Гро, барон, Антуан-Жан французский художник-баталист
Гро (Gros), барон, Антуан-Жан (Baron Antoine-Jean Gros), французский художник-баталист (1771-1835).
Ученик Давида, Гро путешествовал в Италии в 1796 г., вовремя Итальянского похода Бонапарта, и, увлеченный боевой славой французов, стал эпическим поэтом современных ему подвигов и героев.
Гро получил доступ к "гражданке Жозефине Бонапарт", а через нее и к самому генералу; тот удостоил художника несколькими минутами сеанса, и вдохновенный портрет юного Бонапарта на Аркольском мосту со знаменем в руках кладет начало благоволения будущего властителя к художнику и славы Гро.
Он имеет с этих пор доступ повсюду в армии, назначается членом комиссии по отбору произведений искусств, захваченных в Италии, для отправки во Францию, переживает тяжелую осаду в Генуе и оттуда возвращается в Париж. Здесь Гро написал ряд картин, прославляющих Наполеона. Однако, официалmyst условия работы не могли не отразиться на её характере; ставя в центр событий неизменно одно лицо, картины Гро часто изображают не столько исторические дела, сколько те удачные слова, которые был сказаны по поводу данного событий: его "Битва при пирамидах" иллюстрирует пафос известного приказа Наполеона, "Эйлау" приводит на память восклицание его: "Если бы короли могли созерцать это зрелище, они был бы менее жадны к завоеваниям". Но крупный талант и искреннее увлечение своим сюжетом возвышали Гро над этим недостатком, и он умел доходить до серьезных обобщений, не пренебрегая реалистической правдой.
В таких сильных батальных картинах, как "Абукир", "Битва при пирамидах", "Наполеон на поле битвы при Прейсиш-Эйлау", нашли себе выражение и страстый драматизм, и эпическое величие, и тяжелая элегия войны. Наполеоновская эпопея дополняется в трудах Гро "Сражением под Ваграмом", "Бомбардировкой Мадрида", наброском "Пожара Москвы" и рядом блестящих портретов маршалов и генералов.
Слава Гро началась и кончилась вместе с Империей.
С её падением он не находил достойных для себя современных сюжетов, а попытки, под влиянием Давида, вернуться к классицизму и изображать Александра Македонского, Муция Сцеволу и т. п. не встретили успеха в публике, увлеченной романтизмом.
В 1835 г. в тяжелом душевном припадке Гро покончил жизнь самоубийством.
Из школы Гро вышел ряд художников, разошедшихся по разным дорогам: и знаменитый представитель романтизма, Делакруа ("Битва под Тайлебургом", "Крестоносцы в Константинополе"), и Деларош, и такие предшественники реализма, как Шарле и Раффе.