Драгомиров, Михаил Иванович, генерал-адъютант, генерал-от-инфантерии
Драгомиров, Михаил Иванович (8.11.1830-15.10.1905), генерал-адъютант, генерал-от-инфантерии, член Государственного Совета, известный военный писатель, мыслитель и педагог.
Происходил из потомственных дворян Черниговской губ.
Портрет Драгомирова Михаила Ивановича, 1830-1905,
генерала-от-инфантерии, генерал-адъютанта.
Бабков С.Ф., с ориг. И. Е. Репина 1889 г. СССР, Ленинград, 1967.
Холст, масло, живопись, 62х52 см.
Государственный мемориальный музей А.В. Суворова
Драгомиров, Михаил Иванович изображен в двубортном
темно-зеленом сюртуке генерал-адъютанта с желтыми
орлеными пуговицами, со стоячим красным воротником с
белой выпушкой по краю и с закругленными углами.
Аксельбант на правом плече, погоны с вензелями Александра II.
На шее на черно-оранжевой ленте орден св. Георгия 3 ст.
Послужной формуляр: генерал-майор (30.08.1868) со старшинством от 1.01.1872 года, начальник штаба Киевского военного округа (14.02.186914.03.1873), состоял в Свите Его Императорского Величества с 16.04.1872 года, командующий 14-й пехотной дивизией (14.03.1873-12.08.1877), генерал-лейтенант (1.09.1877), состоял при главнокомандующем Великом князе Николае Николаевиче c 8.10.1877 года, начальник Николаевской академии Генерального штаба (1.04.1878-13.08.1889), генерал-адъютант (15.06.1878), командующий войсками Киевского военного округа (13.08.18891903), генерал-от-инфантерии (30.08.1891), почетный член Михайловской Артиллерийской академии с 1893 года, член Николаевской Академии Генштаба с 1894 года, Киевский, Подольский и Волынский генерал-губернатор (1.01.1898-1903), почетный вице-президент Николаевской Академии Генштаба с 1899 года, член Госсовета с 1903 года.
Родился 8 ноября 1830 г. близ г. Конотопа, в хуторе отца, Ивана Ивановича Драгомирова, который в молодости служил в одном из драгунских полков и участвовал в походах 1812-14 гг.
Драгомиров еще при жизни отца отказался от наследства в пользу своих сестер, но отец, желая сохранить за своей фамилией хоть некоторую часть земли, настоял на том, чтобы сын получил хутор с землею в 140 дес.
Драгомиров очень любил этот хутор, напоминавший ему детство.
Отец Драгомирова, набожный человек, построил в Конотопе церковь во имя «Сорока мучеников» и в ней Драгомиров, мальчиком 10 лет, читал псалтырь; в ограде этой же церкви он и похоронен 18 октября 1905 г.
Военное образование Драгомиров получил в Дворянском полку (потом Константиновский кадетский корпус), окончив в нем курс фельдфебелем в 1849 г. «из отличнейших» и имя его занесено на мрамор, доску.
Выпущенный в службу прапорщиком в Лейб-Гвардии Семеновский полк в 1849 г., Драгомиров весь отдался книгам и в 1854 г., в чине поручика, был принят в Императорскую военную академию, которую окончил в 1856 г. по 1 разряду, с награждением золотой медалью и с занесением имени на мраморную доску.
Отправленный в департамент Генерального штаба, Драгомиров был причислен к Генеральному штабу с назначением на службу в Гвардейский Генеральный штаб и за отличные успехи в науках был произведен в 1857 г. в штаб- капитаны.
В 1856 г. Драгомиров написал свои первый труд: «О высадках в древние и новейшие времена», который до настоящего времени является единственным по своей полноте и глубине историческим исследованием о десантных операциях до середины XIX в.
В 1858 г. Драгомиров был переведен в Гвардейский Генеральный штаб и в том же году был командирован от академии на 1 год за границу для изучения военного дела вообще и, в частности, для собирания сведений по тактике. Во время пребывания Драгомирова за границей вспыхнула австро-итальяно-французская война 1859 г.
Драгомирову дано было разрешение состоять при штабе Сардинской армии.
Из заграничной командировки Драгомиров возвратился в 1859 г. и представил отчет и «Очерки австро-итало-французской войны 1859 г.», в которых, кроме описания военных событий, обратил серьезное внимание на свойства армий воюющих сторон, всюду выделив и подчеркнув влияние нравственной их выработки на успешность действий.
