Паруса
Паруса
1. Бом-утлегарь. 2. Утлегарь. 3. Бушприт. 4. Мартын-гик. 5.Фок-мачта. 9. Фока-рей. 10. Фока-марса-рей (нижний). 11. Фока-марса-рей (верхний). 12. Фок-брам-рей. 13. Фок-бом-брам-рей. 14. Грот-мачта. 18. Грот-рей. 19. Грот-марса-рей (нижний). 20. Грот-марса-рей (верхний). 21. Грот-брам-рей. 22. Грот-бом-брам-рей. 23. Бизань-мачта. 26. Бизань-гик. 27. Бизань-гафель. 28. Бом-кливер. 29. Кливер. 30. Фор-стеньги-стаксель. 31. Фок. 32. Фор-марсель (нижний). 33. Фор-марсель (верхний). 34. Фор-брамсель. 35. Фор-бом-брамсель. 36. Грот-стеньги-стаксель. 37. Грот-стень-стаксель. 38. Грот-брам-стаксель. 39. Грот-бом-брам-стаксель. 40. Грот. 41. Грот-марсель (нижний). 42. Грот-марсель (верхний). 43. Грот-брамсель. 44. Грот-бом-брамсель. 45. Крюйс-стаксель. 46. Крюйс-стень-стаксель. 47. Грот-стеньги-стаксель. 48. Бизань. 49. Крюйс-топсель. |
ПАРУСА, т.-е. поверхности, которые вследствие сопротивления давлению ветра двигают корабль; разделяются на прямые и косые.
Первые привязываются к реям и располагаются перпендикулярно к диаметральной плоскости судна; вторые привязываются к гафелям или подымаются на фалах и леерах и располагаются по диаметральной плоскости. Материалом служит парусина разной толщины (у нас различают 8 номеров), в зависимости от величины Паруса и судна; нижние Паруса делаются из более толстого материала. Парусина сшивается вертикальными полотнищами, а кромки Паруса обшиваются полого скрученным ликтросом и называются шкаторинами. Углы Паруса укрепляются диагональнальными бантами и носят название шкотовых или галсовых, в зависимости от снастей, которые в них закладываются.
Для уменьшения площади парусности, у Парус берутся рифы: параллельно горизонтальным шкаторинам по обе стороны Паруса располагаются от 1 до 4 рядов коротких риф-сезней; у концов каждого ряда имеется более крепкая снасть, называемая штык-болтом.
У прямых Парусов сезни находятся на верхней части паруса, у косых — на нижней.
Для того, чтобы брать рифы, Парусу дают слабину, схватывают ее риф-сезнями и, уменьшив площадь на величину 1, 2 или более рифов, вновь ставят Парус. Брать рифы при свежем ветре весьма трудно, маневр этот требует большого числа людей; поэтому на коммерческих судах, где экипаж малочислен, большие Паруса зачастую разделяются надвое (особенно, брамселя и марсели). Парус эти в таком случае называются разрезными.
При разрезных Парусах, вместо того, чтобы брать рифы, достаточно стравить верхний рей. Преимуществом разрезных марселей является также то, что нижний марсарей висит не на стеньге, а на более стойкой мачте, вследствие чего, при поставленном нижнем марселе, рангоут находится в большей безопасности, чем при обыкновенном марселе, хотя бы и глухо зарифленном. Вообще, разрезные Паруса, будучи каждый в отдельности меньших размеров, представляют меньше затруднений при маневрировании, чем ординарные.
У мелких судов рифы иногда берутся помощью наворачивания паруса на рей: это т. наз. паруса Каннингама. Существуют еще Паруса штормовые, меньшего размера, шитые из самой толстой и прочной парусины и поднимаемые в исключительных случаях очень свежей погоды.
Для придания Парусам крепости, например, в местах, где Парус трется о какую-нибудь снасть, на них с изнанки, т.-е. со стороны, противоположной той, на которую действует ветер, ставятся особые нашивки, называемые бантами или боутами.
В 1848 г. были предложены капитаном итальянского коммерческого флота Вазалло т. наз. сквозные Паруса, с отверстиями для прохода воздуха.
В этих Парусах давление ветра на единицу площади больше, чем в обыкновенных. Кроме того, если Парус имеет посредине отверстие для прохода воздуха, то в пузе его не образуется воздушной подушки, замедляющей ход корабля.
Сквозные Паруса не получили большого распространения, но, тем не менее, встречаются на коммерческих судах и яхтах иностранных флотов.
Паруса, привязанные к нижним реям, называются фок и грот (на бегин-рее паруса не имеется), к марса-реям — фор-марсель, грот-марсель и крюйсель, к брам-реям — брамсель, к бом-брам-реям — бом-брамсель; последние бывают летучими, если они убираются вместе со своими реями.
На коммерческих судах выше бом-брамселей ставятся зачастую еще трюмсели.
В дополнение к постоянным прямым Парус ставятся, при попутном ветре, лиселя, для которых с нижних и марса-реев выстреливаются особые деревья, т. наз. лисельспирты; в зависимости от места их постановки, эти Паруса называют марса- и брам-лиселями.
На выстреленных лисельспиртах фока рея подымаются еще ундер-лисели, для постановки которых отваливаются от борта судна выстрела (см.). На судах с прямым вооружением Паруса, привязанные к гафелям, называемыми триселями, а на судах с косым вооружением — фоком и гротом. К бизань-гафелю привязывается Парус, называемый бизанью. Выше триселей поднимаются топселя, а выше бизани — гав-топсель.
Паруса, поднимаемые на фалах и леерах между мачтами, называются стакселями, a верхние, идущие к утлегарю и бом-утлегарю — кливерами.
Триселя, бизань и топселя имеют трапецеидальную, а стакселя и кливера — треугольную форму. Подробности шитья Паруса, отакелаживания их и маневрирования с ними даются в руководствах по морской практике (см. Практика морская).
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.