Горшельт, Теодор, художник-баталист
Горшельт, Теодор (1829-71), немецкий художник-баталист, прославившийся изображением Кавказа и борьбы за его покорение.
Долго мечтая попасть на Кавказ, эту "страну грез", чтобы встретиться лицом к лицу "с тем диким, рыцарственным врагом, о котором так много читал", Горшельт, после недолгого пребывания в Алжире (1854 г.), в 1858 г. приехал в Тифлис и сразу окунулся в боевую жизнь, скоро став таким "старым кавказцем", по выражению кн. Барятинского, что не нуждался уже в испрашивании разрешений на поездку туда, куда ему хочется. И Горшельт участвует во всех заключительных действиях Кавказской эпопеи.
Прекрасный характер и участие наравне с его военными товарищами во всех походно-боевых невзгодах делали его желанным гостем повсюду; он же, с своей стороны, не нахвалится тем "гостеприимством и радушием русского офицерства", какого он нигде больше не встречал.
Горшельт участвует в экспедиции генерала бар. Вревского против лезгин, получает орден св. Станислава 3 ст. с мечами и изображает ее в ряде интерес. рисунков: "Штурм аула Китури", "Перенесение по горам раненого генерала Вревского", "Разорение лезгин. аула", "Бегство лезгинских всадников под русскими выстрелами" и мн. др.
Недолго поработав в Тифлисе, Горшельт зимою 1859 г. едет на Северный Кавказ, в отряд генерала Евдокимова, участвует в его движении в Чечню против Шамиля, при штурме Ведено, "блистательном, поразительном, чудесном", а затем и в триумфальном походе кн. Барятинского на Гуниб, закончившемся пленением Шамиля.
Тяжелые и славные события этих походов дали обильный материал для рисунков и позднейших работ Горшельта: "Движение генерала Евдокимова к Ведено", "Осада Ведено", "Русская артиллерия в Чечне" и др.
Несмотря на все трудности походов, Горшельт не разочаровался в Кавказе: это — "волшебная страна"; батальная живопись представляется ему "лучшим родом живописи". И Горшельт. с увлечением рисует, детально изучая все мелочи обстановки и военной жизни, и русского солдата, этого "бесценного человека, вызывающего в нем такое уважение, какого он не чувствовал еще ни перед одной нацией", и рыцарственного врага, и "прекрасного надёжного союзника", грузинскую милицию. Походная жизнь его так интересует, что он "с ужасом вспоминает о цивилизованной городской жизни, которая опять когда-нибудь д. наступить для него". Он всячески откладывает свой отъезд с Кавказа, почти весь 1860 г. проводит на правом фланге, у генерала Филипсона (см.), в преследовании черкесов и шапсугов ("Возвращение казаков с набега"), потом сопровождает в поездке по Кавказу Императора Александра II и пр. Альбрехта Прусского, ездит еще в горы на Лезгинскую линию за этюдами и только в 1863 г. оставляет Кавказ, получив медаль "за покорение Чечни и Дагестана" и звание академика от Петербургской академии художеств.
Собранный на Кавказе художественный материал перерабатывается им в большие картины, из которых выделяются "Штурм Гуниба" (большая золотая медаль на всемирной выставке в Париже 1867 г.) и "Пленение Шамиля" с портретным изображением до 40 лиц.
В 1870 г. Горшельт стремится к действующей армии, но ему удается присутствовать только при осаде Страсбурга, и, вернувшись оттуда, он в начале 1871 г. умирает от заразной болезни.
Работы Горшельта отличаются замечательной тщательностью в изучении натуры, полной правдивостью и художественными достоинствами при полном отсутствии стремления к эффекту, Его походные рисунки, хранящиеся частью в библиотеке Государя Императора, частью в академии художеств, изданы был Гоффертом в фотографиях в 1872 г., а в 1895 г., в превосходных цветных репродукциях, экспедицией заготовления государственных бумаг.
Большой литературно-исторический интерес имеют записки и письма Горшельта с Кавказа (их перевод помещен в журнале "Пчела" за 1877 г.).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!