Т. обр., уже в этом труде Драгомиров, как и в других своих работах, исполненных во время пребывания в Сен-Сирской школе в 1858 г., проявляет склонность видеть главную причину побед и поражений в нравственных свойствах армии и её начальников. Видимо, к этому же периоду жизни Драгомирова следует отнести выработку в нем убеждения, которое он впоследствии выразил словами: «в военном деле, скорее волевом, чем умом, на первом месте стоит человек с его нравственной энергией».
Видимо, в это же время сложилось в нем и другое убеждение, что солдата надо «не муштровать, а воспитывать», причем воспитание должно относиться как к физическим, так и особенно к нравственным его силам. Драгомиров по этому поводу всегда утверждал, что «надо практиковать моральную сторону, как и физическую».
Несомненно, что рано уже излюбленный им Суворов, с его воспитательными идеями, сделался для молодого учёного путеводной звездою в деле выработки его военных взглядов.
В 1860 г. Драгомиров был назначен адъюнкт-профессором тактики в Николаевской академии Генерального штаба, с оставлением в Гвардейском Генеральном штабе; в том же году он был произведен в капитаны и в 1863 г. утвержден профессором тактики той же академии.
С 7 января 1861 г. по 11 июля 1863 г. Драгомиров читал курс тактики Е. И. Высочеству, Наследнику Цесаревичу (Николай Александрович, старший брат будущего Императора Александра III).
В основу преподавания было положено теоретическое изучение предмета, а затем постепенный переход к решению задач, начиная с более простых; изучение тактики и военной истории заканчивалось письменными рефератами Наследника Цесаревича на темы о воспитании войск, а также по вопросам прикладной тактики и военной истории. Собственноручно исполненные многочисленные и объёмистые работы Наследника Цесаревича, с приложением к ним лекций, написанных Драгомировым хранились согласно Высочайшему соизволению, в Императорской Николаевской военной академии.
Отношения Наследника Цесаревича к Драгомирову были самые сердечные; Драгомиров был предан Ему всей душой.
С 1 января 1864 г. по 1 января 1866 г. Драгомиров читал курс тактики и военной истории Великим Князьям Александру и Владимиру Александровичам.
С 1861 г. началась литературная деятельность Драгомирова; его статьи печатались сначала в «Инженерном Журн.», «Оружейном Сборнике» и «Артиллерийском Журнале»; в них Драгомиров затрагивал вопросы тактики, назревшие у него под впечатлениями войны 1859 г., стремясь доказать, что новый фактор, нарезное оружие («нарез»), требует коренного изменения взгляда на всю подготовку армии в мирное время и, в частности, на систему воспитания и образования солдата и офицера.
Вопрос, какой путь надлежит избрать в образовании солдата, он подразделяет на 3 части, вопроса, а именно:
1) что должен уметь делать солдат, дабы победа над врагом доставалась ему по возможности дешевле;
2) какое место во всех занятиях солдата д. быть предоставлено изустным объяснениям; в какой мере т. наз. «примерным» обучением облегчается действительное изучение предмета и
3) каким образом различные отделы образования солдата слить в мирных упражнениях в одно так, чтобы ни один из них не развился за счет других?
Драгомиров утверждал, что от более или менее удовлетворит, разрешения на практике именно этих вопросов будет зависеть большая или меньшая пригодность солдата к бою. Все эти вопросы Драгомиров рассматривал, исходя из общих законов психологии, и умственной работы человека, ибо задача воспитания и образования солдата заключается в решении вопроса: «как рекрута (новобранца) обратить в солдата, т.-е. специализировать его, не ломая в нем человека». Такого рода проповедь казалась многим его современникам вредною для армии деятельностью, что причиняло Драгомирову немало жестоких огорчений.
Считая причиной переворота во взглядах на подготовку армии назревший новый фактор, нарезное оружие, Драгомиров доказывал в то же время, что пуля и штык не могут быть противопоставляемы друг другу; он утверждал, что «пуля и штык не исключают, а дополняют друг друга», при чем первая прокладывает дорогу второму.
