'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

Алексеев, Федор Яковлевич, живописец

Алексеев, Федор Яковлевич, знаменитый перспективный живописец и декоратор.

Алексеев родился в 1753 г., † 11-го ноября 1824 г., в С.-Петербурге.

Колокольня Ивана Великого. Алексеев, Фёдор Яковлевич. 1753/54-1824. Россия, 1800-1802 гг. Серия "Виды Москвы и ее окрестностей". Бумага, акварель, тушь, графитный карандаш, чернила, 34х47 см. ГЭСын отставного солдата, сторожа при Академии Наук, Алексеев обучался сперва в гарнизонной школе, а в 1764 г., поступил в закрытое училище при Академии Художеств, и в течение курса, продолжавшегося тогда 9 лет, выказал особенную наклонность к перспективной живописи, так что его посылали брать уроки декоративного искусства у специалиста, вне Академии.

Панорамный вид ЦарицыноЗамечена была в Алексееве и наклонность к живописи цветов.

В 1773 г. Алексеев, получив за пейзажную живопись 2-ю золотую медаль, был послан, для усовершенствования, на три года за границу, в Венецию, славившуюся в ту пору своими перспективными мастерами.

В Венеции, по рекомендации Русского агента, Алексеев поступил к мастеру Моретти, ученику Каналетти, изучив в совершенстве все технические приемы этих художников. Но ни Моретти, ни Каналетти не знали основательно линейной перспективы и этот пробел впоследствии в трудах Алексеева был очень заметен.

Пробыв в Венеции три года, Алексеев просил в 1776 г. о дозволении остаться ему еще на год, что было исполнено, вероятно, под влиянием отзыва об Алексееве архитектора Тишбейна, строителя в Петербурге Большого театра, — отзыва, сообщенного Академии Рейфенштейном, её римским корреспондентом.

Тишбейн говорил, что Алексееву нужно пройти основательно курс теории перспективы и что Моретти руководить его в этом не может.

Действительно, Алексеев успел начать курс теории перспективы Поцци, под руководством театрального декоратора Гаспари. В августе 1777 г. Алексеев был вызван в Петербург и, как искусный декоратор, приглашен на службу в Императорские театры.

Вид военного госпиталя в Лефортове в Москве. Алексеев, Фёдор Яковлевич. 1753/54-1824. Россия, 1800-1802 гг. Серия "Виды Москвы и ее окрестностей". Бумага, акварель, тушь, графитный карандаш, чернила, 41,5х64 см. ГЭПри дирекции театров Алексеев служил до 1785 г., а затем, вновь отправился путешествовать за границею, на свои средства, при пособии от Великого князя Павла Петровича.

Время возвращения из этого второго путешествия Алексеева совпадает с признанием его академиком (17 94 г.).

После этого Алексеев отправился, по Высочайшему повелению, в Крым, для снятия видов местностей, посещенных Императрицею в 1787 г.

По этюдам Алексеев написал несколько картин; некоторые из них находятся в академическом собрании, а именно, виды городов: Николаева, Херсона и Бахчисарая.

Судя по имеющимся на лицо экземплярам, эти работы должны быть отнесены к лучшей поре расцвета таланта художника. В них много прозрачности воздуха и колоритности, без усиления синевато-черных теней, что замечается в работах Алексеева позднейшего времени. Фигуры для оживления архитектурных пейзажей в сценах „Путешествия Екатерины II-й в Тавриду“ картинны и смелы.

За два эскиза, с разных пунктов, Михайловского замка и за вид Спб. литейного двора Алексеев получил от Императора Павла денежные награды и чин 8-го класса.

Талантливому перспективисту Государем были заказаны 4 картины для Михайловского дворца, по исполнении которых, кроме условленного вознаграждения, ему пожалован перстень.

Вид Москвы. Воспитательный дом. Алексеев, Фёдор Яковлевич. 1753/54-1824. Россия, 1800-1802 гг. Серия "Виды Москвы и ее окрестностей". Бумага, акварель, тушь, графитный карандаш, чернила, 82,3х102 см. ГЭВместе с тем, Алексеев от Павла I получил поручение, выполнить которое, однако, не удалось. Это было отправление художника во главе экспедиции, членами которой были археологи, этнографы, рисовальщики и ученики Алексеева, — в средние губернии Европейской России, с целью снять с натуры и передать в картинах и рисунках все местности, замечательные в отношениях историческом и археологическом, равно как и вообще живописные. Центром, откуда должны были отправляться участники экспедиции, для выполнения возложенных поручений, избрана была Москва, где Алексееву удалось сделать не мало эскизов и написать две картины — Красная площадь с церковью Василия Блаженного и фасад нового военного госпиталя — поднесенные в 1801 г. Александру I-му.

