Доленга-Ходаковский, Зориан, этнограф

Доленга-Ходаковский, Зориан.

Житейский и литературный псевдоним знаменитого археолога и этнографа Адама Чарноцкого; родился в Минском воеводстве в 1784 г., † в Тверской губернии, в селе Петровском в 1825 г.

Отец его, польский шляхтич, потерял свое состояние вовремя политических волнений, обуревавших Речь Посполитую в последние годы её существования, и не мог дать сыну никакого образования. Поэтому он отвез Чарноцкого к богатым родственникам в Слуцкий уезд, которые и поместили его в Слуцкое уездное училище. Здесь Чарноцкого еще в ранней юности обнаружил особую любовь к собиранию народных песен, исследованию народных преданий и обычаев.

В 1800 г. Чарноцкий окончил курс училища и затем в течение двух лет изучал практически право у адвоката в Новогрудке, приобретая вместе с тем знания в архивном деле, так как для ведения судебных дел нужно было ему рыться в архивах, читать старинные документы. Но хотя в 1805 году Чарноцкий и получил патент на «земскую регенцию», но уклонился от профессии адвоката и в 1807 г. принял на себя ведение дел графа Неселовского, воеводы Новогрудского.

Недолго однако пробыл Чарноцкий на новом месте. В следующем году он собрался из патриотизма поступить в войско, формировавшееся тогда в Великом герцогстве Варшавском, но письмо его об этом было перехвачено на почте; Чарноцкий был арестован в марте 1808 года и отправлен в Петербург, где и пробыл в заключении до конца года. Затем Чарноцкий лишен был дворянства и отдан в солдаты во 2-ю дивизию, стоявшую в Омске.

На пути в Сибирь Чарноцкий начал свой дневник, который вел он потом до 1821 года. Когда отношения к Наполеону побудили русское правительство сосредоточить армию на западной границе, полк, в котором служил Чарноцкий, был передвинут из Сибири в Бобруйск. Здесь Чарноцкий, по выражению одного из своих биографов, «устроил себе выезд в Польшу», пропал без вести, и вещи его, как умершего, отосланы были на его родину, в Слуцкий уезд. Чарноцкий воскрес уже в Варшаве, куда он явился сначала под именем Зориана Хюбральского. Под этим именем он принимал участие в 1812 г. в походах Великой армии до взятия Смоленска. Лишь по окончании похода, оставшись на жительство в Галиции, он окончательно принял имя Зориана Доленги-Ходаковского, не имея возможности, как дезертир, воспользоваться амнистией, дарованной Императором Александром I всем полякам, принявшим сторону Наполеона.

В Галиции, уже Доленга-Ходаковский отдался давней своей склонности к исследованию народных песен и преданий, урочищ, могил, древних кладбищ, городищ и их названий, мечтая в то же время о более широком изучении славянства и о приискании средств к этому.

В 1818 г. он напечатал на польском языке первую статью свою: «О славянщине пред христианством», а в 1819 г. — на русском: «Разыскания касательно русской истории».

В обоих трудах этих Доленга-Ходаковский настаивал на необходимости тщательного изучения живой старины, между прочим, городищ, которые, по его мнению, являются остатками священных оград, где некогда совершались языческие обряды.

Для осуществления своих планов Доленга-Ходаковский обратился сначала к куратору Виленского университета, кн. Чарторижскому, но потерпел неудачу и поэтому решил попытать счастья в Петербурге. Не имея средств, Доленга-Ходаковский совершил поездку туда, испытывая в дороге всевозможные лишения и находя поддержку лишь в г-же Констанции Флеминг, одновременно с ним ехавшей в Петербург. В ней Доленга-Ходаковский увидел необходимую для себя спутницу в будущих этнографических своих странствиях и обвенчался с ней на пути, в Пскове, где нашелся ксендз.

По прибытии в Петербург Доленга-Ходаковский успел заинтересовать своими планами этнографических экскурсий известного мецената, графа Николая Петровича Румянцева, и министра народного просвещения, князя Александра Николаевича Голицына. Составленный Доленгой-Ходаковским проект археологического путешествия по России передан был на рассмотрение Карамзина и главного правления училищ, был ими одобрен и затем удостоился 4 июля 1820 г. Высочайшего утверждения. Путешествие должно было продолжаться четыре года, на издержки назначено было 3.000 р.

План путешествия был распубликован в журналах (см., например, «Сын Отечества», 1820, ч. 63), причем Доленга-Ходаковский просил «всех внуков Радогоста содействовать ему в изысканиях древнейших памятников их знаменитых предков».

Предполагая предаться изучению быта русских славян в самых широких размерах, Доленга-Ходаковский не мог оставаться на почве национальной польской исключительности и, по замечанию Лелевеля, начал во время жизни в Петербурге «сходить с польского света».

Доленга-Ходаковский находил, что славянский Восток, вследствие отсутствия католической нетерпимости к народным элементам, сохранил более архаических преданий, чем славянский Запад. Путешествие Доленга-Ходаковского началось в августе 1820 г.

Вместе с женой, «неразлучной товаркой» по путешествию, он посетил места до Неве и Ладоге, раскапывал курганы и могилы около Новгорода и Твери и в начале 1821 г. прибыл наконец в Москву.

В Москве Доленга-Ходаковский занялся изучением подробных карт России по данным межевой канцелярии, составил общую карту славянского «городства» и огромный географический словарь, оставшийся в рукописи.

В 1822 г. Доленга-Ходаковский прислал из Москвы в Петербург донесение о результатах своего путешествия, и оно отдано было на рассмотрение известному Калайдовичу. Как ученый, Калайдович не сочувствовал выводам Доленги-Ходаковского в теории городищ, находил его выводы произвольными, и поэтому отзыв его о донесении Доленги-Ходаковского был неблагоприятный.

Вследствие этого Доленга-Ходаковский лишился правительственной поддержки и, вместе с тем, почти всяких средств к существованию; к довершению несчастия, в это время умерла его жена.

В 1823 г. Доленга-Ходаковский женился во второй раз и принял должность управляющего у одного земляка, тверского помещика, продолжая в то же время свои этнографические работы. Но труды и лишения надорвали силы Доленги-Ходаковского.

17 ноября 1825 г. Доленга-Ходаковский скоропостижно скончался в Тверской губернии, в селе Петровском.

Множество оставшихся после Доленги-Ходаковского рукописных трудов, в том числе географический словарь, поступило впоследствии в Императорскую Публичную библиотеку. Из них М. И. Погодин напечатал в «Русском Историческом Сборнике» работу Доленги-Ходаковского: «Пути сообщения в древней России», и составленную им на основании черновых набросков Доленги-Ходаковского обширную статью: «Историческая система Ходаковского», а также «Отрывок из путешествия Ходаковского Ладога, Новгород» и «Донесение о первых успехах в России Зориана Доленги-Ходаковского из Москвы 13 липца (июля) 1822 г.».


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Доленга-Ходаковский, Зориан, этнограф
Автор(ы) статьи:Ш.
Источник статьи: Русский биографический словарь. Т. 9. 1905 г.
Дата написания статьи: 1905 г.
Рекомендуемая литература по теме этой статьи:Критическое обозрение всех материалов для биографии Доленги-Ходаковского, а также оценку его трудов см. в «Истории русской этнографии», А. И. Цыпина, т. 3, 38-87.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru