Брачный обыск
Брачный обыск
В 1765-1917 гг.
Регистрационно-учетный документ, удостоверяющий отсутствие препятствий для заключения законного брака.
14 июля 1765 вышел Сенатский указ «Об уничтожении венечных памятей... и о произведении обысков прежде венчания вступающих в брак». До XVIII в. Брачный обыск не был самостоятельным документом, частично его положения входили в венечную память.
Проведение «обыска» заключалось в установлении существования или отсутствия препятствий к заключению брака. Препятствием к венчанию могли быть следующие обстоятельства: близкая степень родства вступающих в брак, отсутствие разрешения на брак (служебного начальства, родителей, опекунов), не расторгнутый предыдущий брак и т.д.
Для установления этих обстоятельств священник за неделю до венчания объявлял в церкви о необходимости сообщить известные кому-ли-бо причины, препятствующие браку. После этого, если препятствий не имелось, составлялся Брачный обыск, вписываемый в метрическую книгу. В нем указывалось, что препятствий к браку не существует, и стояли подписи жениха, невесты и 2-3 поручителей с каждой стороны.
Указ Синода от 5 августа 1775 увеличил до 3 недель срок сбора сведений о существовании возможных препятствий к браку. По этому указу текст Брачного обыска был несколько расширен. В документе должно было быть указано, что за предыдущие 3 недели до венчания такого-то с такой-то установлено отсутствие между ними близкого родства, какого-либо принуждения, а также иных препятствий к браку. После этого писалось: «свидетельствуем и отвечаем по закону» такие-то (фамилии поручителей) и стояли их подписи с Указанием: «Сей брак немедленно обвенчать».
По Сенатский указу от 4 марта 1799, в том случае, если один из вступающих в брак был греко-российского вероисповедания, а другой - иной религии, в Брачный обыск должно было быть включено указание российского священника о днях, когда можно было заключать браки.
В 1802 (Предписание Сената от 16 мая и Высочайший указ от 13 июля) были введены специальные обыскные книги, выдаваемые священникам из консисторий и Духовных правлений, куда должны были вписываться Брачный обыск.
Синодский указ от 30 ноября 1837 установил новый подробный формуляр Брачный обыск.
Документ, вписываемый в обыскную книгу, выглядел так: год, месяц, число; по указу Е.И.В., такого-то города или села, такой-то церкви священник и церковнослужители производили обыск о желающих вступить в брак и оказалось следующее:
- Жених - звание, чин, место службы, имя, отчество, фамилия, исповедание, место жительства, приход такой-то церкви.
- Невеста - звание, имя, отчество, фамилия, исповедание, место жительства, приход такой-то церкви.
- Возраст жениха и невесты, оба в здравом уме.
- Родства (духовного и плотского) нет.
- Жених холост или вдов после 1-го или 2-го брака, невеста - девица или вдова после 1-го или 2-го брака.
- К браку приступают по взаимному согласию и на то имеют разрешение от родителей или опекунов (звание или чин, место служения, имя, отчество, фамилия), если родители умерли, это оговаривается, то же - от служебного начальства. Удельные крестьяне – от Удельного Приказа, крепостные - от владельцев, солдатские вдовы - от воен. начальства.
- По троекратному оглашению в церкви такого-то года, месяца, числа препятствий к сему браку никакого никем не объявлено.
- Для удостоверения беспрепятственности сего брака представляются письменные документы:
а) разрешение жениху вступить в брак от такого-то начальства, выданное такого-то года, месяца, числа за таким-то номером, прилагаемое в подлиннике;
б) сведения о невесте от ее духовного отца, прилагаемые в подлиннике.
- Посему бракосочетание означенных лиц предположено совершить в такой-то церкви, такого-то числа, месяца в указанное время при посторонних свидетелях.
- Все показанное о женихе и невесте справедливо удостоверяем (фамилии жениха, невесты, 2-3 поручителей с каждой стороны); подписавшиеся несут ответственность перед судом по правилам церковным и законам гражданским. Потом идут подписи всех указанных лиц. В заключение пишется: «Обыск проводили оной церкви священник, диакон, дьячок и пономарь (имена, фамилии)» и подписи этих лиц.
Подлинные документы, приложенные к Брачному обыску, хранились при обыскной книге, а копии, снятые с некоторых подлинников (аттестат и т.п.) вписывались в обыскную книгу, подлинники же возвращались владельцу с указанием на них даты совершения брака за подписью священника.
Синоним: церковный обыск.
См. также статью "Венечная память".
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!