Апарина, Марфа Петровна
Апарина, Марфа Петровна, † 1-го сентября 1800 г. в Тамбове.
Происходила из тамбовских дворян и большую часть своей жизни провела в гор. Кирсанове.
Еще в детстве она обнаруживала склонность к духовному подвижничеству и в ранней юности просила мать отпустить ее в монастырь. Родные воспротивились этому желанию, и Апарина осталась жить дома, но наложила на себя строгий вечный пост, ходила по различным соседним обителям, занималась делами благотворения, работала для различных церквей облачения, и т. п.
После смерти матери Апарина заведовала своим домом и, склонив сестру свою к тому же образу жизни, какой вела сама, стала собирать вокруг себя женщин и девушек, желавших проводить жизнь в посте и молитве. Таким образом, составилась небольшая община, заведование делами которой Апарина поручила своей сестре, а сама всецело отдалась благочестивым занятиям и хождениям по знаменитым обителям. В 1819 усилиями её родной сестры Пелагии община получила статус богадельни. На средства М. П. Колычевой (позже монахиня Магдалина) был построен дом.
Не раз бывала она в Тихвине, и Киеве, и в одно из посещений последнего города тайно постриглась в монахини под именем Маргариты.
Эта тайна раскрылась только тогда, когда после смерти Апариной инокини соседнего монастыря явились для облачения ее в монашеские одежды.
Не переставая заботиться о кирсановской общине, Апарина ввела в ней устав Саровской пустыни и затем назначила начальницей умную и распорядительную Татьяну Пахомову (Апарина, по болезненности, не могла долго заведовать делами общины).
Остальную часть жизни Апарина провела отчасти в Кирсанове, отчасти в Тамбове у брата своего, в доме которого и скончалась после продолжительной болезни.
Когда инокини Тамбовского Вознесенского монастыря, ходившие все время болезни за Апариной, стали обмывать покойную, на теле ее оказались тяжелые железные вериги, которые она носила уже давно, и железный крест, оставленный на память в кирсановской общине.
Кирсановская община в 1849 г. преобразована в женский монастырь, под именем Тихвино-Богородицкого (сейчас Кирсановский Тихвино-Богородицкий Женский Монастырь), и в таком виде существовал до 1918 г.. до прихода к власти большевиков. Создание монастыря предсказал преподобный Серафим Саровский.
У монастыря имелись пекарня и золотошвейная мастерская. Сестры пряли лен и пух, вязали платки, шарфы, рубашки, писали иконы и украшали их цветами, делали ризы из фольги, вышивали гладью по полотну, шили белье, простыни, производили ремонтные работы в домах горожан. В конце XIX в. монастырь приобрел ткацкие станки. Некоторых сестер даже посылали обучаться высокому мастерству и художеству в Петербург.
Церковь Тихвинской иконы Божьей матери, до большевиков
Монастырю за его границами, в городе Кирсанове, принадлежали:
1) Приют с церковно-приходской школой;
2) Деревянный одноэтажный гостиный дом с хозяйственными постройками;
3) Двухэтажный каменный монастырский дом (1911 г.) с хозяйственными постройками;
4) Второй одноэтажный деревянный монастырский дом (1913 г.);
5) Конный двор (1840-1909 гг.). Конный двор был вынесен за пределы монастыря по рекомендации Преосвященного Иннокентия.
Ткацкое мастерство монахинь известно по всему миру. Так в 1900 году омофор, шитый золотом получил главный приз на Всемирной выставке в Париже.
В 1918 г. пятнадцать сестер Тихвинского монастыря были арестованы, а имущество разграблено и разбазарено.
Последняя. сохранившаяся Тихвинская церковь закрылась в 1932 году. В 1936 году по решению городского комитета коммунистической партии (горкома) и городского Совета корпуса бывшего Кирсановского Тихвино-Богородицкого женского монастыря были переданы тракторно-механическому комбинату по подготовке кадров и ремонту сельскохозяйственных машин, на базе которого впоследствии была организована «Тракторно-механическая школа, а позже «Школа механизации сельского хозяйства».
Во время войны были разрушены колокольня и купола Тихвинской церкви, а в послевоенное время на территории монастыря продолжала действовать «Школа механизации сельского хозяйства».
24 апреля 2009 г. вернули Тихвинскую церковь Тамбовской епархии, с 2012 г. – в составе Уваровской епархии.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.