Делла-Вос, Виктор Карлович
Делла-Вос, Виктор Карлович, директор Императорского Технического училища в Москве, а впоследствии начальник учебного отдела министерства путей сообщения родился в 1830 г.
По окончании курса естественных наук в Московском университете (1853 г.), он поступил учителем в главное училище садоводства министерства государственных имуществ, но вскоре был перемещен в Одессу преподавателем математики в Ришельевском лицее.
В 1859 г. он отправился заграницу для изучения механических производств, а также для ознакомления с постановкой преподавания в технических школах Западной Европы. Пробыв заграницей около 5 лет, Делла-Вос вернулся в Москву и занял место профессора Петровской земледельческой и лесной академии (1865).
Чрез 2 года он был назначен директором Московского Технического учища.
Вскоре после назначения Делла-Вос на этот пост, Техническое училище было преобразовано в высшее учебное заведение, программа преподавания значительно расширена. Таким образом, на директора возложена была нелегкая задача: в заведение, уже имевшее полный комплект учащихся, нужно было ввести преподавание по, новым программам. Однако неутомимая энергия Делла-Вос и прекрасное знакомство его с техническими школами Запада значительно облегчали его задачу. Вводя новые программы в существующем уже много лет учебном заведении, он не был пассивным исполнителем требований этих программ: напротив, как человек хорошо знакомый с этим делом, он оставался вполне самостоятельным и далее внес в преподавание новый, до тех пор вовсе неизвестный метод — метод систематического преподавания ремесел.
Насколько целесообразным оказался этот метод, указывают не только успехи применения его в Московском Техническом училище, а также и то внимание, с каким отнеслись к нему политехнические школы Западной Европы и даже Америки. Желая поддержать связь оканчивающих курс молодых техников с училищем и, вместе с тем, дать им возможность дальнейшего усовершенствования в своей специальности, Делла-Вос основал при училище Политехническое общество. Правда, мысль о таком обществе еще раньше была высказана одним профессором училища, но несомненно, что и Делла-Восу принадлежит в осуществлении её немалая доля участия: он не мог оставаться спокойным зрителем уже как директор, а еще более, как человек науки, впрочем кстати сказать не отвлеченной, чистой науки, а науки прикладной, применяющей свои данные к требованиям практической жизни.
18 октября 1877 г. состоялось первое общее собрание членов вновь организованного общества.
В течение тринадцати лет заведывания Техническим училищем (1867 — 1880 г. г.), Делла-Вос сумел поставить на твердую почву преподавание по новым программам.
В 1881 г. Делла-Вос занял должность заведующего вновь образованным учебным отделом министерства путей сообщения, и тогда техническое училище, ценя его заслуги, в следующем же году избрало его своим почетным членом.
Вновь образованному учебному отделу министерства путей сообщения предстояло переделать существующий строй технических училищ сообразно потребностям времени. Однако столь сложная работа могла быть выполнена лишь под условием полного знакомства с историей возникновения и развития этих школ и их состояния в данную минуту. И вот Делла-Вос, с свойственным ему вниманием, принялся за изучение истории железнодорожных училищ, и только вполне овладев всем накопившимся материалом, он приступил к составлению плана преобразований. Так, им выработан был проект учреждения кондукторских школ с совершенно новой программой; преобразованы были существующие железнодорожные училища; составлен, наконец, проект общих оснований устройства школ пароходных машинистов и техников судостроительного дела.
Кроме указанных работ, Делла-Восу пришлось в разное время принимать участие в преобразовании Института инженеров путей сообщения, давать отзывы о реформе в Санкт-Петербургском Технологическом институте и проч. Ко всем этим случайным работам он относился вполне добросовестно и всегда давал обстоятельные и полные глубокого интереса указания.
В течение своей многолетней деятельности на поприще профессионального образования, Делла-Вос неоднократно был представителем различных русских учреждений на всемирных выставках: в Лондоне (1862 г.), Париже (1867, 1878 гг.), Вене (1873 г.), а также на художественно-промышленной выставке в Лондоне (1885 г.).
Как специалист, он был членом многих ученых обществ, как например: Императорского Русского Технического Общества, Политехнического при Московском Техническом училище, Московского Общества распространения технических знаний, Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Императорского вольно-экономического, Императорского Общества сельского хозяйства и др.
По своим взглядам Делла-Вос был убежденный консерватор. Если вся его деятельность и была посвящена всевозможным реформам и нововведениям, то это отнюдь не противоречив его основному взгляду; веруя в силу хорошей рутины, он приступал к коренной ломке учреждения лишь в том случае, когда он был уверен в полной его негодности и неспособности выполнять свою задачу. Как человек, он, по отзывам людей, близко знавших его, был необыкновенно добрый, отзывчивый, готовый помочь всякому — и советом, и делом, хотя на первый взгляд производил впечатление человека сухого, исключительно занятого своими «бумагами».
Он † 15 (27) июля 1890 года в Париже.
После Делла-Воса остались следующие его труды (доклады в разных ученых обществах): «О соединении шины с вагонным колесом помощью заливного кольца системы Козловского (1878 г.); «О новых улучшенных шурупах (1878 г.)»; «Об инструменте, заменяющем крючки при точке металлов». «Об улучшениях в машинах для продавливания отверстий», «О некоторых продуктах, доставляемых китом Ледовитого океана», «Ассоциации для предупреждения взрывов паровых котлов», отчеты о состоянии Технического училища за время его службы там (1867 — 1880 гг.), некролог бывшего управляющего техническим училищем генерала Д. Д. Ахлестышева.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.