Вислая печать
Вислые печати использовались в Древней Руси для скрепления различных официальных документов (актов) – жалованных грамот, договоров, указов, официальных посланий и частных писем.
Право пользования ими имели лишь представители высшей светской и церковной власти: князья, их наместники и некоторые бояре; киевские митрополиты, архиепископы и епископы различных епархий и их наместники; отдельные монастыри и их игумены; представители государственного аппарата управления Новгородского государства.
Древнерусская вислая актовая свинцовая печать. Печать оттиснута от имени князя Всеволода Мстиславича (в крещении – Гавриила Феодоровича, около 1095 – 11 февраля 1138), старшего сына великого князя киевского Мстислава Владимировича (1125–1132 гг.) от брака с Христиной, дочерью шведского короля Инге I Старшего (1080–1112 гг.), внука киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха. На печати с одной стороны изображена сцена Благовещенья: архангел Гавриил, святой покровитель владельца печати, приносит благую весть деве Марии, на обороте – святой воин, судя по пояснительной кириллической надписи, – Святой великомученик Феодор (покровитель отца князя). Всеволод-Гавриил долгое время княжил в Новгороде (с 1117 по 1136 гг. с небольшим перерывом в 1125 г.), в последние годы своей жизни (1237–38 гг.) был приглашен на псковский престол. Найденная печать является единственной подобной находкой за все время исследований в ареале расселения древних пруссов на юго-восточном побережье Балтийского моря и является первым надежным материальным свидетельством существовавших в XII столетии связей не только юго-восточной Прибалтики с Новгородом, но и перемещения людей и вещей из Великого Новгорода в Прусские земли. |
Печать служила подтверждением подлинности документа и законности содержания указа или требования, изложенного в документе. Она удостоверяла подпись лица, выдавшего документ.
Традиция оформления многочисленных княжеских печатей XII–XIII вв. включала изображение на них образов небесных покровителей владельцев булл: самого князя и его отца. Узнав имена святых на печатях и сравнив их с именами и отчествами известных исторических персонажей, можно понять, кому они принадлежали. Изображения на печатях подчеркивают идею дарования княжеской власти от бога, а также ее преемственности от отца к сыну.
Они оформлялись в Древней Руси согласно некоторым закономерностям. Изображение и сопровождавшая его надпись несли большую смысловую нагрузку. Чем выше положение занимал владелец печати, тем большее внимание уделяли изображению.
Изображение на печати двух святых - женщины и мужчины - указывает, что печать принадлежала женщине (второй святой указывает на мужа), если у княгини была печать, это значит, что она, например, могла самостоятельно распоряжаться имуществом.
Княжеская печать конца XII - начала XIII века, принадлежавшая супруге Великого князя Владимирского Константина Всеволодовича и матери первого Ярославского князя — Марии. |
От времени правления Александра Ярославича не сохранилось ни одного письменного документа. Но в ряду других свидетельств его деятельности стоят 146 печатей (С 1236 г. Александр, как князь новгородский уже имел свою печать.), зарегистрированных к настоящему времени. Все они были привешены к различным актам, а после их утраты не были уничтожены, археологизировались и сохранились.
Полторы сотни печатей XIII в., дошедших до наших дней от одного правителя – случай в древнерусской сфрагистике исключительный. Для сравнения приведем количество известных сейчас печатей близких родственников Александра Ярославича: отца (князя Ярослава Всеволодовича) – 52, братьев (князей Андрея и Ярослава) – соответственно 4 и 30, детей (князей Дмитрия и Андрея) – соответственно 81 и 33 печати.
Печати, приписываемые князю Александру Ярославичу, впервые были найдены в окрестностях Новгорода, на Новгородском городище, и атрибутированы академиками Н.П. Лихачевым и В.Л. Яниным. При определении их принадлежности ученые опирались на изображения святых – одно из них олицетворяет христианское имя князя, второе – его отца. Небесным покровителем отца Александра Невского был святой Феодор Стратилат, а самого князя – святой Александр.
В.Л. Янин выделил две группы печатей Александра Невского. На первой группе изображены стоящие святые воины, держащие в руках меч и щит, или копье и щит; по сторонам фигур помещены имена святых: АЛЕКСАНДР и ФЕОДОР. Насчитывается 29 таких печатей, оттиснутые тремя парами матриц.
На второй группе печатей изображен скачущий вправо всадник (с нимбом или в короне), с мечом в руке, иногда фигуру сопровождает имя – АЛЕКСАНДР. В светском всаднике в короне, вероятно, можно видеть изображение самого Александра Ярославича. На другой стороне этих печатей изображен спешившийся и ведущий коня в поводу воин с нимбом, поражающий копьем змия (образ св. Феодора в композиции «чудо о змие»). В настоящее время насчитывается 117 таких печатей, оттиснутых девятью парами матриц. В сюжетах этой группы печатей прослеживаются западноевропейские традиции оформления – изображение правителя на коне.
Ареал находок печатей Александра Ярославича очень широк, он охватывает центральные районы Новгородской земли и Северо-Восточную Русь. Отмечены печати Александра также в Западной и Южной Руси.
Из других регионов Новгородской земли происходит 18 печатей. Только одна из них найдена при проведении археологических раскопок: в Старой Ладоге в 2006 г. Остальные печати – случайные находки частных лиц, они не имеют точных топографических привязок. Две печати происходят из Ленинградской, шесть – из Новгородской и девять – из Тверской области.
Из различных регионов Северо-Восточной Руси происходит 16 печатей. Две из них найдены при проведении археологических раскопок: в Ростове в 2007 г. и в Ярославле в 2019 г. Остальные печати, как и в Новгородской земле, не имеют археологического контекста и точных топографических привязок. Пять печатей происходят из Ярославской, четыре – из Владимирской, три – из Тверской области, еще две – из Городца на Волге.
Кроме этого, по одной печати Александра найдено в Полоцке и в окрестностях Киева. У шести печатей места находок остались неизвестными.
Большое количество сохранившихся до наших дней печатей Александра Ярославича и их широкое распространение по территории Руси, свидетельствует о его чрезвычайно высокой активности как государственного деятеля и подтверждает оценку князя как крупнейшей фигуры в русской истории этого периода.
Настоящая печать свинцовая вислая печать Новгородского архиепископа Далмата – образец высокого мастерства работы торевта. В средневековой Руси подобными печатями утверждали подлинность и достоверность актовых документов, связанных с делопроизводством: различными пожалованиями, торговыми сделками и пр. Право привешивать собственную печать на документы в эту эпоху имели лишь высшие представители светской и церковной власти. Архиепископ Далмат – современник князя Александра Ярославича Невского (1221?–1263), известен участием в политике: мирил новгородцев с князьями Александром (1255) и Ярославом Владимирским (1264, 1269–1270). Покрыл Софийский собор свинцовой кровлей, что отмечено в Новгородской летописи под 1261 г. В настоящее время известно 15 его печатей. Представленная печать чрезвычайно редкая. Это второй экземпляр, оттиснутый этой парой матриц.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.