ОРДЕН ХРАМОВНИКОВ, ИЛИ ТАМПЛИЕРОВ
Вольфганг Акунов
ОРДЕН ХРАМОВНИКОВ, ИЛИ ТАМПЛИЕРОВ.
Мы отвергли путь вверх. Мы отвергли Великий Ответ,
Мы отвергли объятья и хищное таинство брака,
Чтоб увидеть на миг, как из синего плотского мрака
Взрыв полярных сияний рождает неистовый свет.
Мы уйдем как мужчины, как боги, как капли росы,
Повторяя неслышно:"Non nobis, Domine, non nobis..."
Только рыжие псы будут страстно лизать наши ноги,
Только солнечный зайчик сверкнет от свинцовой косы...
Ах! "Sed Nomini Tuam"! Пусть реет во тьме Босеан!
Черно-белый наш стяг уже покрывается кровью...
Есть у нас тайный идол - его называют Любовью,
Он живет там, где реки впадают в небес Океан...
Александр Штернберг "Смерть тамплиера"
Этим отрывком из известного стихотворения конспиролога, рыцаря-иоаннита и лидера современного российского "евразийства" Александра Гельевича Дугина ("Александр Штернберг" - его литературный псевдоним) мы решили начать повествование об Ордене храмовников (он же — Орден тамплиеров (Templarii), "храмовых господ", "храмовых братьев", "воинов (рыцарей) Храма (Milites Templi)", "бедных воинов во Христе и поборников Иерусалимского Храма", "бедных соратников Христа (commilitones Christi)" и проч. — первом из духовно-рыцарских Орденов, созданных в Палестине в период Крестовых походов, с самого своего основания направлявших свою деятельность на решение чисто военных, хотя и оборонительных, задач - в отличие, например, от основанного гораздо раньше, примерно в 1040-е гг., еще задолго до начала Крестовых походов (вопреки попыткам папского престола приурочить его возникновение к освобождению Иерусалима от неверных крестоносцами герцога Годфруа Бульонского в 1099 г.!) Ордена иоаннитов-странноприимцев (госпитальеров).
В 1119 или 1120 г. французские рыцари Гуго де Пайен (Пэйн), Годфруа де Сент-Омер, Роллан, Годфруа Бизо, Пайен де Мондидье и Арчимбаут де Сент-Аман объединились в военное братство, дабы, во славу Пресвятой Матери Божией, стать монахами, оставаясь в то же время рыцарями, вести целомудренной и благочестивую жизнь по сенью Гроба Спасителя, оборонять от нехристей Святую Землю и оказывать вооруженную защиту паломникам на пути через опасные области Сирии, Келесирии (Ливана) и Палестины, охраняя их на пути от морского берега, к которому приставали паломнические корабли, от магометанских, а порой - что греха таить! - и от христианских придорожных разбойников. Король Иерусалимский Балдуин Второй Булонский предоставил в их распоряжение часть своего дворца, построенного на месте древнего Храма Соломонова ( поэтому их и стали называть "храмовниками" или "рыцарями Храма", хотя первоначально они сами называли себя "бедными рыцарями Христа"), а каноники Церкви Гроба Господня — несколько расположенных поблизости зданий для размещения бедных пилигримов, которым было нечем заплатить за ночлег на городских постоялых дворах.
Первоначально орденское одеяние храмовников состояло из надетой поверх брони серой монашеской рясы с небольшим прямым красным крестом (какой нашивало себе на одежду большинство крестоносцев) и веревочного пояса, который они не должны были снимать, как символ целомудрия и воздержания, ни при каких обстоятельствах.