Исходя из взглядов Суворова, Драгомиров устанавливал, что, не взирая на силу пули, штыку принадлежит в бою «решающее» значение. Горячо проповедуя необходимость нравственного и физического воспитания солдата, Драгомиров не менее решительно настаивал на введении более совершенных приемов обучения; так, он настаивал на предпочтении «показа» рассказу, требовал обучения «с боевыми патронами и зарядами», восставал против «увлечения смотрами и парадами», против характера «обучения стрельбе и её смотров».
«Выбивание «условий» составляет одно из самых грустных порождений одностороннего стрелкового специализма», — таков был взгляд Драгомирова.
К этому периоду деятельности Драгомиров относится выработка им основных положений для обучения войсковых частей, а также оснований, устанавливающих взаимное отношение строевых уставов к тактике; в этом последнем вопросе Драгомиров выступил противником т. наз. Нормальных боевых порядков.
В 1864 г. Драгомиров был произведен в полковники, с назначением начальником штаба 2-ой Гвардейской кавалерийской дивизии; одновременно с исполнением новых обязанностей, Драгомиров продолжал профессорскую деятельность в академии.
С 1866 г. наступил новый период деятельности Драгомирова.
В этом году, по Высочайшему повелению, он был командирован военным агентом в прусскую армию на время австро-прусской войны, где и пробыл с 16 июня по 18 августа 1866 г., и по возвращении в Россию написал очерк «Австро-прусская кампания 1866 г.».
Влияние западно-европейской мысли уже давно сказывалось в литературных и научных трудах Драгомирова, и после войны 1866 г., философский оттенок и посылки в область психологии составляют уже не случайное явление в трудах Драгомирова, а прочно установившееся обыкновение основывать доказательства и выводы не только на данных истории, но и на данных философии и психологии.
В 1866 г. Драгомиров был переведен на службу в Николаевскую академию Генерального штаба, где и остался профессором тактики до 1869 г., с отчислением от должности начальника штаба 2-ой Гвардейской кавалерийской дивизии.
С театра австро-прусской войны Драгомиров писал «Письма из главной квартиры прусской армии», которые печатались в «Русском Инвалиде».
После опыта войны 1866 г. стало очевидно, что проповедь Драгомирова нашла себе значительное подтверждение на полях сражений; поэтому к ней стали прислушиваться даже и ярые доселе её противники.
Между тем, Драгомиров продолжал работать над исследованием вероятных перемен в области тактики, вызываемых распространением «дальнобойного и скорострельного» оружия.
Не взирая на усовершенствования в технике, Драгомиров доказывал, что главным фактором в боевом деле всегда был и останется человек и что технические усовершенствования только усиливают природные свойства человека, но не видоизменяют их в какие-то новые. Под влиянием опыта войны 1866 г. Драгомиров еще определеннее решал вопрос о взаимном отношении огня и штыка, требуя «штыкового воспитания войск», как высшей нравственной обработки.
После войны 1866 г. Драгомиров снова выдвинул вопросы: о глубоком боевом порядке, требуя постоянного изменения его внешнего вида в зависимости от цели действий и обстановки, ни в каком случае не давая ему чертежа; о сочетании боевых форм с действием оружием; наконец, о воспитании и образовании войск в мирное время в непосредственной связи их с тем, что войскам приходится делать на войне. К этому же времени относится и вполне определенный взгляд Драгомирова на значение полевой фортификации, по которому искусственное усиление местности должно приобретать тем большее значение, чем более будет совершенствоваться артиллерийский и ружейный огонь, вследствие чего фортификационные работы из дела почти технического, доступного одним специалистам, должны сделаться общим достоянием пехоты и артиллерии.
В этот же период своей деятельности Драгомиров вывел на свет Божий, после 65-лет. забвения, суворовскую систему обучения атаке и комментировал его «Науку побеждать». Всматриваясь в быт войск, Драгомиров настойчиво доказывал, что здоровый внутренний порядок в войсках возможен лишь тогда, когда каждый из начальников знает свои права и обязанности, когда каждому из них предоставлена соответствующая его сфере доля самостоятельности и сопряженной с нею ответственности, — одним словом, когда в войсках будут твердо знать и строго исполнять «устав о службе внутренней».
В 1866 г. Драгомиров издал «Записки тактики» для военных училищ, а в 1868 г. написал известный разбор «Войны и Мира» гр. Толстого с военной точки зрения.
