Десантные операции
Десантные операции, экспедиция, перевозку морем сухопутных войск для военных действий на территории противника.
В случаях, когда территория противника отделена морем, решительных результатов в борьбе можно достигнуть только путем Десантной операцией. Кроме того, Десантные операции предпринимают с целью оттянуть к месту высадки войска противника от главного театра войны на сухопутном фронте и тем ослабить его; Десантные операции этого рода имеют целью морские демонстрации в военное время, занятие отдельных укрепленных пунктов противника, его станций, портов и т.п. и вообще совершение действий, хотя и полезного для общего хода дела, но не связанных с ним непосредственно.
Наконец, Десантные операции производят в мирное время для поддержания его колониального могущества или подчинения государству некультурных народов, неспособных к организованному сопротивлению.
Основными условиями успешности всякой Десантной операции являются: тщательная подготовка в мирное время; обеспечение безопасности морских перевозок; всесторонняя разработка высадки; выбор пунктов для неё и предварительная их подготовка и обеспечение надежной связи между высадившимися войсками и отечественными базами.
До появления огнестрельного оружия целые армии высаживались на неприятельский берег, и Десантные операции по численности войск нисколько не уступали сухопутным.
Появление огнестрельного оружия произвело решительный переворот в неблагоприятную для десанта сторону, сила Десантных отрядов уменьшилась, и десанты из самостоятельных операций значительных сил обратились во второстепенные экспедиции незначительных отрядов.
В эпоху появления парового флота численность одновременного десанта никогда не превосходила 60-80 т., да и то при особо благоприятных условиях, как например, в Крымскую войну, когда десант в 63 т. был произведен тремя державами, и в Cеверо-Американскую войну, когда десант в 80 т. Мак-Клелана на Йоркском полуострове был возможен благодаря лишь исключительному численному богатству флота Америки.
Нормально же сила десанта в то время определялась в 40 т., требовавших для своего подъема 45-50 транспортов самых больших размеров.
В начале XX века, с ростом торгового флота в некоторых странах (Англия, Америка, Германия, Франция и Япония); численность десанта, который одновременно м. быть брошен на неприятельский берег, значительно превышает приведенные цифры.
Так, Англия силы своего экспедиционного корпуса определяет в 150 т.; Япония в 1904-05 гг. могла поднять транспортным флотом 6 мобилизованных дивизий с артиллерией и обозом, т.е. до 125 т.
Если у противника нет боевого флота, а десант, возможно, произвести вне сферы неприятельского влияния, то постепенной высадкой м. быть сосредоточено и еще большее число войск (в англо-бурскую войну англичане высадили в Африке до 200 т., в русско-японскую войну 1904-05 гг. японцы сосредоточили в Манчжурии и Корее до 1 мил.), но такие десанты теряют уже характер военных операций, т. к. они происходят почти в условиях мирного времени.
Вообще же, при современном развитии транспортного флота, наибольшая численность экспедиционного отряда могла достигать 150-200 т. ч.
Для перевозки войск морем употребляются транспортные суда, военные и коммерческие; первые, специально приспособленные и всегда готовые, предпочитаются вторым, но военные транспорты содержатся в весьма ограниченном количестве, а потому все государства основывают свою перевозку, главным образом, на судах коммерческого флота. Но для того, чтобы суда эти отвечали требуемым условиям, правительства всех государств выдают субсидии частным пароходным обществам (у нас Добровольному флоту), обязанным в случае войны предоставлять свои суда военному и морскому ведомству за определенную плату.
Сбор частных судов очень труден, а потому его необходимо начать заблаговременно, еще до объявления войны.
Для расчета потребного числа судов для данной силы отряда, можно руководствоваться следующими данными: при переездах продолжительных, на одного пехотинца с вооружением и снаряжением надо считать 3 т., на кавалериста — 10 т. и на орудие с прислугою и лошадьми — 500 т. судов, водоизмещения; при переездах коротких, в 2-5 дн., на пехотинца достаточно 1 1/2 тонны. При этом расчете на русский корпус нормального состава, т.е. из пехотных и 1 кавалерийской дивизий с артиллерией, необходимо до 70 частных транспортов около 18.000 т. водоизмещения, на прусский же корпус, при одном кавалерийском полку, 50 транспортов в 15 000 т.
Военные транспорты при том же водоизмещении принимают войск больше.
Для подвоза войск к берегу десанту должно быть придано достаточное число легких мелкосидящих судов.
Наиболее употребительны, кроме судов, баркасов и шлюпок, плоскодонные шаланды, подымающие 160-170 чел. или 1 полевое орудие с передком и прислугою; их подъемная сила до 620 пуд., осадка около 1 фт.
В Англии, для этого, имелись парусные складные катера и шаланды. Буксирование этих судов производится паровыми катерами, а при большом удалении и канонерками.
Для ускорения десанта желательно придавать отрядам транспортную флотилию из мелкосидящих судов, подходящих непосредственно к берегу; при десанте в Крыму в 1854 г. англичане имели 3 таких парохода.
Выбор пункта для десанта намечается в зависимости от политических, стратегических и тактических условий.
Десант удобно производить в местности, население которой расположено к наступающему, и, следовательно, на содействие которого можно рассчитывать (испано-американская война 1898 г.).
Стратегические условия требуют, чтобы Десантный пункт находился, возможно, ближе к цели экспедиции, иначе сказать, лежал на операционной линии и чтобы вблизи него имелась база, т.е. удобное и безопасное убежище для флота от бурь и ветров, т.е. хорошая бухта или порт (подобно Александрии в Египетскую экспедицию 1798 г.).
Тактические условия сводятся к удобству и безопасности исполнения самой операции, для чего очертание берега должно быть удобно для обстрела, образуя выпуклую дугу, обращенную к морю (выгодно, если это будет полуостров); берег должен представлять открытую, длинную, удобовосходимую полосу, доступную по возможности для большего числа судов, с целью одновременной высадки большего числа войск; глубина у берега должна допускать возможно близкий к нему подход; берег не должна затруднять развертывание отряда (отсутствие дефиле, желательны опорные пункты); от берега должен вести удобные сообщения внутрь страны, к предмету действия; берег должен иметь пресную воду и находиться в благоприятных санитарных условиях.
Очень выгодно иметь по близости острова для устройства передовой базы.
Прежде чем приступить к десанту, какие бы подробные сведения ни имелись об избранном пункте, непосредственно перед высадкой должна быть произведена тщательная разведка, как для проверки уже имеющихся сведений, так и для пополнения их другими: минировано ли прилегающее к берегу море, занят ли неприятельский берег, как расположены его войска, есть ли укрепления и т.п.
Такую разведку необходимо вести в разных пунктах, как для более широкого сбора сведений, так и с целью демонстраций, которые полезно производить далеко в стороне от пунктов высадки. Для разведок обыкновенно пользуются быстроходными крейсерами, миноносцами и паровыми катерами, причем если разведка с моря затрудняется, то на берег высаживаются небольшие разведывательные партии.
Большую услугу при разведке м. оказать аэропланы.
По определении окончательного пункта высадки отдается точная диспозиция, общая для флота и сухопутных войск, в которой указывается порядок наступления судовой высадки и захвата берега, а также задачи боевого флота по содействию высадке; при этом не должно упускать и производство демонстративных высадок. Высадка обыкновенно начинается с рассветом, чтобы иметь больше светлого времени и, примерно, производится следующим обр.: с проблеском зари флот, направляясь к пункту высадки, высылает вперед быстроходные суда, для обозначения, согласно диспозиции, буйками мест транспортов и др. судов. Затем флот и транспорты выстраиваются так, чтобы флот обеспечивал высадку с моря и огнем мог бы поддержать ее; транспорт, суда выгодно располагать в возможно меньшее число линий, параллельно берегу.
Став на якорь, транспортные суда спускают на воду шаланды, шлюпки, паровые катера; то же делает, не становясь на якорь, и боевой флот для высадки судов, десанта.
Первым высаживается судовой десант по 50-150 ч. на судно с 1-2 десантными орудиями; одна часть этого десанта обеспечивает высадку, а другая помогает высаживаться войскам.
Затем следует на берег авангард сухопутных войск, который желательно высаживать в один прием.
Высаживают сначала пехоту, потом артиллерию и кавалерию.
Если пункт высадки занят противником, защищен береговыми батареями, минами и флотилией, то раньше десанта следует заставить замолчать батареи, выловить мины и сделать безвредной флотилию.
Высадка открытой силою может сулить успех при противнике более слабом, чем Десантный отряд. При этом настоятельно необходимо: усиленным огнем флота отогнать противника от берега; ускорить процесс высадки, исполняя ее по возможности одновременно и большим числом войск; угрожать флангу и сообщениям противника высадкой войск в стороне от главного пункта.
