Даниил-Паломник, игумен
Даниил-Паломник, игумен, родоначальник древне-русской паломнической литературы.
Более или менее точных биографических данных о нем не имеется вовсе; неизвестно даже, какого монастыря он был игуменом. М. Карамзин отожествил его с епископом Даниилом, поставленным в Юрьеве-Южном в 1115 году и умершим в 1122 г.
Паломником он называется благодаря своему путешествию в Царь-град и Св. землю, которое и описал в своем знаменитом «Хождении». Это-то произведение и является единственным источником сведений о Данииле, «игумене русьскыя земля», как он называет сам себя, но сведений лишь предположительных, приблизительных.
Из упоминания в «Хождении» имен некоторых южнорусских князей имени Балдуина, а также правителя Константинополя, с войском которого Даниил сделал одно из своих «странствий», можно вывести, что время его путешествия относится или к 1106-1108 гг., или к 1113-1115 гг.
Первое предположение, по мнению акад. А. И. Пыпина, правдоподобнее. Вводном месте своего «Хождения» он сравнивает р. Иордан с р. Сновью, и на основании этого прежние исследователи, не предполагавшие существования рек с подобным названием в других губерниях, кроме черниговской, считали Даниила уроженцем Черниговской губернии. Только довольно частое наименование себя русским и упоминание имен одних южнорусских князей дает нам более прочное основание утверждать, что он был уроженец одного из южных или юго-западных княжеств.
Так как путешествие Даниила начинается и заканчивается Царьградом, то думают, что оно совершено им после более или менее продолжительного пребывания в византийской столице. «Хождение» дошло до нас в массе списков (новейший издатель его, Веневитинов, собрал до 70; впоследствии было отыскано еще несколько, но древнейший из них не восходит далее начала XV в.) и под различными заглавиями: «Книга, глаголемая Странник», «Житие и хождение Даниила, игумена русьскыя земли», «Сказание Даниила игумена» и т. п.
По своему составу оно стало как бы типическим образцом позднейших произведений этого рода. В нем нет описания особенностей природы, политического состояния виденных земель, быта или нравов населения, а все его содержание заключается в точном указании, как добраться до Святых мест, и в подробнейшем описании самых мест, которые автор перечисляет по порядку, приводя все достопримечательное, причем по поводу каждой местности вспоминает библейскую или евангельскую истории.
Самый рассказ отличается большою простотой и точностью сообщаемых сведений, так как Даниил описывал только то, что сам видел или слыхал от «сведущих» людей. Эти свойства рассказа, вместе с богатством исторических и легендарных сведений, сделали «Хождение» на столько любимой книгой, что оно ходило в рукописях еще в начале XIX в. и было не только назидательным чтением, но и путеводителем для предпринимающих путешествия к Святым местам. В историко-литературном отношении «Хождение» представляет большой интерес: как литературный памятник один из древнейших в нашей письменности, оно важно, как первый опыт развившейся потом паломнической литературы, отразивший на себе современные черты, быта, понятий, стиля и языка. Не маловажно и археологическое его значение в ряду средневековых описаний Святой земли вообще; много, наконец, в нем сведений и для исторической топографии Палестины.
Издания «Хождения»:
1) в «Истории Государства Российского» H. М. Карамзина (1818);
2) Б. Власов, «Путешествия русских людей в чужия земли» (Спб., 1837 г., ч. I ;
3) Сахаров, «Путешествие русских людей до Святой земле» (СПб., 1839 г., ч. I);
4) Сахаров, «Академия русского народа» (Спб., 1849 г. , т. II);
5) «Путешествие игумена Даниила по Святой земле в начале XII века». Издано Археографической комиссией под ред. А. С. Борова, с его критическими примечаниями (Спб., 1864 г.);
6) «P?lerinage en terre Sainte de l’igoum?ne Daniel au commencement da XII si?cle, traduit par Abraham Noroff» (Спб., 1864 г.);
7) греческий перевод издания А. Норова, сделанный Е. Маттеа. Спб., 1867 г.;
8) «Die Pilgerfahrt des russischen Abtes Daniel ins Heilege Land 1113-1115. Uebcrsetzt von A. Lcskien» (Лейпциг, 1884 г.; см. рецензиюВеневитинова по поводу этого издания в «Журнале Министерства Народного Просвещения», 1884 г., № 8), и
9) «Житие и хождение Данила Русьскыя земли игумена. 1106-1108 гг.» Издано под редакцией М. А. Веневитинова в «Православном Палестинском Сборнике», вып. III и IX (Спб., 1883 и 1885 г.) (это новейшее и лучшее издание).
Исследования «Хождения»:
1) Муравьев, «Путешествие к Святым местам» (Спб. 1885 г., стр. VII XXXI);
Веневитинов, «Хождение игумена Даниила в Святую землю в начале XII в.» (Спб., 1877 г.);
его-же, «Заметки Хождения игумена Даниила» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1883 г, № 5 и 1887 г., № 1);
его-же, «Переделка «Хождения» Даниила игумена в Сборник Св. Дмитрия Ростовского» («Чтения Московского Общества Истории и Древностей Российских», 1889 г., т. III);
его-же, «Хождение» игумена Даниила в издании И. Сахарова» (М., 1889 г.);
Л. И. Майков, «Старинные русские паломники в издании Православного Палестинского Общества» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1884 г., № 7);
Н. В. Рузский, «Сведения о рукописях, содержащих в себе «Хождеиие» в Святую землю русского игумена Даниила в начале XII века» («Чтения Московского Общества Истории и Древностей Российских», 1891 г., т. III), и
А. Н. Пынин: «История русской литературы», т. I (Спб.,1898 г.), где самый подробный разбор «Хождения» из всех курсов русской литературы.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.