Перед франко-прусской войною 1870-71 гг. Драгомиров ратовал против чрезмерного увлечения скорострельным оружием вообще и митральезами в частности; он призывал к сознанию необходимости поставить систему обучения войск выше дела совершенствования огнестрельного оружия; иначе говоря, находил возможным и полезным только тогда направить главное внимание на дальнейшее усовершенствование огнестрельного оружия и введение его в армию, когда дело её боевой подготовки будет доведено до соответствия с требованиями современного боя. Вместе с тем Драгомиров предусматривал новые изменения в тактике, вызываемые к жизни введением скорострельного оружия. Такого рода идейное сдерживание стремления постоянно совершенствовать огнестрельное оружие, с целью сначала выработать нравственные стороны армии, вызывало множество нареканий на Драгомирова за его якобы непонимание значения технических усовершенствований в военном деле и за пренебрежение ими.
В 1868 г. Драгомиров был произв. в генерал-майоры с оставлением в должности профессора, а в 1869 г. назначен начальником штаба Киевского военного округа.
В 1872 г. Драгомиров был зачислен в Свиту Е. И. В., а в 1873 г. назначен командующим 14-ой пехотной дивизией.
Став во главе дивизии, Драгомиров повел дело её боевой подготовки в духе теоретически выработанной им системы. Руководящие мысли и поучения его за время командования дивизией изложены им в «Памятной книжке чинов 14-ой пехотной дивизии». Приучая себя к самообладанию и спокойствию под пулями, Драгомиров, для примера своей дивизии, становился в Бендерском лагере около мишеней и приказывал обстреливать их лучшими стрелками.
Исторический анекдот:
По России ходили бесконечные слухи и анекдоты про чудачества М.И. Драгомирова, и самой показательной была история с телеграммой, которую он послал Александру III.
Драгомиров, запамятовав день 30 августа - Именины царя, спохватился лишь 3 сентября.
Чтобы выкрутиться из затруднительного положения, он сочинил такой текст: «Третий день пьем здоровье Вашего Величества. Драгомиров».
На что Александр III ответил: «Пора и кончить. Александр».
По другой версии ответил, отличавшийся хорошим чувством юмора государь ответил кратко: "Хватит!".
Работая неустанно над собой и боевой подготовкой своей дивизии, Драгомиров добился блестящих результатов; все чины его дивизии были бодры духом, втянуты в работу, полны энергии и разумного отношения к своему делу; все начальники чувствовали себя на своим местах, твердо понимая и зная свое дело. За время командования дивизией Драгомиров окончательно выработал систему подготовки войск в мирное время, в основании которой лежали положения: «род занятий определяет склад понятий и характер отношений» и «человек не мог дать более того, на что он способен». В основу выработки солдата Драгомиров клал «требования современного войны и боя» и «уважение к закону», который, «обязывая, в то же время защищает от неправых посягательств». Драгомиров требовал практического внушения солдату того убеждения, что раз он исполнил свои обязанности, его пальцем никто тронуть не может. Сущность взаимных отношений в армии Драгомиров видел в положении, что «каждое право неминуемо должно налагать и извест. обязанность».
Сущность воинской дисциплины, по его учению, заключается в следующих положениях:
1) «делай, что начальство приказывает, но против Государя не делай;
2) без разрешения никуда не отлучайся;
3) если что-нибудь с тобою случится особое, или кто будет подучать на злое дело, докладывай по команде, а при возможности злого человека задерживай и представляй».
Дисциплина – дело взаимное, т.-е. бывает крепка только там, где она существует не только снизу вверх, но и сверху вниз.
Военное воспитание должно касаться не только нравственной, но и физической стороны человека; при чем и та, и другая требуют одного и того же, т.-е. соответствующих упражнений и примера. Не отрицая пользы наказаний, Драгомиров требовал установления «строгой соразмерности дисциплинарных взысканий с характером и сущностью проступков и упущений подчинённого».
К солдату Драгомиров предъявлял следующие требования:
1) преданность Государю и родине до самоотвержения;
2) дисциплина;
3) вера в нерушимость (святость) приказания начальника;
4) храбрость, решительность;
5) готовность безропотно переносить труды, холод, голод и все нужды солдатские;
6) чувство взаимной выручки.
