приветствовавший участников программы и гостей церемонии. Он выразил благодарность организаторам культурно–исторического университета, выбравшим именно Артиллерийский музей в качестве основной площадки для занятий.
Выступил и председатель Комитета по внешним связям Санкт–Петербурга Евгений Григорьев: "Главная тема нашего университета подсказана временем: в этом году мир отмечает 100–летие начала Первой мировой войны. Миллионы русских солдат в те годы честно выполнили свой воинский долг. Сотни тысяч граждан Российской империи были вынуждены покинуть страну. К их чести, на чужбине они не утратили национальной идентичности, сберегли русский язык и традиции и, самое важное, сохранили любовь к Родине, сумели передать это чувство своим потомкам. Наша цель как организаторов - сделать так, чтобы программа поддерживала живой интерес соотечественников к глубокому изучению истории России".
Лучшие умы Петербурга - соотечественникам
Комитет по внешним связям Санкт–Петербурга традиционно привлекает для встреч с соотечественниками лучших специалистов, которых с полным основанием можно отнести к лидерам отечественной исторической науки. Программа 2014 года не стала исключением. Так, ее научным руководителем стал доктор исторических наук, президент Петербургского военно–исторического общества Алексей Аранович. Алексей Владимирович к своей миссии отнесся не формально: "Очень хорошая идея - проведение подобных мероприятий с нашими соотечественниками, русскоговорящими представителями других культур. Их объединяет русский язык, что гораздо ценнее, чем просто этническое начало. Как научный руководитель программы, я ставлю цель не отразить все темы, связанные с Великой войной, - это за 10 дней сделать невозможно, - а познакомить с уникальными личностями, работающими в Петербурге и глубоко знающими различные аспекты периода Первой мировой войны."
Первую лекцию слушателям прочел известный петербургский историк, член Военно–исторической ассоциации России Борис Кипнис. Темой был современный взгляд русского историка на участие России в Первой мировой войне. Дальше соотечественники познакомились с доктором исторических наук Андреем Николаевым, более 20 лет занимающимся темой Февральской революции, с кандидатом исторических наук Денисом Алексеевым, рассказавшим о составе Русской императорской гвардии в годы Великой войны, с сотрудником Государственного музея истории религии Владимиром Безродиным, из лекции которого узнали, что в ту пору представляло собой духовенство. Материалы Трофейной комиссии, хранящиеся в Артиллерийском музее, представила сотрудник музея Татьяна Ильина. А сколько интересного и познавательного было в лекциях историка и литератора Андрея Барановского ("Русское искусство о Первой мировой"), кандидата искусствоведения Ольги Хорошиловой ("Русские отряды специального назначения Великой войны"), кандидата исторических наук Евгения Юркевича ("Женщины России в Первой мировой войне"). Увлекательную лекцию, посвященную Брестскому миру, прочитал доктор исторических наук, профессор, полковник запаса Сергей Полторак.
"Я записывала все лекции на диктофон, потом эти записи планирую распространить среди учителей в наших русских школах, чтобы у них была такая любопытная и ценная информация о Великой войне, - с гордостью сказала Оксана Бекериене из Литвы, президент Ассоциации культурного и исторического наследия славян Балтии. - К сожалению, об истории России, ее культуре дети в Литве знают мало, так что мое участие в программе было полезным".
"А для меня самой интересной была тема Февральской революции, с удовольствием прослушал отличную лекцию профессора Николаева, - признался преподаватель из Великобритании Игнатий Дьяков. - Программа была составлена здорово, были хорошие профессиональные докладчики".
"Мне, как бывшему солдату–срочнику, тематика лекций была очень интересна, - выразил свое мнение Опреа Андриан, преподаватель из Румынии. - Узнал много фактов о политике того времени, психологии солдат и офицеров. Это помогло мне ответить на вопросы, касающиеся Первой мировой войны, которые сам себе задавал.
Иногда можно побыть и детьми".
Кто из нас не мечтал стать свидетелем выдающихся исторических событий? Сделать мечту явью слушателям культурно–исторического университета помогли организаторы вместе с членами Петербургского военно–исторического общества: впервые в программу была включена военно–историческая реконструкция. Она была посвящена эпохе Первой мировой войны и прошла на заднем дворе Артиллерийского музея. Это были незабываемые ощущения, признавались вполне взрослые универсанты.
