Новые находки в Высоко-Петровским монастыре
Надгробные плиты инока Феодосия: сверху плита эпохи Ивана Грозного, из-под нее виден край ранней плиты | Надгробная плита Епифания |
Раскопки в Высоко-Петровским монастыре помогли разгадать тайну «анахронических надгробий»
Ученые Института археологии РАН при раскопках в Высоко-Петровском монастыре в центре Москвы обнаружили две уникальные надгробные плиты начала XVI века – эта находка позволила разрешить целую серию исторических загадок и уточнить дату начала строительства первого в монастыре каменного собора, возведенного итальянским архитектором Алевизом Новым.
Высоко-Петровский монастырь (расположенный на углу Петровки и Петровского бульвара) основал в XIV веке митрополит Киевский и всея Руси Петр, который перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Археологические работы на его территории были начаты весной 2016 года в связи с предстоящей реконструкцией (Проектный институт «Спецпроектреставрация» МК РФ и ООО «Археологические изыскания в строительстве» при содействии Департамента культурного наследия города Москвы и Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря РПЦ).
В ходе раскопок ученые обнаружили две непотревоженные надгробные плиты, датированные 1512 годом, эпохой царствования Василия III.
«Это большая удача. В России самые древние надписи на плитах известны только с конца XV века, и целые надписные плиты начала XVI века очень редки. Особенно удачно, что эти плиты лежат на своих местах, над могилами, что совсем редкость, причем некоторые надписи сохранились целиком», - говорит руководитель раскопок Леонид Беляев, заведующий Отделом археологии Московской Руси ИА РАН.
Оба надгробия датированы 31 июля 1512 года, днем Преподобного Евдокима. Значит, упомянутые на них люди умерли в один день. Под одним погребен некий Епифаний (остальное не сохранилось), под другим – инок Феодосий Исаков, сын Окулинин, «волоченин» (то есть из города Волочка). Под углами его плиты имелись опоры – сохранилась одна, в виде капители или базы маленькой колонны, стоящей на фрагменте вторично использованной чужой плиты.
«Это абсолютно уникальный случай – мы впервые сталкиваемся с ситуацией, когда столь раннее надгробие не лежит на могиле, а поставлено на четыре «ножки», как стол», - говорит Беляев.
По его словам, эти маленькие капители указывают, что первый каменный собор монастыря, уникальный восьмилепестковый храм, освященный во имя святителя Петра, начали строить не в 1514 году, как считалось ранее, а минимум на два года раньше.
«Этим ренессансным капителям под надгробной плитой больше неоткуда было взяться, кроме как со стройки собора, который возводил итальянец Алевиз Новый, строитель Архангельского собора в Кремле. Такие же капители сейчас можно видеть в итальянских городах, на ренессансных постройках», - говорит Беляев.
Капитель под углом плиты Феодосия | "Нижняя" плита на могиле Феодосия, относящаяся к началу XVI века |
Чрезвычайно интересно и то, что плита Феодосия накрыта сверху большим надгробным камнем, который по орнаменту и особенностям шрифта относится к середине XVI века.
«На этом «верхнем» камне повторен тот же самый текст, но уже не лапидарным шрифтом, происходящим от книжного устава, а обычной «проволочной» вязью грозненского времени. То есть, кто-то из родственников или сам монастырь заказал и положил новую плиту, когда первая растрескалась», - поясняет ученый.
Таким образом, получают объяснение встречавшиеся ранее загадочные несоответствия дат, написанных на плитах, с особенностями оформления – шрифтам и орнаментам. В том же монастыре в конце 1970-х годов была найдена плита инока Сергея Абрамова, датированная 1510-м годом, но ее особенности указывали на более позднее время.
«Таким образом, мы видим целую группу надгробий 1510-х годов, переоформленных, видимо, на полвека позже, одновременно и одной группой мастеров в 1550-1580-х годах (эпоха Ивана Грозного). Это, наконец, подтверждено совмещением над одной могилой ранней и поздней плиты с одинаковым текстом. Таким образом, находки в Высоко-Петровском монастыре позволяют раскрыть целый ряд подобных несоответствий, которые отмечались на других некрополях XV-XVII веков», - объясняет Беляев.