Василий Давыдович Грозные Очи, князь Ярославский
Святой благоверный князь Ярославский Василий Давыдович Грозные Очи
От Рюрика колено XV.
Василий Давыдович, старший сын Святого благоверного князя Ярославского Давыда (Давида). Федоровича († зимой 1321/22) и неизвестной, внук Св. Федора Ростиславича Чёрного, князя Можайско-Ярославского .
Происходил из Ярославских Рюриковичей, один из наиболее влиятельных Русских князей.
Дата и место рождения Василия неизвестны.
О первых годах самостоятельной жизни Василия Давыдовича известно благодаря родословным книгам XVI–XVII вв.,
на основании родословцев и некоторых других поздних источников известно, что детство (1313-1320 (?)) он провел в орде при дворе хана Узбека († в 1342).
Его карьере способствовали родственные связи — бабкой Василия была Анна (в крещении, из династии Чингизидов), вторая супруга родоначальника Ярославских князей, Федора Ростиславича Черного, и дочь хана Менгу-Тимура († в воскресение 16 мухаррама 681 г. х. = 26 апр. 1282).
Затем Василий упоминается в 20-х годах XIV в., когда, по смерти отца, сев на княжение в Ярославле, дает архимандриту Спасо-Ярославского монастыря Пимену жалованную грамоту на ряд привилегий и несколько сел.
В 1339 г. князя Василия вызывают в орду, как уточняет летописец, «думою» Великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты и идет туда со своим двоюродным братом, князем Белозерским Романчуком Михайловичем и благоверным Великим князем Тверским князем Александром Михайловичем.
Вызов связан, вероятно, из-за территориального спора в районе Вологды с Великим князем Московским Иваном, которому становится невыгодно появление сильного Ярославского князя при ханском дворе, и он в последний момент посылает отряд в 500 ратников перехватить его по дороге, но безуспешно, князь благополучно прибывает ко двору хана Узбека.
Летом 1340 г. по смерти Великого князя Ивана Калиты Василий вместе с его сыном Симеоном и другими князьями идет в орду — «сопрошася князи русстии о великом княжении» — как и другие правители земель Северо-Восточной Руси за ярлыком на Великое княжение. Хан Узбек передал ярлык на Великое княжение старшему сыну Иоанна Калиты князю Симеону Иоанновичу Гордому. Василий Давыдович признал старейшинство брата своей жены.
Зимой 1340/41 г. он участвует в съезде Русских князей в Москве.
Весной 1341 г. Василий участвует в походе на Торжок, где взбунтовавшиеся новгородцы ранее захватили наместников Великого князя Московского. Новгородцы были вынуждены заключить мир на условиях Великого князя, заплатили ему все причитавшиеся дани и «взя на нихъ черным боръ» в Орду.
В 1342 г. умерла супруга Василия Давыдовича, в том же году ярославский князь ходил в Орду к новому хану Джанибеку.
Василий Давыдович умирает 1345 г. «в чернцах и в схиме», приняв постриг с именем Варлаама (по записи в синодике Ярославского Преображения Господня монастыря), погребен в Ярославле в церкви Св. Спаса Преображения — родовой усыпальнице ярославских князей, потомков князя Феодора Ростиславича.
Имя Василия Давыдовича, как близкого родственника Великокняжеской династии внесено для вечного поминания в синодик Успенского собора Московского Кремля.
Известна жалованная тарханная и несудимая грамота, данная Василием Давыдовичем, по-видимому, в 20-х гг. XIV в. архимандриту Спасо-Преображенского монастыря Пимену «по деда своего грамоте» (т. е. повторяя грамоту, данную монастырю князем Феодором Ростиславичем, вероятно, в 90-х гг. XIII в.). Грамота предоставляет монастырю важные привилегии: все налоги и повинности заменяются 2-рублевым оброком, крылошане и иноки освобождаются от уплаты торговых пошлин, устанавливается подсудность всех монастырских людей властям монастыря. Именование в грамоте Василия Давыдовича настоятеля монастыря архимандритом дает основание предположить, что в конце правления князя Давида Феодоровича или в начале княжения Василия Давыдовича благодаря поддержке свт. Прохора, епископа Ростовского, прежде бывшего игуменом Спасо-Преображенского монастыря, в обители была введена архимандрития.
Князь был женат на Евдокии (№ 187), дочери Великого князя Московского Ивана Калиты.
Оставил детей: Василия († после 1380), Глеба и Романа (который «Романовъ городокъ поставилъ»; † после 1380).
Русская Православная Церковь почитает князя Василия как святого включением его в Собор Ростово-Ярославских святых (память — 13 июля (вероятный день смерти) и 23 мая).
В Ярославле Василий Давыдович почитается как представитель местной правящей династии и сын Благоверного князя Давида Феодоровича, включением в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование которому было установлено в 1964 г. по инициативе Ярославского и Ростовского архиепископа Никодима (Ротова).
Иконописных изображений и службы Василия Давыдовича нет.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.