Лишь по прошествии долгого времени, а именно - после взятия мусульманской крепости Аскалон в 1153 г., римский Папа в награду за храбрость, проявленную храмовниками при штурме, даровал им новое орденское облачение, состоявшее из белого льняного плаща с кроваво-красным восьмиугольным крестом (символ готовности к мученичеству в борьбе за веру) и белого льняного пояса (символ душевной и сердечной чистоты). Следует подчеркнуть, что тамплиерский крест был отнюдь не восьмиконечным (с "ласточкиными хвостами" на концах), как, например, крест иоаннитов-странноприимцев или кавалеров Святого Лазаря, а именно восьмиугольным - концы этого креста расширялись в форме "иерихонских труб", в ознаменование того, что стены Аскалона пали перед тамплиерами как некогда стены библейского Иерихона пали при звуках труб воинства пророка Иисуса Навина.
На ранней печати Ордена тамплиеров изображался Храм Соломонов. Вскоре его сменили два всадника (храмовник и находящийся под его защитой паломник). Но со временем рисунок печати изменился и стал изображать двух храмовников на одном коне, что должно было символизировать их бедность (не позволявшую якобы каждому храмовнику приобрести себе лошадь - хотя в то же время известно, что по Уставу каждому рыцарю Храма полагалось иметь целых т р и лошади, и, разумеется, на одного, а не на двоих!). Недоброжелатели, однако, не замедлили истолковать это изображение как намек на склонность храмовников к однополой любви, что сыграло позднее свою роль в процессе над тамплиерами.
Орденское знамя было черно-белым, хотя точно неизвестно, каким именно - то ли состоящим из двух горизонтальных полос (черной сверху и белой снизу), как знамя Прусского королевства в позднейшие времена, то ли из нескольких чередующихся черно-белых полос, то ли в черно-белую клетку, наподобие шахматной доски (вследствие чего и полы в ложах считающих себя наследниками тамплиеров направлений современного франкмасонства выложены чередующимися в шахматном порядке черно-белыми плитками). В пользу последнего варианта говорит название тамплиерского знамени — "Босеан", что на старофранцузском языке означает "пегая кобыла". Тамплиеры использовали несколько различных боевых кличей: "Босеан!", "Христос и Храм!"("Christus et Templum!") и, пожалуй, самый знаменитый и загадочный: "Бог Святая Любовь!" ("Dieu Saint-Amour!").
Белый цвет орденского облачения указывал на тесную связь тамплиеров с монашеским Орденом цистерцианцев (носивших белые рясы), устав которых был заимствован рыцарями Храма (в то время как черное облачение иоаннитов-госпитальеров указывало на их происхождение от носивших черные рясы монахов-бенедиктинцев).
В мирное время тамплиеры носили шапочки из белой льняной материи, завязывавшиеся под подбородком, а поверх них - круглые шапочки-скуфейки красного цвета. Любопытно, что члены противостоявшего Ордену Храма (но иногда вступавшего с тамплиерами в соглашение и даже выплачивавшего им дань) мусульманского измаилитского (еретического, с точки зрения "правоверного" ислама) ордена ассасинов носили белую одежду с красными тюрбанами и кушаками, что вполне соответствовало тамплиерской "цветовой гамме".
В отличие от "братьев-рыцарей" и "братьев-священников" (клириков) Ордена Храма, "услужающие братья" (сервиенты или сержанты) носили облачения черного или коричневого цвета.
Красный цвет тамплиерского креста, являвшегося, по большому счету, символом крестоносца вообще, обязан своим происхождением событию, происшедшему на Клермонском соборе католической церкви в 1095 г. Папа римский Урбан Второй, получивший, как глава всех западных христиан, послание с просьбой о помощи от Василевса (Императора) Восточной Римской империи ("Византии") Алексея Комнина, владениям которого угрожали турки-сельджуки, призвал участников собора выступить в поход для защиты христиан Востока. Выражение "Крестовый поход“ тогда еще не употреблялось, сами участники этих военных предприятий для освобождения Гроба Господня от мусульман называли себя просто "пилигримами“, т.е. паломниками, а свои походы – "паломничеством“ (peregrinatio), подчеркивая тем самым религиозный аспект предприятия в качестве основного.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!