Добрынин, Гавриил Иванович
Добрынин, Гавриил Иванович, автор замечательных записок, имеющих для истории быта нашего духовенства такое-же значение» какое записки Болотова имеют для истории русского дворянства.
Родился Гавриил Иванович Добрынин в 1752 году в селе Радогоже, Севского уезда (Орловской губернии).
Отец Добрынина, бывший священником, вскоре †, и мальчику пришлось перекочевывать от одного деда к другому, из Радогожского монастыря в Севский.
Мимоходом, так сказать, он выучился грамоте у своего деда и письму в конторе графа Чернышева.
В 1765 году был взят к Севскому архиерею, Тихону Якубовскому, и зачислен в певчие.
При архиерее Кирилле Флоринском, сменившем Тихона, Добрынин перешел в келейники в этому иерарху.
В 1777 г. Добрынин, оставив службу по духовному ведомству, поступил канцеляристом в бывшее Могилевское наместничество.
Вся служба Добрынина прошла в Белоруссии в эпоху возвращения этого края России и устроения его. Медленно повышаясь в чинах, Добрынин в 1824 г. был произведен в губернские секретари.
† Добрынин в июле 1824 г.
Ни личность, ни служебная деятельность Добрынина не остановили бы на себе ничьего внимания, если бы он не оставил после себя «Истинного повествования о жизни Гавриила Добрынина, им самим написанного в Могилеве и Витебске». Эти записки печатались сначала в «Русской Старине», а потом вышли отдельной книжкой и выдержали два издания в 1871-1872 гг.
Записки состоят из трех частей: первая, самая большая по объему, излагает жизнь Добрынина до вступления его в светскую жизнь, а 2-я и 8-я гражданскую его деятельность.
Эти части содержат в себе много любопытных подробностей об управлении Белоруссии, о генерал-губернаторстве, о чиновничьем быте, о нашествии французов, но не эти частя записок Добрынина привлекли особенное внимание, так как записки о чиновничьей жизни не были новостью в исторической литературе, — совершенной новинкой оказалась первая часть. «Повествования» Добрынина дают удивительно богатый материал для характеристики быта высшего и низшего духовенства в XVIII в. и являются важнейшим источником по этой части церковной истории. Добрынин по складу своего ума был большой практик и остроумный человек. Поэтому его записки пересыпаны тонкими и остроумными характеристиками тогдашних архиереев. В особенности удалось Добрынинe изображение личности «архиерея-принца» Кирилла Флоринского.
Литературные достоинства записок Добрынина, поразительные для их автора-самоучки, обеспечили им успех среди самой большой публики.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.