Возвратившись в Петербург, Алексеев получил в Академии Художеств место профессора перспективного пейзажного класса (в марте 1803 г.). Этим классом управлял профессор батальной и пейзажной живописи М. М. Иванов; Алексеев же с учениками своими Мошковым и Кунавиным все светлое в году время проводили в писании видов по сделанным в Москве эскизам, получая академическое содержание с квартирою и 1.200 руб. из кабинета Его Величества, производившихся ему с 1800 г., кроме платы за те картины, которые угодно было Государю оставлять для себя.

Произведения Алексеева охотно раскупались. Это обстоятельство, выгодное для художника, может быть, заставляло его не особенно заботиться о законченности исполнения, довольствуясь только эффектом издали, без соглашения красок, при недостатке полутонов и силы оттенения.

Присутствуя (с 22-го мая 1803 г.) в совете Академии, Алексеев получил заказ написать 13 видов:

1) Московского Кремля, с каменным мостом;

2) С.-Петербургской биржи (за эти две картины, поднесенные Государю, художник был награжден перстнем);

3) Московского воспитательного дома, из- за Москвы-реки, с видом Кремля вдали;

4) входа в храм Спаса за золотою решёткой;

5) Китая-города от Николаевских ворот;

6) вида от Троицких ворот, из Кремля;

7) Воскресенских ворот, от Тверской, с Иверскою часовнею;

8) Ивана Великого и Успенского собора;

9) вида на Николаевские ворота, из Китая-города;

10) Спасской площади с воротами и Василием Блаженным;

11) Спасских ворот, из Кремля;

12) другого вида на каменный мост, из-за Москвы-реки, и

13) внутренней части Кремля с Грановитой палатою и соборами Успенским и Архангельским.

Праздник иконы Казанской Божьей Матери на Красной Площади. Алексеев, Фёдор Яковлевич. 1753/54-1824. Россия, 1800-1802 гг. Серия "Виды Москвы и ее окрестностей". Бумага, акварель, тушь, графитный карандаш, чернила, 54,5х31,5 см. ГЭКогда возникли толки о памятнике в Полтаве, Алексеев послан был туда и, попутно, снял много видов в средней России, выполнив два вида в Полтаве, где бы мог быть поставлен памятник.

Кроме вознаграждения за труд и расходов на поездку, художник получил из Кабинета перстень.

До 1812 г. Алексеев продолжал совершать летние экскурсии внутрь России, заезжая и в Москву, где число покупателей его картин было довольно значительно среди любителей живописи, собиравших коллекции; поэтому, зная быстроту работы Алексеева и его постоянное трудолюбие, трудно определить количество им написанного. Алексеев повторял по нескольку раз свои удачные по эффекту произведения, кое в чел варьируя детали.

Картины по Высочайшим заказам, как предполагалось вначале, должны были гравироваться в академическом пейзажном гравировальном классе и составить такую же коллекцию, только несравненно более обширную, чем виды Императорских подстоличных резиденций с картин С. Ф. Щедрина, но эта мысль осталась неисполненною.

Любителей произведений Алексеева при Александре I-м можно насчитать довольно много.

В нескольких экземплярах произведения кисти Алексеева были: у гр. Орлова-Чесменского и брата его гр. Владимира, гр. А. С. Строганова, гр. Зубова, гр. Безбородко, кн. И. И. Барятинской, А. С. Кожухова, И. И. Свиньина и др.

Академией Художеств тоже приобретались картины Алексеева, по разным случаям, например, при посещении прусским королем Академии (1809 г.).

Покупались картины Алексеева также в Англию и в Северную Америку.

Ссылка на статью "Алексеев, Федор Яковлевич, живописец"

Название статьи:Алексеев, Федор Яковлевич, живописец
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Русский биографический словарь. Т. 2
Дата написания статьи: {date=d-m-Y}
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Дела архива Императорской Академии Художеств и Кабинет Е. И. В. — «Энциклопедический лексикон» Плюшара. — «Энциклопедический словарь», т. II, 214-15. — «Сборник материалов для истории Императорской Академии Художеств», т. I-II. — «Отечественные Записки» 1824 г., ч. 20, стр. 52 (некролог Алексеева) — Н. П. Собко, «Словарь русских художников», т. I, в. 1, стр. 112-119.
Источник изображений:ГЭ
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru