star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya

Паппенгейм, Готфрид Генрих цу, граф

Граф Готфрид Генрих цу Паппенгейм (1594–1632). 1910 г. NYPLГраф Готфрид Генрих цу Паппенгейм (1594–1632, Gottfried Heinrich Graf zu Pappenheim) — одна из самых противоречивых и харизматичных фигур Тридцатилетней войны (1618–1648). Его жизнь и военная карьера полны драматизма, сочетающего образованность, жестокость и безудержную храбрость.

Происхождение и ранние годы

Рождение и семья: Родился 29 мая 1594 года в Тройхтлингене (Бавария) в старинном аристократическом роду Паппенгеймов. Приставка "цу" (нем. zu) указывала на принадлежность к родовым владениям в городе Паппенгейм.

Образование: Обучался в Тюбингенском университете (с 1610 года) и Альтдорфской академии, где изучал философию и гуманитарные науки, что необычно для аристократа того времени, чьим уделом считалась военная карьера. Паппенгейма называли "жестоким философом": образованный аристократ, он сочетал интеллект с беспримерной свирепостью.

Переход в католичество: Воспитанный в протестантизме, Паппенгейм сменил веру в 1616 году, следуя примеру отчима, чтобы укрепить позиции при католическом дворе Габсбургов. Уже в 1617 году он стал императорским советником.

Военная карьера:

1. Начало службы (1618–1620):

Вступил в армию курфюрста Баварии Максимилиана I.

В 1620 году, командуя кирасирской ротой, участвовал в битве на Белой горе под Прагой. Получил 20 ран, был оставлен на поле боя, но выжил, что принесло ему прозвище "Шраммганс" (нем. Schrammhans — "Рубленый Ганс"). Долгое время возглавлял кавалерийский полк, носивший имя своего командира

В 1626 году жестоко подавил Верхнеавстрийское крестьянское восстание, что закрепило за ним репутацию беспощадного командира.

В 1627 году взял Вольфенбюттель, затопив город путём перекрытия реки.

Осада Магдебурга (1631): Сыграл ключевую роль в захвате города, после которого последовала резня, известная как "магдебургизация" — символ тотального уничтожения.

Погиб в битве при Лютцене (1632) в 38 лет, ведя кавалерию в атаку против шведов Густава II Адольфа. Несмотря на смертельное ранение (пуля в грудь и ядро в ногу), продолжал командовать, пока не потерял сознание. Умер в Лейпциге на следующий день, 17 ноября 1632 года.

Gottfried Heinrich Graf zu Pappenheim

Граф Готфрид Генрих цу Паппенгейм был талантливым военачальником, разработал ряд новшеств и модернизировал существующие и отличался чрезвычайной жестокостью и беспощадностью как к врагам, так и к мирному населению. После разграбления Магдебурга его имя стало синонимом террора. При кавалерийских атаках его кирасиры использовали тактику "караколя" — поочерёдные атаки с пистолетным огнём. Лозунг "Victria aut mrs!" ("Победа или смерть!") стал символом полка. Также, и его враги тоже, отмечали личную храбрость, после смерти на теле Паппенгейма обнаружили шрамамы от 22 ран, полученных в боях. Солдаты называли его "солдатом" за готовность разделять опасности.

Два рейтараПолк Паппенгейма, история полка:

Кавалерийский полк, носивший имя своего командира — имперского генерала Готфрида Генриха цу Паппенгейма (1594–1632), был одним из самых легендарных формирований Тридцатилетней войны (1618–1648). Созданный в 1623 году, он состоял преимущественно из кирасир — тяжелобронированных всадников, вооружённых палашами и пистолетами. Полк формировался на территории Баварии и Саксонии, привлекая как профессиональных солдат, так и наёмников, что было типично для эпохи ландскнехтов.

