Ведущие части снаряда
Ведущие части, принадлежность продолговатых снарядов, необходимая для правильности полета их в воздухе, т.-е. вершиною вперед и не кувыркаясь.
Это достигается устройством в канале оружия винтовых нарезов, по которым при выстреле идут Ведущие части, закрепленные на снаряде и изготовленные из металла более мягкого, чем орудие, с целью уменьшения истирания канала и устранения возможности заклинения в нем снаряда.
Ведущие части бывают следующих систем:
1) готовые выступы,
2) расширяющиеся поддоны или пояски и
3) мягкие Ведущие части, врезывающиеся в нарезы при смещении снаряда.
Готовые цинковые выступы были предложены впервые Тамизье во Франции в 1850 г. для снарядов к нарезным орудиям, заряжаемых с дула; у нас снаряды с готовыми выступами был введены в 1860 г.
Расширяющиеся Ведущие части тоже применялись для орудий, заряжаемых с дула, а в Англии и Америке также и для казнозарядных орудий. В России же они применения не имели. Наиболее совершенной конструкцией были поддоны Блэкли и Бриттена.
С переходом к заряжанию с казны для ведения снарядов по нарезам была принята в Пруссии свинцовая оболочка, которая была введена и в России для орудий обр. 67 г. При этом хорошая меткость получалась лишь при начальных скоростях не более 1200-1300 фт. При больших зарядах выступы, образуемые нарезами на свинцовой оболочке снаряда при выстреле, не выдерживали давления боевой грани нарезов и сминались, и снаряд не получал требуемого вращения.
Увеличения начальной скорости до 1.500 фт. в тех же орудий обр. 67 г. удалось достичь, заменив свинцовую оболочку двумя или тремя поясками из красной меди, насаженными в виде узких колец в заточки на боковые поверхности снаряда.
С принятием же для орудий обр. 77 г. прогрессивной нарезки перешли к снарядам с одним ведущим и одним центрующим поясками из красной меди, причем врезался в нарезы лишь Ведущий пояс, а центрующий шел по полям нарезов; у современных снарядов Первой мировой войны последний заменялся центрующим утолщением.
Ведущий поясок делался или конической формы, или конически-цилиндрической, или же конически-цилиндрической с гуртиком (выступающим ободком) сзади. Последнего устройства пояски приняты в морской артиллерии для снарядов с большой начальной скоростью (до 3.000 фт.) ради более плотного прикрывания зазоров между каналом орудия и пояском и, благодаря этому, лучшего сохранения канала от разгара. На правильно работавшем Ведущем пояске при выстреле из орудия с нарезкой постоянной крутизны получается точный отпечаток поверхности нарезного канала орудия. Если материал пояска недостаточно прочен или, при достаточно прочном пояске, орудие имеет изношенный канал, то ширина отпечатков на пояске получается шире поля нарезов вследствие стирания пояска о боевую грань. Такие уширенные отпечатки при заведомо хороших поясках указывают на более или менее значительную изношенность канала орудия.
С возрастанием числа выстрелов из орудия, отпечатки на поясках получаются все более и более уширенными, и, наконец, поясок оказывается совсем без отпечатков, имея вид как бы обточенного на токарном станке. Скорость вращения такого снаряда может получиться тем меньше, чем ближе к началу его форсирования через нарезы произошло это стирание, и тем хуже будет меткость.
Для уменьшения стирания Ведущего пояска, а, следовательно, и для увеличения срока службы орудия, изыскиваются различные меры, из которых наиболее действительными оказались увеличение твердости металла пояска и обильная смазка канала при каждом выстреле смазочными веществами, помещенными на самом снаряде.
По опытам морской артиллерии наилучшим сплавом для Ведущих поясков оказалась медь с небольшим количеством (до 4,5%) никеля; повидимому, этот сплав и будет принят у нас.
В Англии к меди примешивали немного марганца.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.