Венечная память
Венечная память
С XVI в. по 1765 г.
Документ распорядительного назначения.
Венечная память составлялась в каждом отдельном случае от имени протопопа и поповских старост и предназначалась священнику, который должен был проводить венчание.
Началом законодательной регламентации документа можно считать Соборное уложение 1551 (см. Стоглав), в 69-й главе которого говорилось о том, что протопопы и поповские старосты посылают священникам «знамена», т.е. разрешение на венчание и «емлют свою венечную пошлину».
В этой венечной памяти (знамене) требовалось от священника, чтобы перед венчанием была установлена степень родства между людьми, вступающими в брак, «о том бы обыскивали накрепко».
Инструкция Московского Патриарха Адриана от 26 декабря 1697 поповским старостам или благочинным смотрителям ввела специальные книги, куда должны были заноситься Венечная память.
Текст Венечной памяти был расширен, здесь указывалось: кто и когда венчает, имена, чины, звания и местожительство лиц, вступающих в брак, и сведения, которые должен был установить священник о степени родства, о том, что вступающие в брак не имеют «тайной жены или мужа», а также, что они не являются беглыми крестьянами и престарелыми. Инструкцией был установлен и размер пошлины с венечной памяти, который составлял: с отрока и девицы - 4 алтына, с брака, когда один из венчавшихся вступал во 2-й брак, и 6 алтын, с венчавшихся во 2-й раз - 8 алтын, с венчавшихся в 3-й раз - 10 алтын.
Венчать без Венечной памяти священникам было запрещено.
Именной указ от 3 июня 1714 г. увеличил пошлину с Венечной памяти вдвое.
Часть денег должна была идти на содержание лазаретов для больных и раненых солдат.
Именной указ от 6 апреля 1722 запрещал давать Венечную память для брака умственно неполноценных лиц и требовал освидетельствования последних в Сенате.
Сенатский указ от 10 июня 1730 г. снова увеличил пошлину с Венечной памяти.
По совместному указу Сената и Синода от 14 апреля 1731 на Венечной памяти должен был указываться размер взятой пошлины с подписью получившего эту Венечная память. Все это также должно было быть внесено в книгу Венечной памяти.
Синодский указ от 29 ноября 1731 г. устанавливал обязательность подписи на Венечной памяти как свидетелей со стороны жениха и невесты, так и членов церковного прихода, где проходило венчание.
Сложившийся к XVIII в. формуляр Венечной памяти состоял из следующих элементов: в начале писалось: «По благословению и указу Великого Государя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (такого- то) и по грамоте протопопа и поповских старост (таких-то)» с указанием епархии.
Дальше указывалось географическое расположение церкви и имя священника, которому направлялась Венечная память. Потом обозначались имена, фамилии и звания венчающихся и их местожительство и указывалось на необходимость проведения «обыска» о них. После этого стояли дата и печать протопопа и подписи поповских старост или благочинного.
В церковном приходе в Венечной памяти отмечались все установленные сведения о вступающих в брак и ставились подписи священника, свидетелей жениха и невесты и членов прихода, а также дата венчания и размер взятой пошлины.
Сенатским указом от 14 июля 1765 г. Венечная память была отменена и введен новый документ - брачный обыск (см.).
Синоним: знамене.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.