Василий Дмитриевич Кирдяпа, князь Городецко-Суздальский
Василий Дмитриевич Кирдяпа, князь Городецко-Суздальский
От Рюрика колено XV.
Василий Дмитриевич Кирдяпа, старший сын Великого князя Владимирского и Суздальского Дмитрия (Димитрия) Константиновича (в иночестве Фомы.) и княжны Анны, по нелетописным данным, дочери Ростовского князя Константина Васильевича или Василисой, в иночестве Ириной, известной только по имени, брат Св. Евдокии, в иночестве Евфросинии, жены Дмитрия Ивановича Донского, Великого князя Московского.
Происходил из Суздальских Рюриковичей; родоначальник князей Кирдяпины-Шуйских.
Прозвище князя происходит, вероятно, от мордовского глагола «кирдеш» - терпеть. Собственно к мордве Василий отношения не имел. Мордва могла дать нижегородскому князю такое прозвище из-за его незадачливой жизни.
По мнению некоторых историков, он родился в г. Суздале около 1350 г.
Впервые в источниках князь Василий упоминается в кон. 1364 г., когда привозит из орды от хана Азиса († после 1367) своему отцу ярлык на Великое княжение.
В 1370 г. отец посылает его вместе с дядей Борисом Константиновичем и с ордынским послом Ачи-Хожей в поход на Булгарского царя Асана, который сдается без битвы. Власть в Булгарии переходит к князю Салтану.
С началом зимы по март 1377 г. князь Московский, Великий князь Владимирский Дмитрий Иванович посылает свое войско на волжских булгар. Отец посылает его и младшего брата Ивана (№ 223) на соединение с Московскими полками для совместного похода.
В августе этого же года Василий приезжает из Суздаля в Нижний Новгород отыскать тело брата Ивана, утонувшего 2 августа во время битвы с татарами при р. Пьяне (левый приток Суры в Нижегородской губ.).
Летом 1382 г. отец посылает его и брата Семена Дмитриевича в орду к хау Тохтамышу († в 1406); Василий не застает хана, идет вслед за ним и настигает его на восточной границе Рязанской земли, «на Серначѣ (урочище; ныне город. - Авт.)». Находится в полчищах хана Тохтамыша; 26 августа он вероломно убеждает осажденных в Москве жителей открыть хану ворота, обещая, что они будут помилованы, ручаясь за их дружелюбие, оказался – умышленно или невинно – вероломцем. После разграбления Москвы и других городов княжества хан Тохтамыш, возвращаясь в орду, берет его с собой.
В 1386 г. Василий убегает из орды, пойманный ордынским послом, приводится к хану и принимает от татар «за то велику истому».
В начале марта 1388 г. он, накануне вернувшийся из орды, приходит ратью с братом Семеном к Нижнему Новгороду на своего дядю, князя Бориса Константиновича.
Примечание:
В начале 1340-х годов Нижний Новгород с Городцом перешел от Московских князей к Суздальским, в церковном отношении эти земли по-прежнему оставались в составе митрополичьей области, которой управлял непосредственно сам митрополит. Таким образом земли Суздальских князей в церковном отношении оказались разорванными пополам. Подобная ситуация встречалась на Руси и не вызывала особых противоречий, однако в случае с Нижним Новгородом между различными духовными властями возник серьезный конфликт. Суздальский князь Константин Васильевич, получив Нижний Новгород, перенес в него столицу Суздальского княжества. Вместе с ним из Суздаля в Нижний Новгород перебрались и суздальские епископы. При этом сложилась парадоксальная ситуация – суздальскому владыке приходилось действовать на территории, формально подчиненной митрополиту всея Руси. Подобное положение дел вызывало постоянные трения между митрополией и Суздальскими епископами. До поры до времени митрополиты вынуждены были мириться с этим обстоятельством, но долго продолжаться это не могло.
