ОПРИЧНИК, парусно-винтовой клипер
ОПРИЧНИК
6-пушечный парусно-винтовой клипер.
Построен на Соломбальской верфи в Архангельске.
Заложен в январе 1856 года.
Спущен на воду в июле 1856 года.
Длина 46,7 м, ширина 8,2 м, осадка 3,62 м. Водоизмещение 615 т.
Экипаж 112 человек.
Пропал без вести при переходе с Дальнего Востока в Кронштадт.
Весной 1862 года ожидали возвращения из трехлетнего плавания «Опричника», первого клипера архангельской постройки. Погода благоприятствовала, восточные ветры выгнали лед из Финского залива, однако клипер не появлялся. В своем докладе от 10 декабря 1861 года командир «Опричника», капитан-лейтенант П. А. Селиванов уведомил Адмиралтейство из Батавии (ныне Джакарта), что клипер готов к длительному переходу к мысу Доброй Надежды.
«Опричнику» предстояло пересечь Индийский океан. Казалось, ничто не предвещало катастрофы, но корабль пропал без вести.
Официальное расследование Морского министерства установило, что вероятнее всего в ночь с 25 на 26 декабря 1861 года на полпути между Зондским проливом и мысом Доброй Надежды корабль погиб, попав в центр урагана. В бурную погоду перемещаются грузы, ломается рангоут, особенно если качка неравномерна и стремительна. Резко увеличивается крен, вода гуляет по палубе, вышибая люки, срывая орудия. Корабль мог сильно накрениться и исчезнуть в пучине со всей командой.
Существуют альтернативные версии гибели «Опричника» по причине взрыва или пожара. Корабль был деревянным, а огнеопасных предметов на борту много.
Тайна бесследного исчезновения корабля всегда рождала и рождает многочисленные вымыслы, красивые легенды.
В связи с тем, что поиски экипажа клипера не принесли результатов 7 апреля 1863 года «Опричник» был исключен из списков судов флота, а экипаж — из списков личного состава.
Памятник погибшим на клипере «Опричник», воздвигнутый в Кронштадте.
Репродукция с рисунка К. Брожа, гравер Л.А. Серяков. 1873
ЦВММ