Балласт
БАЛЛАСТ, вообще груз, уравновешивающий какия-нибудь силы. В практическом применении этого слова различают: Балласт железнодорожный, воздухоплавательный, минный и на морских судах — судовой.
- Балласт железнодорожный состоит из слоя песку, щебня, морского или речного гравия, шлаков, хряща, уложенного на железно-дорудий полотно под шпалы.
Балласт служит:
1) для передачи на большую площадь давления, испытываемаго шпалой от колес подвижного состава;
2) как упругое основание рельсовому пути, и
3) для отвода атмосферн. воды.
Наилучшим является щебень, при величине отдельных щебенок не более 5 см., и затем крупный речной гравий; реже употребляются песок и шлаки. Нередко насыпают Балласт в 2 слоя: нижний до подошвы шпал из возможно крупного и чистого песку и верхний — из щебня.
- Балласт воздухоплавательный обыкновенно состоит из мелкого просеянного песку, который берется в балластн. мешках на аэростат при полете. В Германии на управляемых аэростатах часто употреблялась, как Балласт, вода; ее можно просто и легко расходовать, но только надо предохранять от замерзания.
Балласт служит, чтобы остановить снижение аэростата и подняться выше. От количества взятого Балласта зависит продолжительность и возможная высота полета. В среднем на шар 1.500 куб. м емкостью, нужно при нормальных условиях 11/2-2 мешка по 1 пуду.
Выбрасывание Балласта, равного 1% веса всей системы, дает возможность аэростату подняться на 84 метра.
- Балласт минный или минный якорь, чугуный груз, опускаемый на дно воды, для удержания на месте плавучей мины, которая соединяется с ним металлическим тросом или цепью, называемым минрепом (см. черт.).
Вес Балласт зависит от того, ставится ли мина на спокойной воде или на течении, а также от грунта и формы Балласта, которыми определяется способность Балласта присасываться ко дну.
Легкий Балласт легко стаскивается с места, что может облегчить неприятелю очистку данного пространства от мин; или может произойти произвольное смещение мин, нарушение плана минного заграждения, перепутывание его электрических проводов и возникнуть опасность для своих же судов. Предельный малый вес Балласта (Qmin), для удержания мины на спокойной воде, должен быть не менее запаса плавучести мины (Р), т.-е. той вертикальной силы, которая отрывает его от дна. Принимая во внимание, что чугун теряет в воде 14% своего веса, будет 0,86Qmin=Р, или Qmin =1,16 P; практически, для надежного удержания мины, для наименьшего веса Балласта берут двойной запас плавучести.
На течении от горизонтального давления воды на мину, минреп и Балласт — мина отклоняется от вертикали Балласт в сторону течения и при недостаточном весе Балласта может вместе с последним сноситься течением. Вес Балласта, необходимый для обеспечения мины от такого дрейфования, определяется из условия равновесия сил, действующих на Балласт, главным обр., в зависимости от силы натяжения минрепа и силы трения Балласта о грунт, что вычисляется по особой формуле при помощи опытных данных. На сильных течениях, когда горизонтальная сила, смещающая мину с Балласта, очень велика, можно ставить мины на двух Балластах, причем другой Балласт можно заменить кошкою. Форма Балласта бывает различна; предпочтительно давать ему такую, при которой он лучше присасывается к грунту. К Балласту крепятся минреп и вспомогательный конец, для погружения и подема Балласт
- Балласт судовой представляет собою добавочный груз, вводимый в судно с целью загружения его до желаемой осадки в воде, а также для придания ему большей остойчивости. Балластн судовой бывает чугунный и водяной.
В первом случае берутся чугунные балластины, в виде удлиненных параллелепипедов с определенным весом: большие — 4 пуда, малые — 2 пуда. Если потребность в балласте для данного судна постоянная, то укладывают балластины одну к другой по обшивке и все заливают цементом. Часто пользуются чугунным балластом для того, чтобы сообщить судну некоторый крен на борт; это делается, например, при практическом определении центра тяжести корабля.
Водяным Балластом служит забортная вода, которую впускают в междудонные клетки судна через специальные клапаны в наружной обшивке. Пользование водяным Балластом несравненно проще, нежели чугунным, и таковое имеет место во всех тех случаях, когда требуется временное балластирование судна.
В военном флоте применение водяного Балласта бывает особенно часто на минных заградителях, чтобы сохранить им первоначальную меру остойчивости по мере израсходования запаса мин, а также на крейсерах с большим запасом топлива для возмещения веса по мере его расхода.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.