Понтонные мосты
Понтонные мосты
ПОНТОННЫЕ МОСТЫ, назначаются для переправы всех родов войск и войсковых тяжестей (не тяжелее 2.0 пд.), наводятся средствами понтонных частей при условии, что противоположный берег не занят неприятелем или, когда последний оттеснен предварительно нашим десантом настолько, что место, избранное для моста, не подвергается обстрелу.
В понтонных мостах, устоями служат уложенные на берегу береговые лежни, козлы и понтоны; полотно же моста состоит из смычных между устоями брусьев и настилки из щитов, досок и пажилин. Ширина полк моста между внутренними гранями пажилин — 9 фт. 8 дм.
Нормальная длина понтонных мостов: 2 понтонные роты: 105 сж. 61/2 дм., 3-х рот — 148 сж. 4 фт. 71/2 дм.
Подготовительные работы для наводки моста производятся до прибытия к месту наводки понтонного обоза и заключаются в рекогносцировке реки, избрании места наводки, в, организации береговых работ и в составлении рабочего плана с проектом моста.
Разведкой реки определяется:
1) профиль реки (с точностью, необходимою для определения числа и рода устоев), скорость течения и направление долинной струи, свойства дна в местах постановки козел и на якорных линиях и общий характер реки (опросом жителей);
2) количество работы, материалов, инструментов и число рабочих на береговые работы;
3) время для наводки моста;
4) направление оси моста (нормально — перпендикулярно течению, в исключительных случаях — под углом не более 25°) и место для береговых лежней.
После того производится разбивка якорных линий, выбор места для устройства складов, трассируются спуски, составляется рабочий план.
Якорные линии разбиваются: при глубине реки менее 5 сж. — по одной с каждой стороны оси моста, не далее 30 сж. от неё, при большей глубине — с каждой стороны по две: одна на расстоянии не свыше 30 сж. от мостовой линии, другая — соответственно наибольшей глубине.
В рабочий план вносятся все данные для наводки моста: число береговых, козловых и плавучих устоев, число и величина выводных паромов, число якорей, способ наводки и число чинов, рабочие участки каждой роты.
Оба первые от берегов устоя обыкновенно козловые; такие же устои устанавливаются и на отмелях.
Наводка моста может производиться:
1) с предварительною разборкой части понтонных повозок и устройством склада оснастки (нормальный способ),
2) с предварительною разборкой всех повозок и устройством, кроме склада оснастки, мостовых складов и
3) с постепенною, по мере наводки, разборкой повозок.
Самая наводка моста производится:
1) по-понтонно по течению (нормальный способ),
2) по-понтонно против течения (при быстром течении и сильном ветре),
3) по-понтонно отталкиванием (ночью или при сильном тумане),
4) паромами (при небольшом течении и слабом ветре),
5) поворотом (для сокращения времени наводки), при длине плавучей части не более 70-80 сж. и
6) смешанным способом.
Понтонный обоз выстраивается тылом к реке, не ближе 5 сж. от воды, на интервалах не менее 6 шаг., в несколько линий. Роты выстраиваются без ружей и снаряжения.
Вверх по реке, на 1-11/2 вер., высылается брандвахта, из 1 унтер-офицера и 8 понтонер, на такое место, с которого возможно дальше видно вверх по реке, и в то же время сигналы с брандвахты видны с моста. Кроме того, она соединяется с мостом телефоном.
Брандвахта задерживает двигающиеся по реке суда, плоты и другие предметы.
Наводка моста начинается с укладки берегового лежня (см. черт. 1).
Одновременно с этим, при наводке по-понтонно, снаряжаются и оснащиваются понтоны (см. черт. 2 и 3) и в каждой роте собирается по одному козловому парому из двух понтонов для постановки козловых устоев (в других случаях козла можно ставить и с полупонтона).
По сборке, паром подводится на причалах к береговому лежню. На пароме собирается козел (ноги и перекладина), приводится в вертикальное положение, подаются брусья, паром отталкивается, и после выравнивания ноги опускаются и вбиваются, пока шпора не ляжет на дно (см. черт. 4).
Для установки козел на противоположном берегу, туда переправляется на паромах команда с принадлежностями.
По установке последнего козла вводится понтон № 1 и за ним последовательно понтоны и укладываются мостовое полотно.
При наводке моста по-понтонно отталкиванием понтоны оснащиваются всегда ниже мостовой линии и вводятся на причалах. Якоря на понтоны не берутся, а завозятся якорными лодками, а концы канатов передаются на понтоны. Понтон удерживается причалами вплотную к козловому устою, на понтон передаются брусья, понтон отталкивается на 2/3 длины брусьев, причалы отдаются в воду, а под приподнятый и не уложенные брусья подводится к козловому устою следующий понтон.
1-й понтон затем отталкивается на всю длину брусьев и укладывается настилка. После этого 2-й понтон отталкивается на 2/3 длины брусьев, между ним и козловым устоем подводится 3-й понтон и т. д. (см. черт. 5).
При наводке моста паромами, последние составляются у берега и затем по очереди вводятся в линию моста по течению, с отдачею с них верховых якорей; низовые якоря завозит якорная лодка (см. черт. 6).
При наводке поворотом весь мост собирают у берега и сразу вводят в линию моста, забросив с понтонов якоря на верховой якорной линии. Низовые якоря завозятся лодками. Разводка моста производится теми же способами, что и наводка.
При разводке по-понтонно, сначала разбираются пролеты, а затем понтоны выводятся в порядке, обратном вводу их в линию. При разводке отталкиванием, работа ведется в порядке, обратном наводке этим способом.
При разводке паромами, по мере их разъединения, отвязывают якорные канаты и идут к берегу, где и разбираются. При разводке поворотом, сразу поворачивается весь мост.
Пешеходные мосты наводятся на полупонтонах.
Для наводки понтонного моста 105 сж. длины в среднем требуется: для самого моста — 2-4 час. времени, а со всеми подготовительными работами (не считая разработки спусков) 4-6 час. Разводка моста с укладкой парка на повозки требует не более 2 час.
Для содержания переправы по мосту ежедневно назначается понтонная рота и от неё дежурурные офицеры и нижние чины.
Каждая отдельная часть начинает переправу только с разрешения дежурного по мосту офицера.
Части пехоты переправляются вздвоенными рядами, обязательно не в ногу, лошадей ведут в поводу; дистанции: между ротами — 10 шаг., между батальонами — 25 шаг., обоз 1-го разряда за своей частью в 25 шаг.
Конница спешивается и следует рядами, по самой середине моста; дистанция между эскадронами — 25 шаг.
Полевая артиллерия — по 1 орудию. Все спешиваются; уносы отстегиваются; прислуга — за орудиями; дистанция между орудиями и зарядными ящиками — 20 шаг., между батареями — 40 шаг.
Повозки обозов переправляются по правилам для артиллерии, причем в упряжке д. быть не больше 2 лошадей; груз не д. быть больше 200 пд.; обозные с козел не слезают, а пугливых или упрямых упряжн. лошадей ведут под уздцы особо назначенные нижние чины.
Дистанция между 4-колесн. повозками-20 ш., между двуколками — 10 ш.
Гурты скота допускаются только при невозможности переправить их в брод или вплавь.
Для переправы по понтонному мосту (105 сж. длины) пехотной дивизии с её артиллерией требуется около 4 час. времени, армейского корпуса (2 пехотной дивизии, 1 кавалерийская дивизия, 1 саперный батальон) — около 10 ч.
Скачать: Ховратович А.А. — Переправа войск (1950)
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!