Вей-Хай-Вей, сражение при
Вей-Хай-Вей
Вей-Хай-Вей (Wei-Hai-Wei), английская морская станция в Желтом море и в китайской провинции Шантунг.
Уступлена Китаем в аренду Англии в 1898 г..
Одновременно с уступкой России Порт-Артура, и заключает в себе, кроме порта и бухты, о-в Лиу-кунг и полосу берега вдоль бухты.
Станция не была укреплена, но служила морской базою для английской эскадры в китайских водах, имела каменноугольные и др. запасы для флота; английских войск небыло; образованный сначала полк из туземцев был распущен.
Вей-Хай-Вей был порто-франко, имеет пароходное сообщение с Шанхаем.
Вей-Хай-Вей служил одной из двух баз для китайского флота до и во время японо-китайской войны 1894-95 гг.
Вей-Хай-Вей расположен в глубине широкой бухты, открытой на N.-O.; военный порт находился на о-ве Лиу-Кунг, разделяющем вход в бухту на 2 прохода — западный и восточный: последний имеет около 2 ? миль шириной и в свою очередь разделен малым о-вком Джи.
В конце октября 1894 китайская эскадра, под началом адмирала Тинга, перешла в Вей-Хай-Вей из Порт-Артура, где ей грозила гибель в случае взятия его японцами (см. Японо-китайская война).
Во всех проходах с моря на рейд погружены были донные мины и заведены боны из трех параллельных стальных тросов, которые поддерживались на плаву рядом поперечных бревен. На обоих берегах бухты и о-вах Лиу-Кунг, Джи и еще одном были форты и батареи (около 50 крупных орудий, кроме мелких); подступ к южным фортам защищался рядом батарей на высотах с 12-тью 4 и 7-дюйм. и многими полевыми орудиями. Гарнизон в 6 т. чел. мог быть усилен до 13 т. гарнизонами окрестных городов.
На эскадре было около 4 т. моряков.
Эскадра состояла из броненосцев Ting-Ien и Chen-Ien, броненосных крейсеров Lau-Ien и Ping-Ien, крейсеров Ching-Ien и Chih-Ien, миноносного крейсера Kuang-Ping, учебного судна Wey-Ien, 6 канонерок и 11 или 12 миноносцев.
Японцы, высадивши 20 января в бухте Юнченг 26 т. чел., начали наступление 26 января, при чем флот перенес свою стоянку к о-ву Киминг (между Юнченгом и Вей-Хай-Веем); 30 января началась атака восточных берегов фортов.
От японской эскадры в помощь атакующим был отделен отряд из 8 корветов и канонерской лодки. Китайский флот тоже принял участие в деле.
К 1 ч. дня вся восточная группа фортов и прикрывавших их с суши укреплений была взята японцами и захвачена станция минного заграждения с потерею около 200 чел. Укрепления был взорваны китайцами при отступлении, а форты достались японцам совершенно исправными; их орудия был использованы при посредстве морских команд, которые сопровождали штурмовые колонны.
Обладая теперь 12-ю тяж. орудиями на фортах, японцы принудили китайскую эскадру держаться в западной части бухты.
Отряд японских корветов и канонерок, пытавшихся оказать содействие войскам бомбардировкой флота и фортов Джи и восточной группы, вынужден был отступить под сильным огнем эскадры и форта Джи. Тогда адмирал Ито послал более сильный отряд (броненосец Fuso, броненосные корветы Kongo, Hyei и броненосная лодка Takao), который пошел с восточного вдоль берега, чтобы обойти минное заграждения; но заходящее солнце светило прямо в глаза японцам, которые признали обстановку слишком невыгодной и отошли.
31 января и 1 февраля, несмотря на снежный шторм, японцы продолжали наступление и 2-го заняли Вей-Хай-Вей и западные форты. Но в эти дни Тинг успел послать на брошенные форты моряков испортить орудия, уничтожил на берегу и в городе все шлюпки и джонки. Этот же шторм заставил и японцев снять с блокады все миноносцы и отправить в Юнченг.
30 января японские миноносцы приступили к работам по разрыву бона у восточных фортов; мороз мешал тяжелой работе, и только в ночь на 4 февраля удалось порвать восточную часть бона — под берегом.
3 и 4 февраля днем адмирал Ито пытался атаковать флотом форты Лиу-Кунга, при участии захваченных фортов, но опять без особого результата. В ночь на 5 февраля японцы произвели минную атаку.
Были посланы 2 отряда миноносцев.
Для демонстрации после полуночи канонерки Tschokai и Aotaka, под командованием капитана Того, бомбардировали китайскую эскадру и подошли к бону около 3 ч. ночи, когда зашла луна. Дул легкий западный ветер.
3 миноносца взяли слишком влево и выскочили на риф, 2 перескочили через боны и, по-видимому, только 5 или 6 миноносцев пошли в атаку; из этих последних 2 миноносца, №№ 9 и 22, заметив сторожевую цепь по свету в иллюминаторах, обошли ее под берегом и атаковали Ting-Ien.
Мины № 22-го прошли мимо цели, миноносец под сильным огнем повернул от эскадры и выскочил на берег у восточных фортов.