Судя по всему, трения между митрополитом и Суздальским владыкой относительно Нижнего Новгорода начались еще при Данииле, предшественнике Алексея на суздальской кафедре. Под 1351 г. Рогожский летописец поместил следующее известие: «Того лета Фегнастъ митрополитъ благословилъ Данила владыку епикопомъ Соуждалю и приатъ древнии свои санъ и просветися святительствомъ и служил обедню, пръвое литургисалъ на средокрестнои недели въ четверток». В данном отрывке речь идет о поставлении суздальского епископа. Казалось бы, ничего необычного в этом сообщении нет, однако привлекает оборот летописца, что Даниил «приатъ древний свои санъ». Обращение к аналогичному известию московского летописного свода конца XV в. показывает, что речь идет здесь не о поставлении суздальского епископа, а о его возвращении на эту кафедру: «Феогностъ митрополитъ благослови Данила епископомъ на Суздаль, отлученъ бо бе некыя ради вины и тогда приятъ древнии свои санъ». В этой связи можно предположить, что «вина» Даниила заключалась в том, что он явочным порядком пытался действовать на той территории Суздальского княжества, которая все еще оставалась под формальным управлением митрополита. Спор, очевидно, возник из-за тех церковных доходов, которые собирались с Нижнего Новгорода.
Обращение Дмитрия Константиновича давало митрополиту Алексею удобный повод разрешить этот конфликт, и он решил вмешаться в спор Суздальских князей. В 1364 г., согласно Рогожскому летописцу, «тое же осени приехаша въ Новъгородъ Нижнии отъ митрополита Алексея архимандритъ Павелъ да игуменъ Герасимъ, зовучи князя Бориса на Москву». Тот отказался, но в ответ послы прибегли к самому сильному оружию, имевшемуся в их арсенале, – от имени митрополита они в городе «церкви затвориша». Эти меры подействовали, и Борис был вынужден «посла бояръ своихъ на Москву». Однако добраться туда большинству бояр так и не удалось – по дороге их перехватил старший сын Дмитрия Константиновича Василий Кирдяпа: «И наеха на нихъ князь Василеи Дмитреевичь въ нощь и овых изнима». Избежать плена удалось лишь одному из бояр Бориса: «а Василеи Олексичь оутече на Москву». Позднее Василий Алексич, понимая предстоящий проигрыш своего сюзерена, решился оставить его. Согласно Рогожскому летописцу, в Москве он «оурядися», т.е. подписал соглашение – «ряд» и перешел на московскую службу.
Из сообщения В. Н. Татищева нам известен итог посольства Василия Алексича. Выслушав аргументацию стороны князя Бориса, «князь же Великий Димитрей Ивановичь посла к ним (к Дмитрию и Борису Константиновичам. – Авт.) послы своя, чтобы ся помирили и поделились вотчиною своею». Подтверждение этому известию видим в сообщениях Рогожского летописца и Симеоновской летописи: «князь же великии Дмитреи Ивановичь послы своя посылалъ межу их о том деле». Но данное предложение Борисом Константиновичем так и не было принято. Согласно В. Н. Татищеву, «Князь же Борис не послуша, бе бо им смутно епискупа Алексия».
В 1383 г. умер Великий князь Дмитрий Константинович, и вслед за этим возник вопрос, кому должен достаться главный в Суздальском княжестве удел, Нижний Новгород, его ли детям или же князю Борису Константиновичу, как следующему брату скончавшегося. Борис Константинович, находившийся в это время в орде у Тохтамыша, повел пред последним энергичные хлопоты и успел у него выпросить себе ярлык на Нижегородский удел. Сыновья же Дмитрия, Семен и Василий Кирдяпа, принуждены были тем самым довольствоваться Суздалем. Этим она остались, конечно, недовольны, и в 1387 г., когда возвратился из орды младший из них, Василий, державшийся там с 1382 г. в качестве заложника, братья начали борьбу с князем Борисом Константиновичем за Нижний и даже за Городец, на который получил ярлык от хана Василий, так как им помогал Московский князь, то Борис Константинович принужден был уступить силе, отступился от Нижнего и вновь поселился в Городце, который получил по заключенному с племянниками договору. Считая свои права на Нижегородский удел несомненными, Борис Константинович не терял надежды возвратить его себе и ждал только удобного случая. Такой случай представился в 1389 г., когда умер Димитрий Донской, в котором племянники князь Борис Константинович находили сильную поддержку. Борис Константинович тотчас отправился в орду хлопотать о ярлыке.