Скорость высадки зависит от состояния погоды и моря, удаления транспортов от берега, числа легких судов и длины удобного береговой полосы.
Для перевозки одного батальона на расстояние версты требуется 2-3 час., а на 2 версты — 5-6 час.
Число мелких судов желательно иметь для подъема всей боевой части отряда в один раз.
Длина береговой полосы для одновременной высадки боевой части корпуса м. быть определена в 15 — 20 вер. протяжением, что, конечно, м. встретиться крайне редко.
При средних условиях, для высадки корпуса без обозов 2 и 3-го разряда и парков потребуется не менее 24 час.
По высадке авангард продвигается вперед от берега на 5 — 7 вер., стараясь захватить узловые пункты и обеспечить безопасность высадки всего отряда.
Одновременно приступают к устройству в пункте высадки укрепленого амбаркационного пункта, на который мог бы базироваться высадившийся отряд; самое выгодное разрешение этого вопроса дает занятие одного из ближайших к пункту высадки портов (Чемульпо и Дальний в русско-японскую войну 1904-05 гг.).
Во всяком случае амбаркационный пункт должен находиться под сильным артиллерийским огнем флота.
Движение Десантного отряда вглубь страны должно предприниматься только после прочного устройства на берегу и выгрузки необходимых обозов.
Стратегическое положение высадившегося отряда, особенно в первое время высадки, крайне невыгодно
По трудности перевозки лошадей у него обыкновенно мало кавалерии, артиллерии и обозов, вследствие чего разведка слаба, возможны всякие случайности, а потому необходимо держать войска сосредоточенно и кормить их подвозом, а обозов мало.
База высадившегося отряда — точка, а путь отступления один, благодаря чему является необыкновенная чувствительность сообщений.
Поэтому ближайшею задачею Десантного отряда д. б. уширение базы, а при первой возможности и перенесение её в наименее угрожаемый противником пункт, имеющий более безопасное сообщение с отечеством (замечательные образцы в этом отношении — действия Густава-Адольфа в Померании в 1630 г. и Александра Великого в 334 — 331 гг. до P. X., после сражения у Граника).
Трудность положения Десантного отряда увеличивается и вследствие двойственности требований, предъявляемых обстановкой; с одной стороны, десант требует решительности действия, крайнего развития внезапности, достигаемой в значительной степени быстротой движения; недостаток же кавалерии и перевозных средств заставляет войска двигаться иногда крайне медленно. В тактическом отношении Десантный отряд до окончания высадки подвергается всем невыгодам обороняющегося.
При открытой местности он подвергается всем неудобствам, вытекающим из недостатка кавалерии: беспокоимый мелкими стычками, он д. быть постоянно на стороже и подвигаться вперед наудачу; пересеченная же местность, представляя неприятелю выгоды упорного сопротивления на каждом шагу, лишает отряд возможности действовать решительно.
Недостаток конницы устраняет и возможность быстро и неотступно преследовать разбитого противника.
Амбаркация (см. амбракционный пункт), т.е. обратная посадка высадившегося отряда на суда вне опасности от неприятеля исполняется так же, как и высадка, но в обратном порядке, т.е. сначала нагружают тяжести, а потом войска.
Под ударами же противника вся операция сводится к отступлению с боем, т.е. к последовательной перемене позиций и постепенному сокращению их длины.
Несомненно, что противник, преследуя, будет стараться отрезать высадившийся отряд от его базы, т.е. амбаркационного пункта, и если ему это удастся, то отступающему придется избрать для посадки на суда другой пункт и перевести к нему флот. Дело это, вследствие постоянных случайностей на море (буря, ветер), сопряжено с таким риском, что Десантной отряд должен особенно заботиться во что бы то ни стало сохранить свои сообщения с возведенным после десанта на берегу укрепленным лагерем (отступление английского генерал Джона Мурра и амбаркация в Корунье, 14-16 января 1809 г. на Пиренейском полуострове).
Десантные операции в отделенной морем стране наиболее ответственны.
