ИНГЕРМАНЛАНД, пушечный линейный корабль
ИНГЕРМАНЛАНД, пушечный линейный корабль типа «Иезекиль». Построен на Солобмальскои верфи в Архангельске.
Заложен в августе 1840 года. Спущен на воду в мае 1842 года.
Длина54,3 м, ширина14,6 м, осадка до 6 м. Водоизмещение 3000 т.
Экипаж 470 человек.
Причина крушения — навигационная ошибка.
24 мая 1842 года «Ингерманланд» во главе отряда кораблей вышел из Архангельска в Кронштадт.
30 августа того же года попал в сильный шторм в проливе Скагеррак у берегов Норвегии.
Модель 74-пушечного корабля «Ингерманланд». 1840-е
ЦВММ
Корабль месяц боролся с ветром при суровой и пасмурной погоде. В ночь на 30 августа волнением выломило гальюн. Когда считали себя в двадцати пяти милях от норвежского берега, увидели огонь, принявшего за судовой. Стали поворачивать (фордевинд) и трижды ударились о камни. Огонь, вероятно, был с маяка Оксэ в Хритионзандском заливе.
Корабль сразу наполнился водой до половины трюма и вскоре сильно накренился. Общим советом командира и офицеров было решено идти к берегу, чтобы посадить корабль на мель. Все более погружающийся корабль уносило сильным течением и он до того накренился, что невозможно было стоять на ногах. Было решено срубить фок-и грот-мачты.
Воду из трюма постоянно откачивали помпами, кадками и ведрами. Производили непрерывную пальбу и жгли фальшфейеры.
1 | 2 |
3 | 4 |
(3.4) К. В. Круговихин Крушение 74-пушечного корабля «Ингерманланд». 1842 год. Россия, XIX век. ЦВММ |
Чтобы корабль не относило дальше от берега, были брошены все четыре якоря. Корабль, борта которого были уже вровень с водой, затрещал. Его бросало то вправо, то влево. Затем он стал прямо и начал медленно погружаться. Верхняя палуба полностью скрылась под водой, только ют с бизанью да бушприт возвышались из нее. Волны свободно перекатывались по кораблю, ломая шлюпки и все, что попадалось на пути.
Корабль перестал погружаться, оставаясь в полузатопленном положении и сохраняя плавучесть благодаря сброшенным за борт орудиям с верхней палубы и другим тяжестям. Помогало еще то, что в трюме находилось множество пустых бочек. К наступившему рассвету погруженный в воду корабль еще качался на волнах. Ют и бушприт, на которых было полно людей, все больше уходили под воду. Только одна бизань возвышалась — облепленная сверху до низу человеческими фигурами.
На вторые сутки подошли присланные на помощь тендер и шхуна, и оставшиеся в живых были перевезены в городок Мандаль (до этого английский бриг, не оказав помощи, отошел от гибнувшего с людьми корабля).
Погибло 389 человек (из них 20 офицеров, 21 женщина, 7 детей).
Спаслось 503 человека.
Pакладная доска 74-пушечного корабля «Ингерманланд»
Архангельское адмиралтеqство, 30 августа 1840 года
ЦВММ
См. также статью: "Андреев, Федор Алексеевич, флота лейтенант"