Варшавская линия Северо-Западной железной дороги
Варшавская линия Северо-Западной железной дороги, состоит из:
1) главной линии, соединяющей С.-Петербург с Варшавою через Псков, Двинск, Вильну, Гродну и Белосток, общим протяжением 1.045 вер.;
2) ветви до прусской гранцы, от ст. Ландварово (гл. линии) до ст. Вержболово, всего 162 вер.;
3) Занеманской ветви, от ст. Ораны (главной линии) через Олиту (на Немане), Сувалки до Гродно (на главной линии), всего 225 вер. и
4) Пыталовской ветви, от ст. Пыталово (главной линии) до ст. Сита (на границе Лифляндской губитыми), всего 63 вер.
Варшавская линия пролегает по территории трех пограничных военных округов: Петербургского, Виленского и Варшавского и имеет первостепенное значение для успеха наших операций как по обороне западной границы, так и по подготовке нашего наступления в пределы Германии и отчасти Австрии.
Главная линия открыта для движения с 1857 г.; она соединяла столицу Империи с Варшавою, важнейшим политическим, стратегическим и административным центром передового театра; она послужит для сосредоточения наших войск в важнейшие исходные районы Передового, Северо-Западного и Балтийских театров, а равно явится одним из коммуникационных путей для этих армий или для противника, наступающаго из Варшавского округа через Вильну на столицу.
На всем протяжении главная линия имела 2 ширококолейных пути. Глубоких выемок и высоких насыпей нет.
Охрана линии от разрушения, в виду свойств местности, требует только надежного обеспечения от порчи искусственных сооружений, каковыми являются главным образом мосты.
Наиболее значительных мостов 13, из них: через Западную Двину (120 сж. дл.), через Неман у Гродны (100 сж.), через Нарев (75 сж.), через Западный Буг (130 сж.), остальные — меньше.
В отношении охраны весьма выгодно то, что на участках своих, приближающихся к немецкой границе (от Вильны до Варшавы), главная линия прикрыта целой системой трудно-одолимых для противника водных линий: Немана, Бобра, Нарева и Зап. Буга. В более широком смысле, в связи с прилегающей варшавско-венской железной дороге, главная линия дает возможность нашим прибалтийским и северным губерниям кратчайшим железнодорожным путем связаться с сетью австрийских железных дорог.
Ветвь до прусской границы построена в 1861-62 гг.
Она проходит через крепость Ковну, связывая ее через Вильну не только со всеми частями Северо-Западного театра, но и с Петербургом и Москвою; содействует обороне правого фланга важнейшего участка Немана (между устьями рр. Черноганжи и Вилии), тянущагося параллельно нашей государственной границе с Пруссией в расстоянии от неё 50-100 вер. и прикрывающаго собою наши области от вторжения противника.
Продолжаясь же далее в пределы Германии, она имеет огромное значение не только для нас, но и для противника, как кратчайший железнодорожный путь, непосредственно связывающий сеть дорог восточной Пруссии с сетью дорог северо-западной России. Это — вероятный коммуникационный путь для наших войск, оперирующих от Вильны и Ковны на Кенигсберг и Данциг, и для германских армий, наступающих из восточной Пруссии на Ковну и Вильну.
В связи с прилегающими к системе путей Варшавская линии участками других железных дорог Европейской России, ветвь до прусской границы получает более широкое общегосударственное значение: она является как бы разветвлением линии Таганрог-Либава и, отходя от линии Спб.-Варшава и пересекая Московско-Брестскую железную дорогу, служит ближайшим и весьма удобным путем из Спб., Москвы и Таганрога в Кенигсберг и, следовательно, связывает с этим важным портом Германии наши прибалтийские, центральные, восточные и юго-восточные губернии. Ветвь на всем протяжения имеет два ширококолейных пути.
В отношении охраны пути имеет главное значение мост через р. Неман у крепости Ковны, отверстием в 112 сж., вполне обеспеченный своим расположением в крепости.
Занеманская ветвь построена в период с 1895 по 1899 г.
Она прорезывает кольцом Сувалкскую губернию, облегчая переброску войск, обороняющих вышеназванный важнейший участок р. Немана в его центре (у Олиты) и на левый фланге (у Гродны). В связи с пересеченной и закрытой местностью Сувалкского района, эта ветвь позволит с успехом активно оборонять и подступы к оборонительной линии р. Немана и, т. обр., будет содействовать: при нашей обороне — прикрытию нашей мобилизации и сосредоточению за линиею р. Немана, а при нашем наступлении в восточную Пруссию — прикрытию нашей базы за этою рекою, всего в 2-4 переходах от германской границы.
Ветвь на всем протяжении имела один ширококолейный путь. Охрана линии затруднялась вышеуказанным характером местности, способствующим порче пути и сооружений небольшими партизанскими партиями. Особенно надлежит обратить внимание на железнодорожные мосты, каковых наиболее значительных имеется 4: через Неман у Олиты (112 сж. дл.), через Бобр (40 сж.), через р. Сидру (25 сж.) и р. Лососну (20 сж.).
Мост у Олиты прикрыт времен. укреплениями.
4) Пыталовская ветвь построена в 1902 г.
В военном отношении она имеет некоторое значение, облегчая (на линии Валк-Пыталово) связь между группами войск, отходящих от Вильны к Пскову и от Риги в Эстляндию или к Пскову. Ветвь имела один ширококолейный путь.