ВЛАДИМИР МОНОМАХ, броненосный крейсер 1 ранга

"ВЛАДИМИР МОНОМАХ», броненосный крейсер 1 ранга постройки 1882 г., 5.700 тонн водоизмещением, 14 узлов хода, артиллерия: V – 6-дм., VI – 120-мм. и XXVI – мелких орудий, броня бортовая 6-дм., палубная – ?-дм., 3 надводных минных аппарата, запас угля 400 тн.

Принимал участие в двух кампаниях: в 1900 г., при усмирении боксерского восстания, и в 1904-05 гг. во время Русско-японской войны.

В 1900 г. участие "ВЛАДИМИРА МОНОМАХА» выразилось в перевозке десантных войск из Порт-Артура в Печилийский залив и в высадке судового десанта, из которого два нижних чинов были ранены.

В Русско-Японскую войну "ВЛАДИМИР МОНОМАХ», под командованием капитана 1 ранга Попова, в составе 2-ой Тихоокеанской эскадры адмирала Рождественского, совершил переход на Восток через Суэцкий канал и 14 мая 1905 г. принял участие в Цусимском бою.

В начале боя "ВЛАДИМИР МОНОМАХ», которому велено был охранять транспорты, выдержал одиночный бой с японским крейсером Идзуми; затем он сражался в отряде крейсеров против японских крейсеров разведчиков; 6-дм. снаряды противника не причинили "ВЛАДИМИРУ МОНОМАХУ» существенных повреждений, был ранены только 2 офицера и 5 нижних чинов. После захода солнца "ВЛАДИМИР МОНОМАХ» подвергся ожесточенным атакам неприятельских миноносцев, во время которых в крейсер попала мина Уайтхеда; взрыв пришелся под правым 6-дм. выступом; от полученной пробоины крейсер накренился на 4°, но продолжал идти вперед; прибывавшая вода заставила "ВЛАДИМИРА МОНОМАХА» остановиться для подводки пластыря; последний был заведен около часу ночи; новая атака неприятельских миноносцев заставила крейсер прибавить ход, от которого шкоты пластыря лопнули; вода стала прибывать сильнее, крен увеличивался. Ночью передняя кочегарка был заполнена водой, а к утру вода подошла к топкам задней кочегарки; крен достигал 14°.

В начале 9-го ч. утра, когда "ВЛАДИМИР МОНОМАХ» находился в 5 – 6 морского милях от берегу о-ва Цусимы, командир приступил к спасению людей на уцелевших шлюпках; несмотря на критическое положение "ВЛАДИМИРА МОНОМАХА», подошедшему в это время миноносцу Громкий был передано приказание идти во Владивосток; по близости, на глазах "ВЛАДИМИРА МОНОМАХА», тонули броненосцы "Адмирал Нахимов» и "Сисой Великий»; люди "ВЛАДИМИРА МОНОМАХА» спасались на плотах, спасательных кругах и буях.

Японские транспорты, подобрав людей с Нахимова, подошли в 11-м ч. утра к месту гибели "ВЛАДИМИРА МОНОМАХА» и стали спасать плававшую в воде команду; часть её на шлюпках благополучно достигла берега.

Крейсер же около полудня затонул на 60-сж. глубине, не спуская Андреевская флага.

Команда "ВЛАДИМИРА МОНОМАХА» был отвезена транспортами в Сасебо.

Офицеры крейсера утверждали после боя, что 14 мая в конце 3-я ч. дня, когда "ВЛАДИМИР МОНОМАХ» вступал в строй крейсерской колоны, за кормой его прошла мина Уайтхеда, но наблюдение это не подтвердилось донесениями, полученными с других судов; снаряды "ВЛАДИМИРА МОНОМАХА» и других судов нашей эскадры, попадая в неприятеля, в огромном большинстве случаев не разрывались и, следовательно, не могли причинить большого вреда; ночью крейсер несколько раз вводили в заблуждение и сильно мешали следовавшие за кормой его наши миноносцы, в том числе и "Громкий»; последний, однако, оказывал крейсеру и помощь, принимая участие в отражении атак неприятельских миноносцев.
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru