ОРДЕН ХРАМОВНИКОВ, ИЛИ ТАМПЛИЕРОВ


В порыве воодушевления Папа, сорвав с себя багряницу, стал раздирать ее на полоски и раздавать их всем, согласившимся выступить на Восток. Они нашивали эти полоски крестообразно на одежду, желая тем самым уподобиться Христу, взять на себя Крест и нести его вослед Спасителю. Разумеется, лоскутков от папского облачения на всех желающих не хватило. Остальным пришлось изготовить себе кресты из другой ткани, но, желая уподобиться тем немногим, которые как бы получили паломнический крест и благословение от самого наместника Бога на земле, они также использовали для своих крестов материю красного цвета, "в тон“ папской багрянице. Лишь позднее, по мере постепенного появления у паломников из разных стран Европы зачатков национального самосознания, матерчатые кресты на их одеждах и знаменах стали принимать различную окраску.

К XIII в., если верить средневековому хронисту Мэтью (Матвею) Парижскому, среди английских пилигримов утвердился червленый, т.е. красный крест ("Крест Святого Георгия); среди французов – серебряный, т.е. белый; среди итальянцев – желтый или лазоревый (синий); среди немцев – черный, среди фламандцев – зеленый, среди испанцев – пурпурный, среди шотландцев – косой серебряный "андреевский крест", и т.д. - хотя, конечно, были и исключения. Так, например, рыцари Ордена Святого Лазаря (в большинстве своем итальянцы), носили на своих черных плащах с белой каймой крест не лазоревого, а зеленого цвета и т.п.

В то же время красный крест продолжал служить общим символом всех крестоносцев, готовых пролить кровь ради освобождения Святой Земли от гнета иноверцев. А тамплиеры служили как бы образцом, или, выражаясь современным языком, "архетипом" этого "нового рыцарства". Поэтому "общекрестоносные" красные кресты украшали их одеяния, щиты и флажки на пиках. Впрочем, сохранились изображения рыцарей Храма со щитами черно-белой расцветки (наподобие их знамени "Босеан"), а также со щитами, украшенными красным крестом на черно-белом поле (а в некоторых случаях - даже с крестами не красного, а черного цвета, вообще-то утвердившимися в качестве эмблемы другого, Тевтонского, военно-монашеского ордена).

Интересно, что на целом ряде сохранившихся миниатюр, настенных росписей и других изображений, сохранившихся до наших дней, тамплиеры представлены в белых одеяниях, украшенных не красным (как бы им полагалось по орденским Правилам), а черным крестом. Такой же черный крест украшает их копейные флажки-прапорцы, щиты и шлемы. Да и такой, казалось бы, знаток Средневековья, как французский писатель Морис Дрюон, автор исторической эпопеи о династии Капетингов "Проклятые короли", в своем романе "Железный король" представляет Великого магистра тамплиеров Жака де Молэ облаченным в белый плащ с черным крестом.

Девизом Ордена тамплиеров служили слова псалма 113: "Non nobis, Domine, non nobis, sed nomini Tuo da gloriam" ("Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу"), звучащие в русском переводе Псалтыри несколько иначе: "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему да будет хвала". Любопытно, что наш незабвенный Государь Император Павел Петрович, с огромным уважением относившийся к традициям истинного рыцарства, при восшествии на Престол повелел отчеканить новые рубли с тамплиерским девизом (в сокращенной форме: "Не нам, не нам, но Имени Твоему"), вместо своего портрета, на аверсе. Орден храмовников был официально узаконен, т.е. признан Папой Гонорием Вторым только в 1128 г.

В 1128 г. цистерцианский монах Бернар Клервосский, тогдашний "духовный отец" западных христиан, суровый мистик и упорный защитник иерархического авторитета, пользовавшийся в свое время на Западе всеобщим почитанием и преклонением, по настоянию короля Иерусалимского Балдуина сочинил первый проект орденского устава храмовников. Его правила, подтвержденные собором римско-католической церкви в Труа, легли в основание дальнейших 72 параграфов тамплиерского Устава (Статута, или Статутов).

Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:ОРДЕН ХРАМОВНИКОВ, ИЛИ ТАМПЛИЕРОВ
Автор(ы) статьи:В.В. Акунов
Источник статьи:
Рекомендуемая литература по теме этой статьи:Лобе М., Фо Г. Трагедия ордена тамплиеров. Пер. с франц. Журавлевой Д.А. Серия: Terra Historica М. СПб Вече. Евразия 2007 г. 320 с., Мельвиль М. История ордена тамплиеров. Пер. с фр. Г.Ф. Цыбулько под ред. В.В.Шишкина Санкт-Петербург Евразия. 2007 г. 368 с., Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XVIII веке. Живая история: Повседневная жизнь человечества. М. Молодая гвардия. 2004 г. 256 с.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru