Алексеев, Федор Яковлевич, живописец
Алексеев, Федор Яковлевич, знаменитый перспективный живописец и декоратор.
Алексеев родился в 1753 г., † 11-го ноября 1824 г., в С.-Петербурге.
Сын отставного солдата, сторожа при Академии Наук, Алексеев обучался сперва в гарнизонной школе, а в 1764 г., поступил в закрытое училище при Академии Художеств, и в течение курса, продолжавшегося тогда 9 лет, выказал особенную наклонность к перспективной живописи, так что его посылали брать уроки декоративного искусства у специалиста, вне Академии.
Замечена была в Алексееве и наклонность к живописи цветов.
В 1773 г. Алексеев, получив за пейзажную живопись 2-ю золотую медаль, был послан, для усовершенствования, на три года за границу, в Венецию, славившуюся в ту пору своими перспективными мастерами.
В Венеции, по рекомендации Русского агента, Алексеев поступил к мастеру Моретти, ученику Каналетти, изучив в совершенстве все технические приемы этих художников. Но ни Моретти, ни Каналетти не знали основательно линейной перспективы и этот пробел впоследствии в трудах Алексеева был очень заметен.
Пробыв в Венеции три года, Алексеев просил в 1776 г. о дозволении остаться ему еще на год, что было исполнено, вероятно, под влиянием отзыва об Алексееве архитектора Тишбейна, строителя в Петербурге Большого театра, — отзыва, сообщенного Академии Рейфенштейном, её римским корреспондентом.
Тишбейн говорил, что Алексееву нужно пройти основательно курс теории перспективы и что Моретти руководить его в этом не может.
Действительно, Алексеев успел начать курс теории перспективы Поцци, под руководством театрального декоратора Гаспари. В августе 1777 г. Алексеев был вызван в Петербург и, как искусный декоратор, приглашен на службу в Императорские театры.
При дирекции театров Алексеев служил до 1785 г., а затем, вновь отправился путешествовать за границею, на свои средства, при пособии от Великого князя Павла Петровича.
Время возвращения из этого второго путешествия Алексеева совпадает с признанием его академиком (17 94 г.).
После этого Алексеев отправился, по Высочайшему повелению, в Крым, для снятия видов местностей, посещенных Императрицею в 1787 г.
По этюдам Алексеев написал несколько картин; некоторые из них находятся в академическом собрании, а именно, виды городов: Николаева, Херсона и Бахчисарая.
Судя по имеющимся на лицо экземплярам, эти работы должны быть отнесены к лучшей поре расцвета таланта художника. В них много прозрачности воздуха и колоритности, без усиления синевато-черных теней, что замечается в работах Алексеева позднейшего времени. Фигуры для оживления архитектурных пейзажей в сценах „Путешествия Екатерины II-й в Тавриду“ картинны и смелы.
За два эскиза, с разных пунктов, Михайловского замка и за вид Спб. литейного двора Алексеев получил от Императора Павла денежные награды и чин 8-го класса.
Талантливому перспективисту Государем были заказаны 4 картины для Михайловского дворца, по исполнении которых, кроме условленного вознаграждения, ему пожалован перстень.
Вместе с тем, Алексеев от Павла I получил поручение, выполнить которое, однако, не удалось. Это было отправление художника во главе экспедиции, членами которой были археологи, этнографы, рисовальщики и ученики Алексеева, — в средние губернии Европейской России, с целью снять с натуры и передать в картинах и рисунках все местности, замечательные в отношениях историческом и археологическом, равно как и вообще живописные. Центром, откуда должны были отправляться участники экспедиции, для выполнения возложенных поручений, избрана была Москва, где Алексееву удалось сделать не мало эскизов и написать две картины — Красная площадь с церковью Василия Блаженного и фасад нового военного госпиталя — поднесенные в 1801 г. Александру I-му.
Возвратившись в Петербург, Алексеев получил в Академии Художеств место профессора перспективного пейзажного класса (в марте 1803 г.). Этим классом управлял профессор батальной и пейзажной живописи М. М. Иванов; Алексеев же с учениками своими Мошковым и Кунавиным все светлое в году время проводили в писании видов по сделанным в Москве эскизам, получая академическое содержание с квартирою и 1.200 руб. из кабинета Его Величества, производившихся ему с 1800 г., кроме платы за те картины, которые угодно было Государю оставлять для себя.
Произведения Алексеева охотно раскупались. Это обстоятельство, выгодное для художника, может быть, заставляло его не особенно заботиться о законченности исполнения, довольствуясь только эффектом издали, без соглашения красок, при недостатке полутонов и силы оттенения.
Присутствуя (с 22-го мая 1803 г.) в совете Академии, Алексеев получил заказ написать 13 видов:
1) Московского Кремля, с каменным мостом;
2) С.-Петербургской биржи (за эти две картины, поднесенные Государю, художник был награжден перстнем);
3) Московского воспитательного дома, из- за Москвы-реки, с видом Кремля вдали;
4) входа в храм Спаса за золотою решёткой;
5) Китая-города от Николаевских ворот;
6) вида от Троицких ворот, из Кремля;
7) Воскресенских ворот, от Тверской, с Иверскою часовнею;
8) Ивана Великого и Успенского собора;
9) вида на Николаевские ворота, из Китая-города;
10) Спасской площади с воротами и Василием Блаженным;
11) Спасских ворот, из Кремля;
12) другого вида на каменный мост, из-за Москвы-реки, и
13) внутренней части Кремля с Грановитой палатою и соборами Успенским и Архангельским.
Когда возникли толки о памятнике в Полтаве, Алексеев послан был туда и, попутно, снял много видов в средней России, выполнив два вида в Полтаве, где бы мог быть поставлен памятник.
Кроме вознаграждения за труд и расходов на поездку, художник получил из Кабинета перстень.
До 1812 г. Алексеев продолжал совершать летние экскурсии внутрь России, заезжая и в Москву, где число покупателей его картин было довольно значительно среди любителей живописи, собиравших коллекции; поэтому, зная быстроту работы Алексеева и его постоянное трудолюбие, трудно определить количество им написанного. Алексеев повторял по нескольку раз свои удачные по эффекту произведения, кое в чел варьируя детали.
Картины по Высочайшим заказам, как предполагалось вначале, должны были гравироваться в академическом пейзажном гравировальном классе и составить такую же коллекцию, только несравненно более обширную, чем виды Императорских подстоличных резиденций с картин С. Ф. Щедрина, но эта мысль осталась неисполненною.
Любителей произведений Алексеева при Александре I-м можно насчитать довольно много.
В нескольких экземплярах произведения кисти Алексеева были: у гр. Орлова-Чесменского и брата его гр. Владимира, гр. А. С. Строганова, гр. Зубова, гр. Безбородко, кн. И. И. Барятинской, А. С. Кожухова, И. И. Свиньина и др.
Академией Художеств тоже приобретались картины Алексеева, по разным случаям, например, при посещении прусским королем Академии (1809 г.).
Покупались картины Алексеева также в Англию и в Северную Америку.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.