Амвросий, архиепископ Екатеринославский и Херсониса-Таврического
Амвросий (Серебренников), архиепископ Екатеринославский и Херсониса-Таврического.
В миру, до пострижения Авраам Серебренников или Серебряков, сын дьячка Вятской епархии.
Авраам Серебренников родился в 1745 г., † 13 октября 1792 г.
Поступив в 1758 г. в Вятскую семинарию, он по окончании курса в ней продолжал учение в Московской духовной академии.
В 1768 г. Серебренников назначен в Вятскую семинарию учителем синтаксимы и пиитики, а в 1773 г. переведен в Троицкую лаврскую семинарию преподавателем риторики, истории и французского языка.
По принятии в конце 1775 г. монашества, Амвросий назначен префектом и учителем философии; в 1778 г. переведен в московскую Славяно-греко-латинскую академию на те же должности, а в 1782 г. назначен ректором Новгородской семинарии и возведен в сан архимандрита Антониева монастыря.
26 декабря 1783 г. Амвросий хиротонисан во епископа Олонецкого, в ноябре 1786 г. возведен в сан архиепископа Екатеринославского, а по занятии русскими Молдавии назначен согласно желанию князя Потемкина местоблюстителем молдаво-влахийской экзархии.
Преосвященный Амвросий известен как ученый и проповедник. Он отличался необыкновенной любознательностью, энергией и в то же время кротостью характера. Амвросий пользовался большой любовью князя Потемкина-Таврического и расположением императрицы Екатерины II, узнавшей его во время своего путешествия на юг, где архипастырь-проповедник неоднократно встречал ее и приветствовал речами, за что получил от государыни алмазный крест на клобук.
За свое участие во II томе академического словаря избран был членом Российской академии.
Из трудов Амвросия изданы: «Краткое руководство к оратории российской», М., 1779 и 1792 г. После риторики Ломоносова – это первый опыт руководства на русском языке. Автор проводит здесь мысль, что «русская речь не может быть довольно обильна и возвышенна без славянских слов», хотя в то же время находит, что нет ничего неприятнее, как неумелое соединение славянского языка с русским.
Из проповедей его изданы и известны, главным образом, три надгробные слова над князем Потемкиным, из коих «Последнее целование», кроме издания в Яссах в 1791 г., было повторено в «Северной пчеле» 1848 г., № 208. Это слово хвалили митрополит Евгений, архиепископ Филарет и др. Зная хорошо древние и новые языки, преосвященный Амвросий перевел, между прочим, с французского прозой «Потерянный рай» Мильтона (Москва, 1780 г.), где в предисловии указаны «излишества и погрешности» поэмы относительно учения православной церкви.
Кроме того, имеются в рукописях, хранящихся, между прочим, в библиотеке С.-Петербургской духовной академии, многие его проповеди, толкование на книгу пророка Иезекииля, сравнение христианства с Кораном и др.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.