Воевода у наряда
Воевода у наряда
С 1534 года - до середины XVII века.
Командующий артиллерией (нарядом) в русской армии XVI-XVII вв.
Первые сведения о применении артиллерии в России относятся к 1389 году; широкое применение начинается с конца XV века (1480 г.). В этот период артиллерия еще не представляла собой самостоятельного рода войск, работой пушек управляли "огнестрельные мастера», чаще всего иностранцы (так, осадой Смоленска в 1513 с помощью пушек руководил мастер Стефан, обороной Москвы и Рязани во время нашествия Мехмет-Гирея - немецкие мастера Никлас и Иордан). Подобные специалисты не являлись служилыми людьми, а относились к категории "работающих по найму», поэтому не могли получать должностей в военной иерархии Московского княжества.
Впервые наряд, как самостоятельная армейская структура, назван в разряде похода на Литву 1534 года . Видимо, это первый случай назначения Воеводы у наряда.
На протяжении XVI века шло постепенное организационное оформление наряда как самостоятельного рода войск. Параллельно усложнялись и обязанности "нарядных воевод». В 1552 году, во время похода на Казань часть легких пушек была придана полкам, т.е. появилась полевая артиллерия. К этому же времени относятся и первые сведения о внутренней организации артиллерийского парка - в летописях появляются т.н. туры - прототип артиллерийских батарей.
Орудия делились на городовые, т.е. предназначенные для обороны города, осадные и полевые. Появилось деление на типы орудий - пищали для прицельной стрельбы, пушки верховые, или мажоры, для навесной стрельбы (мортиры), тюфяки для стрельбы дробом (картечью) и гафуницы для стрельбы каменным дробом. Подобное усложнение структуры рода войск привело к тому, что место общего Воеводы у наряда, назначенного на поход, занимают воеводы, назначенные в каждый Большой полк какого-либо разряда.
По свидетельству Дж. Флетчера, Воевода у наряда занимал 3-е место в должностной иерархии и подчинялся непосредственно Воеводе Большого полка. В его обязанности входила доставка полевой артиллерии (калибра примерно 95-100 мм) на поле военных действий, размещение в безопасном месте (обычно пушки ставились за естественными рубежами или стенами гуляй-города, см. Воевода гуляй-города) и обеспечение беспрерывной стрельбы во время сражения.
Воевода у наряда ведал также всем личным составом своего артиллерийского парка - пушкарями, затинщиками, плотниками и т.д. В какой-то степени в его компетенцию входили и вопросы комплектования орудиями своего полка - кроме пушек, которые он получал по росписи из Пушкарского приказа, воеводы до начала 1630-х годов имели право забирать пушки из крепостей на маршруте своего движения, если считали это необходимым; иногда они оставляли в крепостях приданные им орудия.
Последним случаем назначения особых Воевод у наряда был, видимо, разряд Смоленского похода 1632-1634 гг. Поражение армии Шеина, в результате чего в плен к неприятелю попало более сотни орудий, вызвало структурную перестройку русских артиллерийских частей, Артиллерия окончательно разделилась на крепостную, осадную и полковую. Последняя подчинялась непосредственно командирам военных соединений, к которым была приписана.
Должность командующего артиллерией была возрождена в начале XVIII века (см. генерал-фельдцейхмейстер).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.