№ 9 выпустил 2 мины, одна из которых попала в Ting-Ien; сам миноносец, уходя, получил ряд таких повреждений от огня броненосца (пробит котел и выведена из строя большая часть машинной команды), что д. был остановиться в 150 сж. от китайской эскадры. Здесь его нашел миноносец № 19 и, после неудачной попытки отбуксировать № 9, снял с него команду и вернулся в море к своей эскадре.
О действиях остальных миноносцев сведения крайне разноречивы.
Можно только с уверенностью сказать, что больше ни одна мина не попала, а несколько выпущенных мин не вылетели из сильно обмерзших аппаратов. Китайцы отражали атаку огнем мелких скорострельных орудий и ружейным (в № 6 попало 46 пуль, в № 10 — 10), при чем совсем не пользовались прожекторами.
Противоминных сетей у китайских судов не было.
У японцев потери в людях были только на миноносцах №№ 9 и 22, которые оба погибли, при чем № 22 расстрелян уже утром на камнях китайскими фортами. Команда его частью спаслась на берег, остальные потонули и замерзли в ледяной воде.
Миноносцы №№ 8 и 14 пришлось отправить в П.-Артур для починки.
На след. ночь в атаку пошли 5 миноносцев, но у двух случились повреждения руля и винтов, и они вернулись. Остальные 3 около 4 ч. утра, когда зашла луна, прошли боны, хотя сначала и наткнулись на цельную его часть.
Кроме сторожевой цепи, эскадра на этот раз охранялась прожекторами с Лиу-Кунга.
Головной миноносец № 23 три раза был под лучом прожектора, но луч на нем не остановился. Миноносцы разделились: № 23 и Kotaka пошли в восточную часть рейда, а № 11 в западную искать броненосец Chin-Ien. Не найдя его, миноносец атаковал учебное судно Wey-Ien и потопил его.
Первая пара миноносцев подошла к броненосному крейсеру Lay-Ien, и № 23 выпустил две мины; одна попала и взорвалась. Через 10 мин. крейсер, имевший продольные переборки задраенными, перевернулся, при чем погибло 170 чел.
После № 23 выпустил свои мины и Kotaka; одна прошла мимо, а другая взорвала стоявшую дальше канонерку. Все миноносцы вернулись из атаки благополучно, без потерь в людях, хотя китайцы и стреляли по ним.
Минные атаки настолько ослабили эскадру Тинга, что далее сколько-нибудь успешное сопротивление было невозможно. Дух команд упал, начались разговоры о сдаче, население о-ва Лиу-Кунг, собравшись на набережных, требовало от властей прекращения борьбы.
7 февраля с рассветом эскадра адмирал Ито, разделившись на 2 отряда, открыла огонь главными силами против форта Лиу-Кунга, а частью против о-ва Джи и подошедших к бону китайских судов. Огнем с фортов восточной группы взорван был погреб на о-ве Джи и в Fuso попал крупный снаряд, выведший из строя 7 чел.: вот результат этого боя.
Японские отряды дефилировали мимо укреплений в строе кильватера, описывая круги. Когда рейд заволокло дымом, китайские миноносцы пытались прорваться через западный проход, но были замечены, и за ними посланы в погоню крейсер Ioshino и Naniva. Огнем крейсеров все миноносцы был принуждены выкинуться на берег и, кроме 4, получивших большие повреждения, были сняты японцами и отведены к эскадре.
Адмирал Ито, видя безуспешность перестрелки с фортами со стороны моря, решил прорваться на рейд и сбить форты с тыла. Для этого катера и баркасы 8 и 9 февраля работали над уничтожением бона пироксилиновыми шашками и топорами, но не закончили работы, а 10 и 11-го было очень свежо. В эти же дни японские форты и суда перестреливались с китайскими, причем 8 февраля в крейсер Chin-Yen попал снаряд с фортов, выведший из строя 40 чел., а 9 числа 11" снаряд также с фортов попал близ ватерлинии, и через час крейсер затонул.
На просьбы жителей и войск сохранить их жизнь адмирал Тинг ответил решением ждать подкрепления до 11-го.
Боевые припасы у китайцев приходили к концу, а ночью 11 февраля Тинг получил депешу от Лихунчанга, что подкрепления не м. быть посланы, и он советует флоту прорваться в другой порт. Сделать это было невозможно — китайская эскадра была слишком слаба, тихоходна и, главное, деморализована рядом испытанных неудач. Тогда адмирал Тинг решился на капитуляцию, выговорив свободу защитникам о-ва и чинам эскадры. Ито согласился.
Получив этот ответ, Тинг лишил себя жизни. Также покончили с собой и командир броненосца Ting-Ien и комендант о-ва Лиу-Кунг.
Пораженный смертью Тинга, адмирал Ито вернул китайцам один транспорт для отвоза его тела в Чифу; при проходе этого транспорта на японских судах были приспущены флаги, и с адмиральского корабля произведен салют.
В руки японцев, кроме большого военного запаса, достались броненосец Chen-Ien, броненосный крейсер Ping-Ien, крейсер Ghih-Ien, минные крейсер Kuang-Ping и 6 канонерок.
При осаде Вей-Хай-Вей японцы проявили много энергии, настойчивости и показали себя прекрасными моряками. Суда их держались в море во всякую погоду, а командиры миноносцев справились с поставленной им задачей, несмотря на самые тяжелые обстоятельства. Китайцы же не извлекли пользы из своих миноносцев, не сделали даже попытки атаковать японцев и при отражениях атак проявили мало искусства и много беспечности.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.