Арсений Комельский, преподобный
Преподобный Арсений Комельский (в миру — представитель дворянского рода Сухарусовых) родился в Москве, точная дата его рождения неизвестна, однако преставился он 24 августа 1550 года в основанном им Арсениево-Комельском монастыре, расположенном в 36 верстах от Вологды, в глухом Комельском лесу.
Его духовный путь начался в Троице-Сергиевой лавре, где он принял постриг в юности. В 1506 году, находясь в обители, Арсений переписал Евангелие с древнего печенгского списка, привезенного князем Юрием Ивановичем. Этот манускрипт, сохранившийся в монастырской ризнице, представляет особую ценность: текст написан без разделения слов, с использованием только точек и двоеточий, что свидетельствует о копировании архаичного оригинала («Словарь исторический о святых», 1862, с. 36).
В 1525 году за аскетические подвиги и управленческие таланты Арсений был рукоположен в игумены Троице-Сергиевой лавры. Несмотря на усиление монастырского хозяйства и личное расположение великого князя Василия III, в 1527 году он неожиданно оставил пост, удалившись в Комельский лес. Первую келью он построил у слияния рек Кахтыж и Лежа, но враждебность местных крестьян, приведшая к убийству его келейника, вынудила его переселиться в Шилеговский лес на реке Маслянке. Здесь вокруг отшельника собралась община, однако набеги казанских татар в 1530-х годах и наплыв беженцев нарушили уединение. Арсений вернулся в Комельский лес, где в 1530 году, при поддержке великого князя Ивана IV, основал монастырь, получив жалованную грамоту на землю (акт подтвержден в 1539 и 1543 годах).
Особый статус обители закрепила «несудимая грамота» 1539 года, освобождавшая монастырские земли и поселения в радиусе пяти верст от юрисдикции светских властей. Этот документ, подписанный Василием III, стал редким примером иммунитетных привилегий в период централизации власти («Русские святые...», 1862, с. 89). При Арсении монастырь превратился в центр духовного просвещения, где строгий устав сочетался с активной социальной деятельностью — поддержкой бедных и беженцев.
Кончина преподобного в 1550 году завершила почти столетний жизненный путь. Мощи его покоятся под спудом в приделе храма Положения Ризы Божией Матери, названном в его честь. Память святого отмечается 24 августа — в день преставления. Историки отмечают противоречия в его биографии: если житийные тексты подчеркивают чудеса и благочестие, то писцовые книги XVI века фиксируют конфликты обители с местным населением из-за земельных угодий («Источники русской агиографии», 1882, с. 55). Археологические исследования 2008–2012 годов выявили остатки первоначальных деревянных построек монастыря, подтвердив описание аскетичности быта первых насельников.
Источники:
-
Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. Изд. 2-е. СПб., 1862.
-
Русские святые, чтимые всею церковью или местно: Опыт описания жизни их. Т. II. Август. СПб., 1862.
-
Источники русской агиографии. СПб., 1882.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.