Арсений, Преподобный , Новгородский затворник
Преподобный Арсений (в миру Амвросий), Новгородский затворник, родился около 1500 года в Ржеве-Владимирове (ныне Ржев, Тверская область) в семье кожевенника.
С юных лет он помогал отцу в ремесле, а после его смерти, поддавшись уговорам матери, женился. Однако брак продлился менее полугода: благочестивый Амвросий тайно покинул дом и отправился в Великий Новгород, о чем сообщил родным в письме, объяснив свой уход стремлением к духовной жизни («Словарь исторический о святых», 1862, с. 37).
Первые пять лет в Новгороде он провел в кожевенной мастерской, совмещая работу с тайными постническими подвигами и молитвой. Его аскетический образ жизни привлек внимание Федора Дмитриевича Сыркова, известного мецената и строителя храмов, который предложил финансировать создание новой обители. В 1562 году Амвросий принял постриг с именем Арсений и основал Богородице-Рождественский мужской монастырь на торговой стороне Новгорода, близ Ярославова дворища. Монастырский храм был освящен в честь Рождества Богородицы, а сам Арсений, став игуменом, продолжил носить вериги и соблюдать строгий устав («Русские святые, чтимые всею церковью или местно», 1862, с. 81).
Знаменит эпизод его встречи с царем Иваном IV Грозным в 1570 году. После разгрома Новгорода царь, планировавший построить дворец на месте монастыря, посетил Арсения с дарами. Преподобный отказался принять подношения и открыто осудил жестокость расправы над горожанами, о чем свидетельствует житийная литература («Святая Русь», 1891, с. 54). Накануне похода на Псков Иван Васильевич вновь пришел к святому за благословением. Арсений ответил: «Завтра, государь, готов я в путь за тобою», что было воспринято как согласие сопровождать царя, однако на следующий день, 12 июля 1570 года, он скончался. Тело затворника погребли в его келье, а впоследствии над мощами возвели часовню, замененную в XVII веке церковью Рождества Христова с приделом святого Леонтия Ростовского.
В 1785 году, после упразднения Арсениевой обители, мощи перенесли в новгородский Кириллов монастырь, где они покоятся под спудом в приделе главного храма («Источники русской агиографии», 1882, с. 59). Память преподобного совершается местно 8 мая (день перенесения мощей) и общецерковно 12 июля.
Деятельность Арсения оценивается неоднозначно: с одной стороны, его обличение Ивана Грозного стало символом духовной независимости, с другой — отсутствие современных ему письменных источников (кроме поздних житий) затрудняет реконструкцию биографии. Дискуссионным остается вопрос о точной датировке основания монастыря: некоторые исследователи, опираясь на писцовые книги, предполагают, что обитель существовала уже в 1540-х годах, что ставит под сомнение традиционную хронологию («Русские святые...», 1862, с. 83). Архивные материалы Новгородской епархии содержат упоминания о чудесах у гроба святого, записанных в XVII веке, однако критический анализ этих данных требует привлечения дополнительных источников.
Источники:
-
Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. Изд. 2-е. СПб., 1862.
-
Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII века). СПб., 1891.
-
Русские святые, чтимые всею церковью или местно: Опыт описания жизни их. Ч. II. Июль. СПб., 1862.
-
Источники русской агиографии. СПб., 1882.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.