Амвросий, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский
Амвросий, митрополит Новгородский и С.-Петербургский.
Портрет Амвросия (Подобедова), митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, гравюра.
Храмцев Василий (Гравер). Россия, 1821-1824, Бумага, пунктир бумага, пунктир
В миру, до пострижения Андрей Иванович Подобедов, сын священника.
Андрей Иванович Подобедов родился 20 ноября 1742 г. в с. Стогове Владимирской губ. Переяславского уезда, † 21 мая 1818 г.
Обучался с 1757 г. в Троицкой Лаврской семинарии, где по окончании курса в 1764 г. занял должности учителя и библиотекаря.
Приняв 12 февраля 1768 г. монашество, Амвросий переведен проповедником и учителем в московскую Славяно-Греко-Латинскую академию, где с 1771 г. занимал место префекта, а с 1774 г. – ректора. На этой должности в качестве проповедника Амвросий сделался известен императрице Екатерине II, которая 6 мая 1778 г. назначила его епископом Севским.
Хиротония происходила 5 июля, в день обретения мощей пр. Сергия, в Троицко-Сергиевской пустыни в Высочайшем присутствии, причем государыня щедро одарила новопосвященного архиерея.
25 апреля 1781 г. Амвросий был переведен в Крутицкую епархию, 27 марта 1785 г. по воле государыни назначен архиепископом Казанским и Симбирским, 16 октября 1799 г. ему Повелено быть архиепископом С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским на место уволенного в Новгород митрополита Гавриила, а в декабре следующего года за совершенной болезнью последнего Амвросию поручено управлять и Новгородской епархией.
Портрет Амвросия Подобедова, митрополита Новгородского и Петербургского.
Зеелигер, Карл-Вильгельм. 1766-1821. Россия, Санкт-Петербург, 1806 г.
Бумага, меццо-тинто, 39,5х29 см. ГЭ
10 марта 1801 г. Амвросий назначен митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским и пробыл в этом звании до 24 марта 1818 г., когда был уволен по примеру своего предшественника в Новгород, где скончался и погребен рядом с митрополитом Гавриилом в Софийском соборе в приделе св. Иоанна Предтечи.
Главной выдающейся чертой деятельности митрополита Амвросия была его постоянная, энергичная и деятельная забота об открытии духовно-учебных заведений, об упорядочении духовно-учебного дела и о поднятии умственного, нравственного и внешне житейского уровня духовенства. Так, сделавшись епископом Севским, он в том же году представил в Святейший Синод доклад об устройстве Севской семинарии, которая в том же году была им организована и открыта; кроме того, он учредил в городе Орле и Брянске духовные училища.
Сделавшись епископом Крутицким, Амвросий преобразовал во всех отношениях Крутицкую семинарию, убого существовавшую до того времени в московском Покровском монастыре, и открыл в Боровском и Белевском монастырях духовные училища.
В Казани, восстановив сгоревшие и обветшавшие здания семинарии, Амвросий преобразовал весь строй семинарского обучения, для чего вызвал через бывшего своего учителя и друга митрополита Платона московского из его Лаврской семинарии нескольких лучших учителей.
Для просвещения казанских инородцев христианством, Амвросием улучшена была школа для новокрещенных татар.
По переходе в Петербург, сделавшись первенствующим членом Св. синода, митрополит Амвросий обратил особенное внимание на упорядочение преподавания и хозяйства С.-Петербургской духовной академии, на вызов в нее лучших преподавателей.
В Новгородской епархии открыты им духовные училища: в Новгороде (бывшее Лихудиево), в Кирилло-Белозерском монастыре, в Тихвине, Боровичах, Валдае, Устюжне, Белозерске, Петрозаводске и в Александро-Свирском монастыре.
Особенно деятельное участие Амвросий принимал в Высочайше учрежденной комиссии по преобразованию всех духовно-учебных заведений России, результатом работы которой явился устав духовных училищ 1814 г. Будучи председателем комиссии духовных училищ, заведовавшей учебно-воспитательной и экономической сторонами училищной жизни, Амвросий ревностно трудился по преобразованию, устройству и урегулированию духовно-учебного дела в России, причем ему приходилось выдерживать немалую борьбу с невежеством и недоброжелательством.
Большое также участие он принимал и в вопросе о единоверии, свидетельством чему служат Высочайшие рескрипты на его имя императора Павла I.
За труды по духовному образованию Амвросий первый удостоился звания почетного доктора богословия. Приблизившись к 75-летнему возрасту, он, видимо, стал слабеть.
Обходившись всегда, несмотря на многочисленные и сложные занятия, без всяких помощников, он в 1817 г. попросил себе викария, каковым и назначен был тогдашний ректор академии архимандрит Филарет Дроздов (впоследствии митрополит Московский), весьма деятельно помогавший ему не только в духовно-учебных делах, но и в епархиальных.
Поводом к увольнению Амвросия в Новгород послужило кроме старости и болезненности то, что он во время крещенской церемонии надел облачение, опушенное горностаем, взятым с покровов Великих княгинь.
Из трудов митрополита Амвросия известны: «Собрание поучительных слов, говоренных в разное время», 3 части, Москва, 1810, 1816, 1825 гг.; последнее изд. в 4 частях.
Проповеди Амвросия, по словам Филарета Черниговского, «не отличаются ни блистательными картинами, ни свободным течением речи, но в них есть сила мысли и достаточная чистота русского языка».
«Руководство к чтению Св. Писания», М., 1779 и 1803 г., по отличному отзыву митрополита Платона, было издано Св. синодом на казенный счет.
В 1813 г. по желанию императрицы Марии Феодоровны Амвросий составил «Молитвы для чтения в больницах по утру и вечером». Они напечатаны и введены в употребление с 1814 г.
Кроме того, известно много пастырских посланий Амвросия, разных инструкций и громадная переписка со многими духовными лицами того времени. Некоторые из этих трудов уже напечатаны в разных повременных изданиях, другие же находятся в рукописях.
По благословению архиепископа Новгородского и Старорусского Льва в Великом Новгороде 13 сентября 2008 г. отмечалось 190-летие со дня кончины митрополита Амвросия Подобедова. День начался с поминальной литургии и панихиды в новгородском Софийском соборе. Перед панихидой настоятель Софийского собора протоиерей Александр Ранне произнес слово, в котором особенно отметил те трудности, которые пришлось преодолевать владыке Амвросию в нелегкий для Русской Православной Церкви синодальный период. После панихиды отец Александр перешел в придел св. Иоанна Крестителя, где собравшиеся пропели «вечную память» у могилы владыки Амвросия.