ЕРМАК БЕРЕТ КАЗАНЬ
ЕРМАК БЕРЕТ КАЗАНЬ
На степи было на Саратовской,
Пониже города Саратова,
Повыше города Камышина
Собирались казаки охотники,
Донские, гребенские и яицкие,
Во кругу стоят, думу думают,
А среди их круга казачьего
Там Ермак стоит Тимофеевич,
Кунья шуба на нем нараспашечку,
Пола правая в пятьсот рублей,
Пола левая близу тысячи,
Всей-то шубе той цены нету.
Вот казак Ермак речь возговорит:
«Ой вы, братцы, атаманы-молодцы!
Проходит лето, лето теплое,
А зима-то наступает холодная,
Где-то мы, братцы, зимовать будем?
Вы подумайте, братцы, подумайте,
Да меня, Ермака, послушайте:
На Яик нам идтить – переход велик,
На тихой Дон идтить – ворами слыть.
Я хотел бы вверх по Волге идтить.
Пойдем-ка, братцы, под Казань-город:
Под ним Грозный царь стоит,
У него ли там много силушки,
Он семь лет стоит под Казанию,
Он семь лет стоит, не возьмет ее!»
Тут подумавши, в поход пошли,
Не дойдя Казани, становилися.
«Станьте, братцы, вы побудьте тут,
Я, Ермак-казак, к царю пойду,
Я пойду к нему, поклонюсь ему,
Расскажу про наше житье-бытье
И скажу ему, как город взять.
А повесит меня – знак вам дам,
А примет меня –по вас пошлю!»
Вот идет Ермак к царю Грозному,
Принимает его царь за товарища
И сажает его возле себя.
Посадивши, стал расспрашивать:
«Ты кто такой и отколь взялся?»
Тут Ермак ему и стал рассказывать:
«Не один я пришел, а с товарищи,
Теперь, государь, позволь лишь мне,
Расскажу тебе, как город взять.
Только сроку дай мне день один,
А теперя, царь, успокойся ты,
Как не сделаю того – повесь меня!»
Царь послушался, отпустил его.
Вот он ждет день до вечера,
Не дождавшись, сомневаться стал:
«Знать, Ермак-казак обманул меня,
Как он вором был – и остался вор!»
Не успел Грозный слово вымолвить,
Затряслась земля, всколебалася,
Стены градские разрушаются,
Казаки в Казань ворываются,
А орда из ней убирается.
Царь въезжает во Казань-город,
Он там хвалится, прославляется.
Вот Ермак к нему является:
«Чем, Ермак, тебя пожаловать?»
«Ты отдай, государь, нам тихой
Дон Снизу до верху, сверху до низу,
С его реками и вершинами!»
Литературные источники говорят об участии в Казанском походе (1545-1552) казаков, но роль их в исходе войны не была столь значительной, как об этом говорится в песне. Песня должна рассматриваться в связи с исторической действительностью и представлениями казачьих масс более позднего периода. Создание ее относится вероятно, к 80–90-м годам XVI в. – кануну «Смутного» времени. Пожалование казаков Тихим Доном за их боевые заслуги поэтически обосновывает казачьи права и привилегии. Эта идея придавала песне актуальное звучание на разных этапах истории казачества.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.