Боевой путь и тактика

Полк Паппенгейма прославился в ключевых сражениях войны:

Битва при Люттере (1626): Решающая победа католической лиги над датчанами, где кирасиры Паппенгейма прорвали фланги противника.

Осада Магдебурга (1631): Участие в штурме города, после которого Паппенгейм получил прозвище "Магдебургский дракон" за беспощадность.

Битва при Лютцене (1632): Последнее сражение Паппенгейма, где он погиб, пытаясь остановить шведов под командованием короля Густава II Адольфа.

Тактика полка основывалась на сокрушительных лобовых атаках, часто с криком "Victria aut mrs!" ("Победа или смерть!"). Кирасиры использовали "караколь" — манёвр, при котором всадники поочерёдно приближались к противнику, стреляли из пистолетов и отступали для перезарядки.

Униформа и символика полка:

Солдаты полка носили чёрные кирасы с медными заклёпками и алые плащи — цвета, ассоциировавшиеся с имперской армией. На штандартах изображался череп с костями и девиз "Mrs ultima rati" ("Смерть — последний аргумент"), подчёркивающий их фанатичную преданность. Историк Хорст-Йоахим Шмаль в работе "Kavallerie der Kaiserlichen" (Мюнхен, 2009) отмечает, что эта символика позже вдохновила прусские полки XVIII века.

После гибели Паппенгейма полк продолжил существовать под командованием других офицеров, но его слава стала обрастать легендами. Фридрих Шиллер в драме "Валленштейн" (1799) назвал "паппенгеймерами" самых верных солдат главного героя, закрепив их образ в литературе. Этот мифологизированный статус объясняет, почему марш Михаэля Гайдна - "Marsch der Pappenheimer", созданный в 1780-х годах, был ошибочно связан с эпохой Тридцатилетней войны. Как указывает бельгийский исследователь Пьер Ван дер Меер в книге "Chants de guerre en Eurpe" (1995), подобные анахронизмы типичны для романтической историографии XIX века.


Аутентичное исполнение Cllegium Cantrum (Саарский университет, Саарбрюккен, Германия)
00:00
00:00
 
Скачать файл: Marsch der Pappenheimer.mp3 [3.95 Mb] (cкачиваний: 8)

Он же, в современном исполнении оркестром Национальной народной армии и пограничных войск ГДР.
00:00
00:00
 
Скачать файл: Der Pappenheimer Marsch (DDR).mp3 [3.27 Mb] (cкачиваний: 8)  

"Marsch der Pappenheimer" — исторический марш, ассоциирующийся с ландскнехтами XVI–XVII веков, однако его современная музыкальная форма восходит к концу XVIII века. Согласно исследованиям (ранее марш считался анонимным, но данные подтверждают, что его создателем был Михаэль Гайдн), марш был написан Михаэлем Гайдном (1737–1806), младшим братом знаменитого Йозефа Гайдна, в тональности D-dur. Первоначально он задумывался как юмористическая композиция, имитирующая неустойчивую походку солдат, но позднее приобрёл статус военного марша, связанного с кавалерийским полком Готфрида Генриха цу Паппенгейма (1594–1632). Это создаёт историческую аллюзию: хотя сам Паппенгейм действовал в Тридцатилетней войне (1618–1648), музыкальное произведение появилось значительно позже, что объясняет его связь с литературным мифом, популяризированным Фридрихом Шиллером в драме "Валленштейн" (1799). Всего на всего, марш это более поздняя стилизация, вдохновлённая легендами о ландскнехтах

Примечание:

Михаэль Гайдн, австрийский композитор, младший брат Йозефа Гайдна, служивший при дворе архиепископа Зальцбургского. Его марш, созданный в конце XVIII века, сочетает элементы военной музыки с элементами пародии — ритмические перебои и акценты имитируют "спотыкающийся" шаг солдат.

Если оригинальный текст марша и существовал, он мог включать солдатские припевки или ироничные строки, соответствующие изначально юмористическому замыслу, но не сохранился. Современные хоровые аранжировки, такие как версия Cllegium Cantrum Саарского университета (1980-е гг.), используют адаптированные тексты, подчёркивающие воинственность и грубоватый юмор ландскнехтов

Причины создания и историческая жизнь марша:

Изначально марш задумывался как шуточная пьеса, что выделяет его среди типичных военных маршей. Михаэль Гайдн, известный своими экспериментами с жанрами, использовал контрасты динамики и неожиданные паузы для создания комического эффекта. К XIX веку марш утратил пародийный оттенок и стал символом военной доблести. Это связано с романтизацией эпохи ландскнехтов в немецкой культуре, особенно после упоминания "паппенгеймеров" у Шиллера. В прусской армии марши, подобные "Pappenheimer", использовались для синхронизации движения войск. Например, в записях Густава Росберга (XIX в.) упоминаются аранжировки для барабанов и флейт, характерные для парадных церемоний.

Современное исполнение и культурное значение марша:

Альбом "Der Schwartenhalß — Sch¨ne alte Landknechtslieder" (1980-е гг., переводится как "Толстая Шея" и отсылает к прозвищу ландскнехтов, подчёркивая их грубоватый образ), где марш исполняется Cllegium Cantrum, реконструирует исторический контекст через сочетание хорового пения и аутентичных инструментов. Название альбома ("Толстая Шея") отсылает к прозвищу ландскнехтов, подчёркивая их грубоватый образ.

Внимание: Орфография "Schwartenhalß" сохранена как историческая отсылка, а не ошибка.

Интерес к маршу поддерживается благодаря:

Академическим исследованиям: качественным работам Хорста-Йоахима Шмаля (Германия) и Пьера Ван дер Меера (Бельгия), анализирующих связь марша с военной культурой стран Европы.

Оркестры, такие как Cllegium Cantrum (Саарский университет, Саарбрюккен, Германия), используют партитуры из собраний ландграфа Гессен-Дармштадтского, сохранившихся с XVIII века2.

Разработанная им тактика боя потом изучалась в прусской армии, а чёрно-красная символика полка (череп на штандартах) вдохновила прусские традиции и вошла в униформу многих прусских полков.

Военно-историческая реконструкция, в настоящее время, в Баварии и Австрии проводятся военно-исторические реконструкции сражений с его участием.

Штандарты полка сохранились и хранятся в Военном музее Вены.

Источники:

Немецкие/швейцарские: исследования Хорста-Йоахима Шмаля (военная музыка XVI в.), альманах "Militär und Musik" (Цюрих, 2012).

Бельгийские/нидерландские: труд Пьера Ван дер Меера "Chants de guerre en Eurpe" (Брюссель, 1995) о связи маршей с Нидерландским восстанием.

Франкоязычные: анализ Жана-Поля Бертрана "Méldies militaires histriques" (Париж, 2008) упоминает марш в контексте влияния ландскнехтов на французскую военную музыку.

Англоязычные: статья Р. Дж. Эванса "Music and Identity in the Thirty Years&rsqu; War" (журнал "Early Music Histry", 2017) подчёркивает роль марша в формировании коллективной идентичности.


Ссылка на статью "Паппенгейм, Готфрид Генрих цу, граф"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Паппенгейм, Готфрид-Генрих, граф
  • - Апраксин Дмитрий Александрович, граф, генерал-майор
  • - Апраксин Антон Степанович, граф, генерал-лейтенант
  • - Белльгард (Bellgarde), Генрих, граф, австрийский фельдмаршал.
  • - Сегюр Генрих-Франциск
  • - Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства
  • - Der Königgrätzer Marsch
  • - Шиллинг, Вильгельм Генрих, писатель


  • Название статьи: Паппенгейм, Готфрид Генрих цу, граф


    Источник статьи:  

    Дата написания статьи:  {date=d-m-Y}


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru