Попов Андрей Александрович, адмирал
Андрей Александрович Попов, адмирал (1821-98).
Окончив курс в морском корпусе, гардемарином флота, плавал в Балтийском море до 1838 г., когда, с производством в мичманы, переведен в Черноморский флот; в 1839 г. был в десанте при занятии Псезуапе и плавал на разных кораблях в Черном море.
В 1853 г., назначенный командующим парохода Метеор, Попов успешно выполнил поручение, собрав сведения об укреплениях Босфора и западных берегов Черного моря до Рущука.
Произведенный к капитан-лейтенанты, назначен состоять для особых поручений при адмирале Корнилове, а затем Нахимове.
С началом Восточной войны, в 1854 г. уничтожил в крейсерстве по Черному морю 6 турецких купеческих судов, после чего на пароходе Тамань, прорвав блокаду Севастополя и потопив еще 1 турецкое судно, прибыл в Одессу.
Вернувшись в Севастополь к 15 сентября, устроил бон для преграждения неприятелю входа на рейд, снарядил 2 брандера, построил пристани, организовал перевозочные средства и приспособил снятую с судов артиллерию для постановки на сухопутном фронт, после чего заведовал артиллерийским снабжением всей оборонительной линии. 7 октября 1854 г. контужен в голову; в том же году награжден орденом св. Анны 2 ст. и св. Владимир 4 ст., золотым оружием и произведен за отличие в капитаны 2 р., а с окончанием войны назначен флигель-адъютантом и командующим 32-м флотским экипажем.
В 1856 г. ему поручено заведование постройкой 6 винтовых клиперов в Архангельске, которые он привел в Кронштадт, и затем построил 14 винтовых корветов и 6 клиперов. Одновременно Попов нес обязанности начальника штаба Кронштадтского порта, а в 1858 г. получает командование отрядом из корветов Рында и Гридень и клипера Опричник, отводит этот отряд в Тихий океан и остается там до 1861 г., когда его назначают членом морского ученого и кораблестроительного комитетов, с производством в контр-адмиралы. Но уже в следующем 1862 г. Попов получает командование эскадрой Тихого океана.
В 1863-64 гг. он участвует со своей эскадрой в т. наз. "американской экспедиции" (см.), после которой сдает командование эскадрой и возвращается в Кронштадт.
Командированный в 1865 г. за границу для осмотра нововведений в области судостроения и артиллерии, Попов со свойственным ему увлечением отдается новой специальности — кораблестроению.
По возвращении в Россию он занимается подводным делом и производит опыты с погружающейся лодкой; затем снова уезжает за границу, совершает плавание на мониторе Северо-Американских Соединённых Штатов Миантономо и, вернувшись, добивается постройки, по составленным им чертежам, монитора Крейсер (потом перестроен и плавал под именем учебного судна Петр Великий).
В 1868 и 1869 гг., после новой командировки для ознакомления с новостями заграничного судостроения, Попов представил чертежи броненосных фрегатов Герцог Эдинбургский и Генерал-Адмирал и занялся разработкой проектов круглых судов (Поповок) (см.), в расчете сделать их неуязвимыми для снарядов, попавших в корпус под углом; построенные по его проектам поповки Вице-Адмирал Попов и Новгород оказались неудачными, точно так же, как и Императорская яхта Ливадия, приведенная им из Англии и переименованная в Опыт.
В 1872 г. Попов был произведен в вице-адмиралы и назначен состоять при особе Генерал-Адмирала, затем назначен председателем кораблестроительного отдела морского технического комитета и в 1876 г. — членом адмиралтейств-советов, а в 1891 г. произведен в адмиралы.
Имя Попова тесно связано с эпохою коренных преобразований, начавшихся во флоте после Восточной войны. Вышедший из замечательной практической школы Черноморских моряков, Лазарева и Корнилова, Попов обладал редкой способностью, при качествах истинного моряка, быстро усваивать дух новейших требований, предъявляемых жизнью, и также быстро овладевать средствами современной техники. Это создало Попову огромную популярность во флоте.
Выделенный из среды даже таких выдающихся моряков, как Г. И. Бутаков, Шестаков и др., Попов явился ближайшим сотрудником Великого князя Константина Николаевича по возрождению русского флота после несчастной войны, а в качестве начальника отряда и эскадры наших судов на Дальнем Востоке приобрел исключительную популярность не только во флоте, но и в России.
Прилагая все усилия к тому, чтобы возбудить и развить в своих подчиненных прочную любовь к морю и морскому делу вообще, он создал такую же школу русских моряков, как до него адмирал Грейг и Лазарев, а в Балтийском море — Бутаков, Горячий и нетерпеливый служака, он был настоящим "грозным адмиралом", талантливо воспетым К. М. Станюковичем в его морских рассказах: забывая себя, он требовал и от окружающих сослуживцев забвения своих личных интересов для пользы дела.
Но на ряду с этим Попов привлекал подчиненных редкой отзывчивостью к их положению, ко всему высокому, добротой своего благородного сердца, широкими горизонтами замечательного ума и искренностью увлечения.
Умер адмирал А.А, Попов в 1898 г.
Как человек, Попов отличался нетерпеливым, нервным характером, резкость которого смягчалось, однако, терпимостью к чужим мнениям.
Общий морской список, ч. XI; Сб. "Современная Россия", Спб., 1890.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.