Иванов, Михаил Матвеевич, академик живописи
Иванов, Михаил Матвеевич, академик живописи, родился в 1748 г., † 16 августа 1823 г.
В Академию Художеств поступил 3 августа 1762 г., вместе с младшим братом своим Архипом, и занимался под руководством И. Ф. фон-Грота.
По получение двух серебряных медалей за рисунки с натуры (1769 г.), он был выпущен 30 июля 1770 г. с аттестатом на звание художника и со второю золотою медалью, за исполнение программы: «Оливковое дерево с развешанными на нем воинскими доспехами, украшенными вензелем императрицы Екатерины II», давшей ему и право на заграничное пенсионерство.
Вместе с братом А. М. Ивановым, Г. И. Серебряковым и И. П. Якимовым он прибыл 23 октября в Париж и определился там в ученики к живописцу Лепренсу, по указанию которого занялся копированием пейзажей с известных мастеров и писаньем эскизов для большой картины (ноябрь 1771 г.), по вечерам же рисовал с моделей у Пажу.
В марте 1772 г. Михаил Иванов окончил «Возвращение пастуха и пастушки с паствы» и принялся за картину — «Доенье коровы на дворе»; отослав ее в академию в июле того же года, занялся третьей картиной: «Время, приближающееся к полудню»-впоследствии тоже отправлена в Петербург. 19 июля 1775 г. оба Ивановы, с художником И. Бельченковым, поехали в Рим, и хотя в сентябре совет Академии вызывал их обратно в Россию, Ивановы остались в Италии на собственный счет; в июне 1776 г. коммиссионер Академии Рейфенштейн доносил ей, что Михаил Иванов, пославший сделанную им копию с картины Бенедетто Кастильоне «Отправление Иакова в путь» и 8 рисунков «руин» с натуры, рисует карандашом несколько робко и нерешительно, почему он и дал ему копировать рисунки пером и сепией работы Гакерта. Сделав путешествие по Италии и Швейцарии, причем постоянно срисовывал разные пейзажи, Михаил Иванов вернулся в Петербург и 13 августа 1779 г. был удостоен звание «назначенного» за представленную им композицию и тогда же взят в штат кн. Г. А. Потемкина письмоводителем.
Сопровождая князя Потемкина, он написал несколько видов с натуры в Таврической области, разные моменты из второй турецкой войны, портрет Потемкина в роста (1788), смерть его (1791), штурм Измаила Суворовым (1790).
Признанный еще 20 июля 1785 г. академиком, Михаил Матвеевич Иванов, по смерти кн. Потемкина, поступил хранителем рисунков в Императорский Эрмитаж, пользовался расположением императора Павла; был членом совета Академии (с 6 марта 1800 г.) и преподавателем живописи в классах «баталическом» (с 16 августа 1800) и пейзажном (с 10 сентября 1804).
В 1806 г. он представил рисунок на конкурс, предложенный при Академии гр. Потоцким: «Петр I, посылающий Шафирова в турецкий лагерь при Пруте в 1711 г.», а в 1807 г. наблюдал за исполнением рисунков к официальному изданию сочинение об овцеводстве.
Михаил Матвеевич Иванов вообще отличался мастерством в изображении животных; современники, несколько увлекаясь, сравнивали его с Клод-Лорреном. М. М. Иванов был жената на вдове гравера Г. И. Скородумова (умершего в 1792 г.), тоже занимавшейся гравированием (см. Скородумова, Марья).
Дом Михаила Матвеевича Иванова посещался лучшими людьми того времени; его портрета, писанный Я. И. Васильевым в 1818 г., находится в Академии Художеств, где сохраняется и его картина «Доенье коровы».
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.