Не застав в орде Тохтамыша, отправившегося к границам Персии воевать с Тамерланом, он нагнал его в пути, долгое время странствовал с ним, наконец, добился желаемого и в 1390 г. вернулся в Нижний. Но и в этот раз княжение Бориса Константиновича в Нижнем продолжалось недолго. В 1393 г. Московский князь Василий Димитриевич поехал в орду «со многою честию и дары», «умздил» там всех ханских вельмож и самого хана в особенности и вместе с другими уделами получил ярлык и на княжество Нижегородское. В том же году, возвратившись из орды, он отправил в Нижний Новгород послов, которым нижегородские бояре, не любившие, как полагают некоторые историки, Борис Константинович или, что вероятнее, понимавшие, на чьей стороне сила и успех – предали город, а народу объявили, что он теперь принадлежит Московскому князю. Через некоторое время приехал в Нижний и Василий Димитриевич, схватил Бориса Константиновича, его жену и детей, заключил их в оковы и развел их по разным городам, а в Нижнем посадил своих наместников. С этих пор прекратилась самостоятельность Нижегородского княжества, ставшего владением Московских князей.
Для разрешения ситуации, Великий князь Дмитрий Иванович Донской посылает им в помощь «рать Можаискую и Звенигородскую и Волотскую». 15 марта в результате пятидневной осады города князья заключают мир. Борис уступает племянникам несколько волостей в обмен на его уделы - Городец и Посурье: «и възвратишася кождо въсвояси».
Летом 1392 г. Великий князь Василий Дмитриевич получает от хана Тохтамыша ярлыки на Нижний Новгород, Городец, Мещеру, Муром и Тарусу, заплатив, по словам летописца, «златомъ и сребромъ, а не правдою». 6 ноября того же года приезжает в Нижний Новгород, где официально присоединяет город к Московскому княжеству.
Согласно историку В.Н. Татищеву († 15 июля 1750), Василий и его брат Семен были выведены Великим князем Василием Дмитриевичем из Нижнего Новгорода.
Получив взамен г. Шую (на р. Тезе левый приток Клязьмы), они становятся князьями Шуйскими.
Есть основания предполагать, что город этот уже существовал в составе Суздальско-Нижегородского княжества с середины XIV в.
Летом 1394 г. летописцы сообщают, что Василий и его брат Семен бегут в орду к хану Тохтамышу в надежде вернуть свою отчину. Ускользают от погони, посланной за ними Великим князем Василием.
После этих событий о Василии Кирдяпе ничего неизвестно.
Вероятно, он помирился с Великим князем Василием Дмитриевичем, получил от него Городец, где и умер зимой 1403/04 г.; по нелетописным данным, погребен в Нижнем Новгороде в соборной церкви Св. Спаса Преображения.
В примечаниях к «Житию преподобного Кирилла, Белоезерского чудотворца» указано, вероятно, в 1401 или 1402 г. Когда Василий Дмитриевичь посылал войско захватить Суздальского князя Симеона Дмитриевича (П.С.Л. VI, 123, VIII, 79). Оба Суздальские князя Василий Дмитриевич Кирдяпа и Симеон Дмитриевич скончалась в изгнании: Кирдяпа в орде в 1403 г., а Симеон Дмитриевичь в вятской земле (Карамзин V, 132).
Князь был женат на княгине Анне; его дети: Иван, Юрий (первый князь Шуйский; † до 1440), Федор и Даниил (убит 15 янв. 1411), князей безудельных Суздальских, из которых второй Юрий (в св. крещении - Георгий) – родоначальник старшей, существующей (в Польше) ветви князей Шуйских.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.