Крымский набег, историческая песня
А не силная туча затучилася,
а не силнии громы грянули:
куде едет собака Крымской царь?
А ко силнему царству Московскому:
"А нынечи мы поедем к каменной Москве,
А назад мы пойдём, Резань возмём».
А как будут они (у) Окй-рекй,
а тут они станут белы шатрй роставливать.
"А думайте вы думу с цела ума1:
кому у нас сидеть в каменной Москве2,
а кому у нас в Володимере,
а кому у нас сидеть в Суздале,
а кому у нас держать Резань старая,
а кому у нас в Звенигороде,
а кому у нас сидеть в Нове-городе?»
Выходит Диви-Мурзы3 сын Уланович:
"А еси государь наш, Крымской царь!
а тобе государь у нас сидеть в каменной Москве,
а сыну твоему в Володимере,
а племнику твоему в Суздале,
а сродичу в Звенигороде,
а боярину конюшему держать
Резань Старая, а меня, государь, пожалуй Новым-городом:
у меня лежат там свет-добры-дни4 батюшка, Диви-Мурза сын Уланович».
Проклйчет с небес господен глас:
"Ино еси собака, Крымской царь!
то ли тобе царство не сведомо?
а еще есть на Москве семьдесят апостолов,
опришенно5 трех святйтелей;
еще есть на Москве православной царь!»
Побежал еси, собака, Крымской царь,
не путём еси – не дорогою,
не по знамени не по черному!6
Текст взят из книги: Сборник Отделения русского языка и словесности АН. Спб., 1907, т. 82, № 7; из публикации П. К. Симони "Великорусские песни, записанные в 1619–1620 гг. для Ричарда Джемса на Крайнем Севере Московского царства», с. 12–15.
Песня отражает события второй половины XVI в., изобиловавшей набегами крымских татар. Этими набегами неоднократно руководили Дивеевы мурзы.
Во время очередного набега хана Девлет-Гирея на Москву в 1572 г. татарское войско было разбито, участник набега Дивей-мурза сын Уланович был взят в плен русскими отправлен в Новгород, где вскоре и умер. Таким образом, просьбу, которую высказывает сын Диви-мурзы, – пожаловать его Новгородом – можно истолковать и как скрытую иронию, так как песня заканчивается изображением полного краха планов татар.
Примечания:
1. - Хорошенько.
2. - Из летописных источников известно, что во время похода 1572 г. на Москву монголо-татары заранее разделили между собой города и уезды Русской земли.
3. - Мурза — мелкий татарский дворянин.
4. - Покойны, блаженной памяти (противоположно "злы дни»).
5. - Опричь, кроме.
6. - То есть нестройно, вразброд, не под их черным знаменем.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.