В основу метода воспитания и обучения солдат он ставил требования:
1) воспитывать и обучать новобранца, а затем и солдата, соображаясь с общечеловеческими свойствами;
2) сообразовать методы воспитания и обучения с основным свойством ума человека расчленять на составные части всякий предмет, представляющийся цельным;
3) сообразовываться с другим общим свойством ума человека, в силу которого у него, что бы ни заставляли его делать, невольно являются вопросы: почему? зачем?;
4) в обращении никогда не унижать, а тем более не драться;
5) требования ставить настойчиво и непрерывно наблюдать за их исполнением;
6) помнить, что солдат – человек, и потому для него, как и для всякого человека, ни одна обязанность не должно обходиться без соответственного права;
7) кормить солдат по-людски;
8) не изводить на бестолковой работе;
9) в работу втягивать исподволь, не надрывая сил.
Условия рационального обучения по Драгомирову суть:
1) войска следует учить в мирное время только тому, что им придется делать в военное;
2) учить солдат боевому делу в такой последовательности, чтобы они из самого хода обучения видели цель всякого отдела образования;
3) учить преимущественно примером, т.-е. показывать, что и как сделать, прибегая к изустным объяснениям только в случаях действительной необходимости;
4) показывать войскам тактику в поле по приемам, предварительно показав каждый прием начальникам.
От офицера, как воспитателя и учителя солдата, Драгомиров требовал:
1) быть твердым в тех основах, на которых зиждется воспитание солдата;
2) обладать искренней преданностью и любовью к военному делу;
3) помнить, что люди, которые вверены его по печению, не в состоянии применяться к нему, а он к ним должен примениться;
4) быть внимательным к нуждам подчиненных;
5) выработать в себе правил, отношение к закону и приказанию;
6) обратить особое внимание на то, чтобы прежде и тверже всего внушить солдату обязанности и только после того обряды;
7) делить с солдатом тягости службы;
8) уметь держать себя с солдатом.
Офицер-начальник каждого ранга должен по Драгомирову удовлетворять следующим условиям:
1) общее знание теории современного военного дела и, в частности, подробное знание теории и техники, относящихся к тому роду войск, в котором служит;
2) преданность Государю и родине до самоотвержения, дисциплина, вера в нерушимость (святость) приказания, храбрость, готовность безропотно переносить все тягости службы, чувство взаимной выручки;
3) способность ориентироваться в окружающей обстановке;
4) решимость принимать на себя ответственность за свои действия и распоряжения в тех случаях, когда обстоятельства не позволяют ожидать распоряжений свыше;
5) частный почин;
6) привычка представлять себе цель каждого действия;
7) уверенность в необходимости служить делу, а не лицам, общей, а не собственной пользе.
Подготовка солдата в пехоте, коннице и артиллерии по Драгомирову должна вестись по заранее выработанным программам; в этом именно заключается средство противодействовать односторонним увлечениям.
Подготовка войсковых частей должна состоять из следующих отделов:
1) строевая – на местности;
2) соединение строя и движений, применимых в бою, с действием оружием на местности;
3) согласование движений и действий частей данного рода войск с другими родами войск и применение всего предыдущего к достижению данной тактической цели, тактической подготовки.
В отношении тактической подготовки Драгомиров вполне определенно говорил, «что до тех пор, пока тактика не будет показываема войскам в поле по приемам, и пока всякий новый прием не будет показан самим начальником, от войск нельзя ожидать толковых действий на войне». В отдел тактической подготовки Драгомиров требовал включения практики в активном применении к местности, а также в атаке и обороне разного рода местных предметов. Обучая войсковые части тактике, по мнению Драгомирова не следует заниматься воспроизведением «батальных» картин, но необходимо практиковать войска в тех простых действиях (приемах), из сочетания которых слагается всякое боев, действие (наступление, оборона) на войне. Венцом боевой подготовки частей Драгомиров считал маневры односторонние и двухсторонние. И те, и другие не могут быть уподобляемы бою.
Каждый маневр заключает в себе то, что войскам придется делать на войне, но вместе с тем каждый маневр имеет и отличия от того, что делается на войне, ибо в маневре отсутствует действительная опасность, а вместе с нею молчит инстинкт самосохранения. К первому относятся: управление войсками, маневрирование, исполнение походных движений, расположение на отдых, разведка, охранение, связь; служба штабов и др. административных учреждений, а также служба интендантства, обозов и др. специальных учреждений.
В период командования 14-ой дивизией, до русско-турецкой войны 1877-78 гг., Драгомиров продолжал заниматься вопросами тактики, учитывая влияние двух последних войн (1866 г. и 1870-71 гг.) на эту область военного искусства; свои исследования и взгляды на усовершенствование тактики он излагал в ряде статей, печатавшихся в различных военных журналах под общим заглавием: «Армейские заметки».
12 апреля 1877 г. была объявлена война с Турцией, а 14-го Драгомиров с своей дивизией выступил в поход из Кишинева, 17-го перешел границу и вступил в пределы Румынии.
Назначенный в голове армии переправляться через Дунай, Драгомиров смотрел на эту операцию, как на первое боевое испытание своей системы подготовки войск в мирное время. Вот, что писал он в одном из писем (12 июня 1877 г.) из Зимницы: «Пишу накануне великого для меня дня, где окажется, что стоит моя система воспитания и обучения солдата, и стоим ли мы оба, т.-е. я и моя система, чего-нибудь».
Переправа удалась блестяще, и Государь Александр II Николаевич лично наградил Драгомиров орденом Св. Георгия 3 ст.
Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года.
Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич. 1883 г.
ВИМАИВиВС
В конце апреля Драгомиров с дивизией двинулся вглубь Болгарии, к Тырнову, и в августе того же года участвовал с нею в боях на Шипкинском перевале, где 12 августа был тяжко ранен пулею в колено правой ноги, и для излечения отправлен в г. Кишинев. Известный хирург Н. И. Пирогов высказался за ампутацию ноги; но местные врачи были иного мнения и своим лечением сохранили Драгомирову ногу. Однако, рана заживала медленно, и нога не сгибалась. Драгомиров томился и очень горевал, что пришлось покинуть армию.
М. Д. Скобелев писал ему из Ловчи «Поправляйся, возвращайся в верующую в тебя армию и в круг твоих боевых товарищей». Однако, состояние раны этого не позволило.
За отличие при обороне Шипкинского перевала Драгомиров был произведен в 1877 г. в генерал-лейтенанты, с утверждением в должности начальника 14-ой пехотной дивизии; в том же году Драгомиров был назначен состоять при Его Высочестве главнокомандующем действующей армиею, с отчислением от должности начальника 14-ой пехотной дивизии и с оставлением в Генеральном штабе.
Весною 1878 г. Драгомиров переехал в Спб. и был назначен начальником Николаевской академии Генерального штаба, в том же году назначен генерал-адъютантом, с оставлением в должности начальника академии и зачислен в списки 53-го Волынского полка.
11 лет трудился Драгомиров в академии над расширением её научных средств, ведя твердой и искусной рукой дело подготовки будущих офицеров Генерального штаба. Его высокий научный авторитет в связи с доверием к нему армии наилучшим образом разрешали вопрос о жизненности и практичной применимости всего, что изучалось в академии.
В августе 1878 г. и в апреля 1879 г. Драгомиров был командирован в войска Виленского военного округа для проверки их одиночного строевого и тактического образования, а затем в сентября 1879 г. – в войска Варшавского, Киевского и Одесского военных округов для распространения между ними приемов образования, принятых в Виленском военном округе.
В 1879 же г. Драгомиров издал учебник тактики, весь курс которого был разделен на две части: «Свойства войск» и «Употребление войск».
Обе эти части и положены в виде законченной педагогической системы, которая решала 2 вопроса: «чему учить?» и «как учить?».
В 1881 г. вышло 2-е издание с некоторыми дополнениями и изменениями. Оба эти издания служили основой тактической подготовки наших офицеров более 20 л., т. к. другие учебники, появлявшиеся за этот период времени, представляли из себя лишь выдержки из учебника Драгомирова, более или менее разработанные в подробностях.
В 1883 г. Драгомиров, по Высочайшему повелению, был командирован во Францию для присутствования на осенних маневрах французской армии, а в 1887 г., по Высочайшему же повелению, в г. Севастополь и прочие порты Черного моря для производства сравнительных испытаний средств подводной минной обороны военно-инженерного и морского ведомств.
В 1889 г. он снова ездил во Францию для ознакомления со свойствами скорострельного ружья Лёбеля.
В том же году Драгомиров был назначен командующим войсками Киевского воен. округа. Под руководством Драгомирова Киевский военный округ превратился в настоящий «военный университет», в котором работали многие видные деятели будущей Первой мировой войны. Так, правой рукой командующего был генерал В. А. Сухомлинов, а генерал-квартирмейстером служил генерал Н. В. Рузский. Первый впоследствии станет военным министром, а второй – командующим фронтами в годы Первой мировой войны. В штабе округа в разное время служили зять Драгомирова А. И. Лукомский, С. А. Ронжин и Ю. Н. Данилов. Все они выйдут на первые роли в 1914–1917 годах, как и два сына Драгомирова – Абрам и Владимир.
Обучая войска округа, Драгомиров, м. прочим, требовал от поршневой артиллерии развития скорости огня, предвидя возможность появления у вероятного противников новых скорострельных орудий. (Для ознакомления с этими орудиями Драгомиров ездил во Францию в 1899 г.).
30 августа 1891 г. Драгомиров был произведен в генералы-от-инфантерии.
Во время командования войсками Киевского округа слав Драгомирова, как ученого, писателя, педагога н начальника, достигла высшего предела; многие его труды были переведены к этому времени на иностранные языки; о трудах Драгомирова лестно отзывалась западноевропейская печать. Разного рода вопросы, касающиеся жизни, службы, быта, обучения и боевой подготовки армии, решались при его участии. Всякого рода «уставы» и «наставления» для войск носили на себе признаки участия Драгомирова в их составлении.
В 1900 г. Драгомиров составил «полевой устав», с которым в 1904 г. русская армия выступила на войну с японцами. Отыскивая причины и виновников всех злоключений нашей армии в эту кампанию, некоторые лица нашли, будто Драгомиров своею системою воспитания подорвал дисциплину в армии и будто его «полевой устав» был косвенной причиной наших неудач. Однако, между многими причинами едва ли есть место драгомировскому «полевому уставу» и всему драгомировскому учению, ибо к проведению в жизнь того и другого наша армия почти еще не приступала.
Драгомиров Михаил Иванович, 1830-1905, генерал-от-инфантерии, генерал-адъютант.
Миниатюра. Портрет. Россия, 1890-1901 гг. Картон, металл, бумага, стекло, акварель, 13 х 10,5 см - окантовка, 9 х 7,5 см – овал.
Государственный мемориальный музей А.В. Суворова.
Драгомиров Михаил Иванович изображен в пояс, анфас, одет в свитский мундир
с генерал-адъютантскими эполетами Александра II и аксельбантом.
Награды: на шее крест ордена св. Георгия 3-й степени, через левое плечо лента
ордена Белого Орла, на левой стороне груди звезда этого ордена.
Орденская лента частично закрывает колодку с наградами на левой стерне груди, на которой три первые медали не видны, среди трех иностранных наград французский орден Почетного легиона. Через правое плечо желтый портупейный ремень.
В 1898 г. Драгомиров был назначен Киевским, Подольским и Волынским генерал-губернатором, с оставлением командующим войсками Киевского военного округа.
В 1901 г. Драгомирову пожалован орден Св. Андрея Первозванного, а в 1903 г. был назначен членом Государственного Совета.
В ночь на 15 октября 1905 г. Драгомиров скончался в г. Конотопе.
До самых последних дней своей жизни Драгомиров не переставал работать в области военной литературы.
Труды Драгомирова:
1) Сборники статей: 1858-81 гг.; 1858-82 гг.; Четырнадцать лет – 1881-95 гг.; Одиннадцать лет – 1895-1905 гг.;
2) «Солдатская памятка» (изд. 24-е);
3) «Солдатская памятка», с предисловием и изменениями, извлеченными из французского издания А. Пузыревским, изд. 2-е, для офицеров, 1891;
4) «Учебник тактики», изд. 3-е, переработанное, 1906. Ч. I: Свойства войск. Курс младшего класса военных училищ. Ч. II. Подготовка войск в мирное время. Употребление войск. Курс старшего класса военных училищ
;
5) «Опыт руководства для подготовки частей в бою». Ч. I: Подготовка роты, изд. 7-е, дополн., 1896. Ч. II: Подготовка батальона, изд. 4-е, 1901. Ч. III: Подготовка 3-х родов войск ко взаимной выручке, изд.3-е,исправл., 1896;
6) «Подготовка войск в мирное время» (воспитание и образование), 1906;
7) «Австро-прусская кампания 1866 г.»
Скачать файл: Очерки австро-прусской войн.djvu [12.21 Mb] (cкачиваний: 0);
8) «Военные заметки 1894 г., Наполеон и Веллингтон (полувоенный фельетон)», 1907;
9) «Армейский фельетон; По поводу магазинных ружей», 1887;
10) «Сборник руководящих приказов, приказаний и распоряжений командующего войсками Киевского военного округа. С 27 окт. 1889 г. по 1 января 1892 г. За 1892-1903 гг. Полный комплект с 1889 по 1901 гг.»;
11) «Дуэли», 1900;
12) «Жанна д’Арк». Очерк (с рис. и черт.), 1898;
13) «Беседы о торговле зерном» Галиани, пер. с франц., 1891;
14) «Учение о войне» Клаузевища. Основные положения. Пер., 1888.
15)
Незадолго перед кончиной Драгомиров приступил к переработке своего учебника тактики, который вышел 3-м, посмерт. изд. в 1906 г.
За заслуги перед наукой Драгомиров был избран почетным членом Московского и Киевского университетов, состоял почетным членом конференции Николаевской академии Генерального штаба, а затем почетным военно-президентом той же академии; был почетным членом Михайловской артиллерийской академии; в 1896 г. Драгомиров был избран почетным членом шведско-норвежской королевской военной академии в Стокгольме.
В 1900 г. Драгомиров, за заслуги в области развития военного дела, был избран почетным членом национального общества «Médailles militaires» во Франции.
В память переправы через Дунай 15 июня 1877 г. Драгомиров был избран почетным гражданином г. Систово.
Обширная начитанность Драгомиров во всех областях знания, его разносторонний интерес, его неудержимая кипучая потребность откликаться на все явления жизни, способность проникать в глубь вещей, не увлекаясь их внешностью, большой здравый смысл, углубленный большим житейским опытом, сильный критический ум и ум синтетический, блестящий публицистический талант, едкий сарказм его речей, способность одним метким острым словом дать характеристику лиц и событий и выявить их сущность, наконец, самое поведение его, не считавшееся с установившимися шаблонами и этикетом, а свободно и смело, хотя подчас грубо и резко, отражавшее его отношение к людям и их поступкам, независимо от их рангов и служебных положений,— все это сделало Драгомирова одним из оригинальнейших крупнейших людей своего времени, популярным во всех слоях общества, и не только в России, но и за границей.
С его мнением считались, его острого слова боялись, и оно не исчезало бесследно. По поводу каждого крупного события военной жизни напряженно ждали: «а что скажет Драгомиров?». За разрешением всех недоуменных вопросов обращались именно к нему, не стесняясь различием с ним в чинах и служебных положениях, и Драгомиров, исповедуя, что в литературе все равны и нет генералов и подпоручиков, благодушно и радостно принимал все вызовы, разъяснял и полемизировал. Его система обучения и воспитания войск, его взгляды на военное дело имели горячих поклонников и ярых противников; и те и другие складывали о нем целые легенды и рассказывали множество анекдотов, но никто не мог подняться до него в самоотверженном стремлении как можно глубже проникнуть в природу военного дела и сущность явлений военного быта, в фанатичной преданности своему делу, в знании свойств русской армии, в вере его в «чудобогатырей», воскресить которых он хотел осуществлением поучений Суворова.
И если заветы последнего ожили в наш. памяти, то этим мы обязаны всецело Драгомирову, который первым подошел к нему, не как историк к прошлому, а как практик к вечно живому и настоящему.
Михаил Иванович Драгомиров был кавалер орденов: Св. апостола Андрея Первозванного (1901), Св. Александра Невского (1889) с алмазными знаками (1894), Белого Орла (1886), Св. Владимира IV ст. (1866), III ст. (1869), II ст. (1880), I ст. (1896), Св. Анны III ст. (1859), II ст. (1862), I ст. (1875), Св. Станислава I ст. (1871), Св. Георгия III ст. (1877), Св. Маврикия и Лазаря (1860), прусского Короны II ст. (1866), Такова I ст. (1879), Св. Александра I ст. (1883), Почетного Легиона (1884).
Жена – Григорович Софья Абрамовна (†1912).
Дети:
- Драгомиров Владимир Михайлович (07.02.1867–27.01.1928), генерал-лейтенант;
- Драгомиров Абрам Михайлович (21.04(09?).1868-09.12.1955), Генерал-от-кавалерии.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.