Доленга-Ходаковский, Зориан, этнограф
Доленга-Ходаковский, Зориан.
Житейский и литературный псевдоним знаменитого археолога и этнографа Адама Чарноцкого; родился в Минском воеводстве в 1784 г., † в Тверской губернии, в селе Петровском в 1825 г.
Отец его, польский шляхтич, потерял свое состояние вовремя политических волнений, обуревавших Речь Посполитую в последние годы её существования, и не мог дать сыну никакого образования. Поэтому он отвез Чарноцкого к богатым родственникам в Слуцкий уезд, которые и поместили его в Слуцкое уездное училище. Здесь Чарноцкого еще в ранней юности обнаружил особую любовь к собиранию народных песен, исследованию народных преданий и обычаев.
В 1800 г. Чарноцкий окончил курс училища и затем в течение двух лет изучал практически право у адвоката в Новогрудке, приобретая вместе с тем знания в архивном деле, так как для ведения судебных дел нужно было ему рыться в архивах, читать старинные документы. Но хотя в 1805 году Чарноцкий и получил патент на «земскую регенцию», но уклонился от профессии адвоката и в 1807 г. принял на себя ведение дел графа Неселовского, воеводы Новогрудского.
Недолго однако пробыл Чарноцкий на новом месте. В следующем году он собрался из патриотизма поступить в войско, формировавшееся тогда в Великом герцогстве Варшавском, но письмо его об этом было перехвачено на почте; Чарноцкий был арестован в марте 1808 года и отправлен в Петербург, где и пробыл в заключении до конца года. Затем Чарноцкий лишен был дворянства и отдан в солдаты во 2-ю дивизию, стоявшую в Омске.
На пути в Сибирь Чарноцкий начал свой дневник, который вел он потом до 1821 года. Когда отношения к Наполеону побудили русское правительство сосредоточить армию на западной границе, полк, в котором служил Чарноцкий, был передвинут из Сибири в Бобруйск. Здесь Чарноцкий, по выражению одного из своих биографов, «устроил себе выезд в Польшу», пропал без вести, и вещи его, как умершего, отосланы были на его родину, в Слуцкий уезд. Чарноцкий воскрес уже в Варшаве, куда он явился сначала под именем Зориана Хюбральского. Под этим именем он принимал участие в 1812 г. в походах Великой армии до взятия Смоленска. Лишь по окончании похода, оставшись на жительство в Галиции, он окончательно принял имя Зориана Доленги-Ходаковского, не имея возможности, как дезертир, воспользоваться амнистией, дарованной Императором Александром I всем полякам, принявшим сторону Наполеона.
В Галиции, уже Доленга-Ходаковский отдался давней своей склонности к исследованию народных песен и преданий, урочищ, могил, древних кладбищ, городищ и их названий, мечтая в то же время о более широком изучении славянства и о приискании средств к этому.
В 1818 г. он напечатал на польском языке первую статью свою: «О славянщине пред христианством», а в 1819 г. — на русском: «Разыскания касательно русской истории».
В обоих трудах этих Доленга-Ходаковский настаивал на необходимости тщательного изучения живой старины, между прочим, городищ, которые, по его мнению, являются остатками священных оград, где некогда совершались языческие обряды.
Для осуществления своих планов Доленга-Ходаковский обратился сначала к куратору Виленского университета, кн. Чарторижскому, но потерпел неудачу и поэтому решил попытать счастья в Петербурге. Не имея средств, Доленга-Ходаковский совершил поездку туда, испытывая в дороге всевозможные лишения и находя поддержку лишь в г-же Констанции Флеминг, одновременно с ним ехавшей в Петербург. В ней Доленга-Ходаковский увидел необходимую для себя спутницу в будущих этнографических своих странствиях и обвенчался с ней на пути, в Пскове, где нашелся ксендз.
По прибытии в Петербург Доленга-Ходаковский успел заинтересовать своими планами этнографических экскурсий известного мецената, графа Николая Петровича Румянцева, и министра народного просвещения, князя Александра Николаевича Голицына. Составленный Доленгой-Ходаковским проект археологического путешествия по России передан был на рассмотрение Карамзина и главного правления училищ, был ими одобрен и затем удостоился 4 июля 1820 г. Высочайшего утверждения. Путешествие должно было продолжаться четыре года, на издержки назначено было 3.000 р.
План путешествия был распубликован в журналах (см., например, «Сын Отечества», 1820, ч. 63), причем Доленга-Ходаковский просил «всех внуков Радогоста содействовать ему в изысканиях древнейших памятников их знаменитых предков».
Предполагая предаться изучению быта русских славян в самых широких размерах, Доленга-Ходаковский не мог оставаться на почве национальной польской исключительности и, по замечанию Лелевеля, начал во время жизни в Петербурге «сходить с польского света».
Доленга-Ходаковский находил, что славянский Восток, вследствие отсутствия католической нетерпимости к народным элементам, сохранил более архаических преданий, чем славянский Запад. Путешествие Доленга-Ходаковского началось в августе 1820 г.
Вместе с женой, «неразлучной товаркой» по путешествию, он посетил места до Неве и Ладоге, раскапывал курганы и могилы около Новгорода и Твери и в начале 1821 г. прибыл наконец в Москву.
В Москве Доленга-Ходаковский занялся изучением подробных карт России по данным межевой канцелярии, составил общую карту славянского «городства» и огромный географический словарь, оставшийся в рукописи.
В 1822 г. Доленга-Ходаковский прислал из Москвы в Петербург
о результатах своего путешествия, и оно отдано было на рассмотрение известному Калайдовичу. Как ученый, Калайдович не сочувствовал выводам Доленги-Ходаковского в теории городищ, находил его выводы произвольными, и поэтому отзыв его о донесении Доленги-Ходаковского был неблагоприятный.Вследствие этого Доленга-Ходаковский лишился правительственной поддержки и, вместе с тем, почти всяких средств к существованию; к довершению несчастия, в это время умерла его жена.
В 1823 г. Доленга-Ходаковский женился во второй раз и принял должность управляющего у одного земляка, тверского помещика, продолжая в то же время свои этнографические работы. Но труды и лишения надорвали силы Доленги-Ходаковского.
17 ноября 1825 г. Доленга-Ходаковский скоропостижно скончался в Тверской губернии, в селе Петровском.
Множество оставшихся после Доленги-Ходаковского рукописных трудов, в том числе географический словарь, поступило впоследствии в Императорскую Публичную библиотеку. Из них М. И. Погодин напечатал в «Русском Историческом Сборнике» работу Доленги-Ходаковского: «Пути сообщения в древней России», и составленную им на основании черновых набросков Доленги-Ходаковского обширную статью: «Историческая система Ходаковского», а также «Отрывок из путешествия Ходаковского Ладога, Новгород» и «
о первых успехах в России Зориана Доленги-Ходаковского из Москвы 13 липца (июля) 1822 г.».Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.