Численность войск, намеченных планом операции, зависит от интенсивности вероятного сопротивления самой высадке, масштаба дальнейшей борьбы и географических условий. На особое управление по транспортировке войск ложится сложная задача организации дела:
1) выбор портов отправления;
2) распределение армии и соответственных военных грузов по ним;
3) определение количества и рода транспортных судов;
4) составление плана сосредоточения к портам войск и грузов;
5) составление плана сосредоточения в портах транспортов;
6) составление расписания посадки войск и погрузки грузов;
7) составление плана плавания и конвоирования эшелонов транспортов;
8) составление планов и расписания высадкив намеченных пунктах и
9) составление плана снабжения высадившейся армии и устройства на побережье баз.
Из одного этого перечня ясно, что операция вторжения в неприятельскую страну необычайно сложна, связана с разнообразными проявлениями военной и экономической жизни страны и требует огромных средств для своего выполнения.
Для перевозки батальона боевого состава нужен большой, океанского типа пароход, а следовательно, для перевозки армии и её грузов потребуются сотни и даже тысячи крупных транспортных судов со специальным оборудованием.
Выполнение этой задачи требует прежде всего детальной предварительной разработки и пунктуального проведения в жизнь всех расписаний, планов и т.п.; аккуратность, доведенная до педантичности, есть первое и необходимое условие успеха всякого Десантного предприятия. Подготовленную таким образом перевозку армии, однако, было бы крайне рискованно приводить в исполнение, не обеспечив ей полной безопасности в море во время движения и со стороны моря во время высадки.
Сложная система передвигающихся по морю транспортов органически неспособна к самозащите в случае нападения неприятельского военного флота; мало того, по своей громоздкости она не м. быть надежно защищена далее собственным военным флотом, т. к. связывает необходимую ему свободу действий и обусловливает разделение его сил, что легко м. повлечь поражение самого флота по частям.
Всякая же неудача флота немедленно приводит на край гибели все предприятие. Поэтому перевозка армии м. быть совершаема только при условии заведомой безопасности, а эта последняя обеспечена лишь тогда, когда:
а) неприятельский флот окончательно разбит в бою и уничтожен, как организованная сила или
б) когда неприятельский флот тесно и надежно заперт в его портах отечественным флотом.
Таким образом, первым условием для вторжения через море в неприятельскую страну является безраздельное владение морем. Только, когда господство над морем перешло в руки флота нападающего государства, это последнее м. приступить к главной операции — вторжению в неприятельскую страну.
Всемерно обеспечена должна быть и безопасность высадки, т. к. в это время армия наименее способна к сопротивлению.
На части военного флота, не занятые блокадой неприятельских сил, возлагается поддержка высадки огнем судов, артиллерии и, если это возможно, занятие главнейших береговых пунктов десантом с военных судов для охраны армии во время самой высадки и предоставления ей возможности ориентироваться в новой обстановке.
На военный флот также возлагается исследование подходов к пунктам высадки, нахождение и уничтожение минных заграждений и других препятствий, порядок движения шлюпок с войсками, распределение их по пристаням и пр.
Одновременно с высадкой армии организуются и базы.
Для этой цели избираются, в зависимости от общего плана кампании, один или несколько пунктов на неприятельском побережье, хорошо оборудованных пристанями, погрузочными приспособлениями и путями сообщения. Такими пунктами обычно являются торговые порта, занятие коих возлагается на военный флот, вместе с обеспечением безопасности подходов к ним с моря.
С суши они надлежащим образом укрепляются средствами полевой и временной фортификации.
Затем организуется подвоз в эти базы необходимых грузов и подкреплений, эвакуация раненых и пленных и т.п.
В дальнейшем, море, находящееся в руках нападающего, является несравненной по удобству коммуникационной линией; но необходимо учредить неослабленное наблюдение за движением вобще судов в этой части моря, далее не пропустить случайных активных проявлений неприятельской предприимчивости.
Осуществляемое с помощью крейсеров, посыльных судов и службы связи, наблюдение за морем д. обеспечивать постоянную возможность вызова к месту действия части боевого флота, способной пресечь всякую попытку к оспариванию господства над морем со стороны морских сил неприятеля. Яркий пример такой службы представляет работа японского флота в войне с Россией, когда все силы его были обращены на осуществление тесной блокады Порт-Артура, с запертой в нем русской эскадрой, с одной стороны, и на организацию службы крейсеров между Японией и Кореей — с другой.
На этом же примере легко видеть, какое смущение во всю организацию перевозок вносит неожиданное появление хотя бы разрозненных морских сил неприятеля (Владивостокские крейсера и миноносцы). Только после боя 1 августа 1904 г., в котором отряд Камимуры разбил русские крейсера и потопил Рюрик, безопасность морских перевозок была вновь обеспечена, и общественное мнение Японии успокоилось.
С особой тщательностью должна быть разработана и обратная посадка высадившейся армии на суда, в случае её поражения на территории неприятеля, ибо в этом случае всякое промедление равносильно гибели армии.
Здесь особенно ярко обнаруживается, роль укреплений, способных сдержать противника и дать время на погрузку. Исключительная сложностью организации Десантной операции объясняется то, что новейшая история не знает случаев успешных во всей полноте вторжений через море (тогда еще не знали о предстоящей высадкой союзников в Нормандии).
Современные островные государства, ясно сознавая опасность для них неприятельского вторжения, ревниво следят за могуществом своих военных флотов, обеспечивающих им господство на море.
Только Россия, на протяжении последнего полустолетия XIX века, дважды была потрясена ударами, нанесенными ей вторгнувшимся в её пределы врагом из-за моря, и она всецело обязана этим тому небрежению, с которым; несмотря на завет Петра Великого, относилась к развитию и состоянию своих морских сил.
Десантные операции, имеющие целью отвлечение с главного театра части сухопутных сил противника, существенно отличаются от только что изложенных, т. к. задачи их второстепенные, временные. Массы перевозимых войск обыкновенно значительно меньше, что соответственно упрощает организацию предприятия.
При благоприятных условиях, соединяющих верность замысла с точностью выполнения, Десантные операции м. оказать существ, поддержку главной армии.
Выполнение подобного рода операций носит, прежде всего, характер срочности: важно не вообще высадить известное количество войск, а сделать это непременно в указанное время, определяемое интересами армии, оперирующей на главном театре войны.
Из характера срочности вытекает и вся сущность организации таких Десантных операций.
Когда состав десанта определится, и план операции детально разработан, входящие в состав десанта силы дислоцируются в портах отправления или в непосредственной к ним близости.
Соответствие планов Десантных операций вообще с действительными нуждами и удобством их выполнения проверяется периодическими посадками войск, назначенных в десант, на транспорты; и, наконец, выполняется Десантный маневр, с высадкой войск на берег.
Во время подобных маневров вырабатываются опытным путем все детали работы и исправляются все замеченные недостатки и упущения в планах и расписаниях. Важным залогом успеха является привычка войск к морским передвижениям и особенно к быстрой высадке в строгом порядке; привычка эта приобретается исключительно практикой; поэтому постоянное и регулярное производство Десантных маневров должно входить в план подготовки Десантных операций.
На ряду со срочностью вспомогательных Десантных операций является нередко не только возможность, но и необходимость их выполнения ранее, чем военному флоту удалось окончательно вырвать из рук противника господство на море.
Такая Десантная операция м. понадобиться в самом начале стратегического развертывания или как важная демонстрация, отвлекающая внимание противника в момент выполнения им своего плана сосредоточения, или как прямая операция, способная нарушить этот план и облегчить своим главным силам нанесение решительного удара.
При производстве такой Десантной операции участие военного флота в первое время сводится к тому, чтобы энергичное наступлением заставить флот противника хотя бы временно отойти от места предполагаемой высадки или такой же демонстрацией отвлечь его внимание.
Место высадки должно лежать, возможно, ближе к объекту действий десанта; установление сухопутной коммуникационной линии на сколько-нибудь значительное расстояние настолько ослабит десант, что докатившаяся его волна до места действия м. оказаться уже недостаточно сильной для активных действий.
При высадке десанта следует помнить, что флот м. потерпеть неудачу в борьбе с противником, и в этом случае Десантный корпус будет отрезан от своих баз; поэтому, надо заранее предусмотреть пути отступления и соединения его с главными силами.
Если, однако, высаженный своевременно и в должном месте Десантный корпус исполнит свое назначение, то дальнейшая судьба его явится вопросом второстепенным; а потому риск, связанный с подобной операцией, м. быть при известных обстоятельствах одобрен, и с возможностью производства такой Десантной операции стратегия должна непременно считаться.
Десантные операции для занятия отдельных точек территории противника, преимущественно островов и якорных стоянок, намеченных для устройства маневренных баз флота, опорных пунктов для его частей, наблюдательных постов, радиостанций и т. п.; высаживаемые в этих случаях части д. находиться в непрерывной связи с флотом, от которого они получают всякого рода припасы и снабжение.
Такие Десантные операции м. не иметь непосредственного влияния на ход событий на главном театре войны; поэтому, они должно быть рассматриваемы, как операции вспомогательные, входящие в состав военной организации самого флота и разрабатываться совместно с планом операций флота.
Десантные операции, как колониальные экспедиции.
При их организации также необходимо соблюдение ряда условий, обеспечивающих успех. Сюда относятся: тщательное предварительное изучение страны, куда предполагается снарядить экспедицию; ясное определение и формулировка целей и возможную сопротивления со стороны туземцев; назначение для экспедиции сил подавляющего превосходства сравнительно с ожидаемым сопротивлением, памятуя, что в этом случае, как и всегда, полное напряжение удара приводит, скорее всего, к поставленной цели, а потому является наивыгоднейшим и с точки зрения экономии:
Боевое, походное и лагерное снаряжение экспедиции д. б. приспособлено к климату и особенностям местности и, наконец, должно быть детально и широко разработан план подвоза экспедиции всего необходимого из метрополии.
На деле изложенные условия соблюдаются далеко не всегда. Особенно часты ошибки, проистекающие от недостаточного изучения страны и неразумного стремления к кажущейся экономии, выражающиеся в назначении сил, недостаточных для получения быстрых и решительных результатов; следствием этих ошибок являются обычно затяжка экспедиции, напрасные жертвы деньгами и людьми и нередко — крушение всего предприятия.
Т. к. подобные экспедиции происходят при условии свободного передвижения по морю в мирное время, то роль военного флота в них ограничивается обычно назначением некоторого числа судов легких типов для поддержки высадки, охраны побережья и несения полицейской службы в водах, прилегающих к арене действий.
Подготовка транспортов к перевозке Десантных войск в этих случаях несколько отличается от обычной по нормам тоннажа и объема на единицы человеческую и лошадиную, т. к. при условии далекой перевозки зачастую в тропическом климате должны быть принимаемы чрезвычайные гигиенические меры, прежде всего выражающиеся в требовании известного простора на транспортах.
Если выбор времени для экспедиции свободен, то перевозку войск следует производить в период тихих погод. Вынужденная перевозка английских войск, когда нельзя было считаться с погодами, во время англо-бурской войны, показала, что люди и особенно лошади, частью не выносят совсем продолжительного плавания в бурную погоду, частью же прибывают на место действия в состоянии полного упадка энергии, что может, при неблагоприятно сложившихся обстоятельствах, повлечь за собой огромные затруднения для экспедиции.
Противодействие десантам.
Для противодействия десантам обороняющийся должны употребить все средства. Охрана побережья возлагается на линейный флот, ищущий встречи с флотом противника, и береговой (легкие крейсера, подводные лодки, минная флотилия), для непосредственной обороны берегов.
Важнейшие прибрежные пункты усиливаются укреплениями, а подступы к ним обороняются артиллерией и заграждаются минами.
Береговая линия для охраны разбивается на участки, в зависимости от значения данной части берега, формы его очертания, свойства прибрежной части, береговые полосы, а, главное, числа и направления дорог.
Оборона каждого участка поручается определенному отряду и на каждый назначается ответственный начальник, которому подчиняются все силы и средства района участка. (во Франции еще в мирное время побережье разделено на отделы, имеющие значительное протяжение в глубину материка, начальникам которых подчиняются все сухопутные и морские силы, назначенные для береговой обороны).
При распределении войск обращается особое внимание на сохранение возможно сильных резервов и на глубину общим расположения войск, для предоставления им свободы маневрирования.
Войска располагаются вдоль берега в две-три линии. На самом берегу — сторожевая линия (наблюдательный кордон) для возможно тщательного наблюдения и передачи известий; она состоит преимущественно из постов пограничной стражи или кавалерии, усиленных сторожевыми судами, связанных между собою и в тыл телеграфной и телефонной сетью и снабженных автомобилями и средствами воздушной разведки, прожекторами и т.п.
Расстояние между постами определяется возможностью беспрерывного наблюдения. Для непосредственной поддержки стороне, постов во 2-ой линии располагаются частные резервы, которые необходимо для большей самостоятельности делать из 3 родов войск. Частные резервы обыкновенно занимают самые важные пункты береговой полосы.
В 3-ю линию иногда назначается общих участков, резервные главные силы войск располагаются в узле дорог, преимущественно на железной дороге.