"Меня поразило, насколько наши слушатели включаемы, - отметил Алексей Аранович. - Во время реконструкции можно было подержать в руках аутентичные образцы вооружения периода Первой мировой, увидеть в действии бронемашины, примерить на себя детали обмундирования. В аудитории ощущалась глубокая заинтересованность, но и сдержанность людей, в игре же они почувствовали себя значительно свободнее".
Обсудить, поговорить, поделиться
Но любая лекционная программа не будет полноценной, если у слушателей нет возможности обменяться мнениями и своими наработками. Организаторы постарались создать для этого максимально откровенную атмосферу.
Сергей Смолянников из Украины поведал о проекте по увековечению памяти павших русских солдат и офицеров во время боев Первой мировой в Галиции. Вдохновленный лекциями и увиденным, Александр Иванов из Кыргызстана предложил собрать все программы культурно–исторического университета на единый сайт. Александр Кочетов из Литвы призвал видеть историю "более цветной", не подавать ее однобоко, а Айгуль Омурканова из Кыргызстана отметила, что в программе очень ценно прямое общение с профессионалами, из многих мелких деталей, которые узнаешь, складывается общая картина.
Кнарик Авакян от имени армянских участниц программы трогательно поблагодарила организаторов в стихах, чем сподвигла Олега Самедова из Нидерландов на чтение отрывка из своей исторической поэмы, посвященной Великой войне.
Итог неформального обсуждения подвел Алексей Аранович: "Организуя программу, мы старались использовать высокий потенциал петербургских исследователей. Думаю, это было правильно, свидетельство тому - неподдельный интерес участников к тем вопросам, которые рассматривались на лекциях".
Финал, который не должен стать финалом
Церемония закрытия культурно–исторического университета прошла в легендарном, совсем недавно справившем новоселье Центральном военно–морском музее. Настроение было не столь приподнятым, как во время торжественной "линейки": слушатели университета сдружились за эти дни, так что расставаться не хотелось. Но у них появились новые знания, новые контакты, что и было важнейшей целью общеобразовательной программы.
Итоги подвел Евгений Григорьев: "Само действо показало, насколько все это было интересно и полезно. Вы начали обучение в Артиллерийском музее, завершаете в Военно–морском, это как бы символизирует связь двух родов войск - сухопутных и морских, сыгравших большую роль в том числе и в Первой мировой войне. Главный ресурс будущего России - в исторической памяти. И именно вы, историки–соотечественники, этот ресурс поддерживаете. Вы придаете соответствующую динамику этой памяти. Хочу вас поблагодарить за подвижничество и пожелать вам успеха".
Алексей Аранович поблагодарил соотечественников от имени всех, кто читал лекции, проводил экскурсии, участвовал в военно–исторической реконструкции, за "их горящие глаза" и напомнил, что "работа имеет смысл, если она имеет продолжение".
После вручения сертификатов об участии в XI образовательной программе ее участников ждали самолеты, поезда, но как трудно было прощаться! Это ли не свидетельство того, что программа удалась?
С таким утверждением согласился и Максим Сурнин, историк–любитель из Франции:
"Я интересуюсь историей России, поэтому курс лекций о Первой мировой войне был для меня полезным и интересным, было много новых фактов и деталей. Во Франции, кстати, тоже не очень хорошо знают историю этого периода, там больше интересуются Второй мировой войной. Огромное впечатление произвел Петербург, его музеи и достопримечательности".
Лилия Севастьянова, ведущая исторического кружка из Одессы, была эмоциональна: "О Первой мировой войне у нас в Украине забыто, поэтому мне были интересны лекции на эту тему, которая была раскрыта всесторонне. Ситуацию того времени преподносили беспристрастно, просто опирались на факты. Теперь я могу их оценивать адекватно, так что лекторам я выношу особую благодарность за их профессионализм, за их вклад в развитие истории Первой мировой войны. Здорово, что нас, соотечественников, не забывают!"
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.