При слишком большой длине береговой линии главные силы эшелонируются группами, которые находятся, однако, в непосредственное подчинении старшему начальнику. Действия обороняющегося, при получении первых известий о начавшейся высадке, должно быть крайне осторожны в посылке подкреплений к угрожаемому пункту, дабы не поддаться на демонстрацию противника.
Основательное знание удобных пунктов для высадки, времени, потребного для сосредоточения к каждому из них, а главное, отсутствие предвзятости по отношению намерений противника дают начальнику обороны возможность разобраться в трудной задаче.
При современной быстроходности судов и возможности быстрой переброски противника с одного пункта на другой, а также при могучем посредстве воздушных разведок, благодаря которым десант будет хорошо знать о месте нахождения резервов противника, помешать высадке является делом весьма трудным.
Затруднение десанту м. оказать и небольшие отряды обороняющегося, способы, действия которых сводятся к замедлению первоначальных предприятий противника, с целью выигрыша времени для сосредоточения превосходящих сил. Как только пункт действительной высадки достоверно определится, обороняющийся д. обратиться к самым решительным действиям.
Пока Десантный отряд не окончил высадки, не укрепился на берегу и не расширил своей базы, положение его крайне трудное, чем и д. воспользоваться обороняющийся. В этот период неоценённые услуги для обороны м. оказать рационально устроенная сеть железной дороге или широкое применение автомобильных грузовых поездов.
В стратегическом отношении обороняющийся по отношению к десанту всегда поставлен в более выгодное положение, т. к. располагает широким базисом, большое числом дорог, превосходит противника кавалерией и обозом, т.е. меньше зависит от случайности, обладает большой подвижностью и м. пользоваться телеграфом, телефоном, железной дороге и автомобилями.
Единственное неоспоримое преимущество десанта — свобода в выборе пункта высадки, обороняющийся же находится до последнего момента в неизвестности, откуда его ожидать главный удар. Зато, раз определится пункт высадки, все преимущества переходят на сторону обороны, которой, при правильной организации, не трудно остановить дальнейшее вторжение десанта. Поэтому, надо признать, что при современных условиях десант представляет громадные трудности; для обеспечения успеха требуются абсолютное превосходство в силах или особо благоприятных условия, например, захват сразу широкой, удаленной от противника базы (Корея при высадке японцев в русско-японскую войну 1904-05 гг.).
В период новой истории более важными десантами сопровождались, или должно быть сопровождаться, следующие экспедиции: в 1535 и 1541 гг. — Карла V в Алжир (см. Алжирские экспедиции); 1588 — Филиппа II в Англию (см. Армада); 1630 — Густава-Адольфа в Германию (см. 30-летняя война); 1798 — Бонапарта в Египет (см. Египетская экспедиция); 1799 — русско-английская экспедиция в Голландию (см.); 1804-05 — приготовления Наполеона к десанту в Англию (см. Булонская экспедиция); 1808 — Веллингтона и Спенсера в Португалию (см. Испано-португальская война); 1809 — лорда Чатама на остров Вальчерн; 1830 — из Франции в Алжир (см. Алжирские экспедиции); 1854 — Крымская (см. Восточная война 1853-56 гг.); 1860-61 — Китайская (см. Англо-Франко-Китайская война); 1862 — Мексиканская (см. Мексиканские экспедиции); 1862-65 — во время северо-американской войны за нераздельность (см.); 1867 — Абиссинская (см. Абиссинская экспедиция англичан 1867-68 гг.); 1882 — Египетская (см.); 1883-84 — Тонкинская (см. Тонкинские экспедиции французов); 1894 — в японо-китайскую войну (см.); 1898 — в войну США с Испанией (см. Испано-американская война); 1900-91 — в англо-бурскую войну (см.); 1904-05 — в русско-японскую войну (см.); 1911-12 — Триполитанская (см. Итальяно-турецкая война).
Драгомиров, О высадках в древнейшие и новейшие времена, Сборник статей, Спб., 1881; Дегун, Исследование совокупных действий армии и флота, 1887; Н. Орлов, Совместные действия сухопутной армии и флота, Спб., 1896; Леер, Стратегия, Спб., 1899; Н. А. Обручев, Смешанные морские экспедиции, Спб., 1900; Gomini, Pr?cis de l’art de la guerre, Paris, 1855.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.