ОБ ОРДЕНЕ САНТЬЯГО
Красный меч был добавлен к красному орденскому кресту рыцарей Сантьяго в память о мученичестве Святого Апостола Иакова Зеведеева, проповедовавшего Слово Божие в Испании под властью древних римлян и принявшего "мечное сечение" от тамошних язычников (по другой версии, Святой Апостол Иаков Зеведеев претерпел мученическую кончину не в Испании, а в Палестине, откуда тело святого было чудесным образом по морю доставлено в Испанию).
Впоследствии красный меч на орденском гербе был переосмыслен из орудия казни Апостола в символ вооруженной борьбы христиан с неверными, и образ Святого Иакова приобрел в испанском (да и в португальском) фольклоре немало черт, роднящих его со Святым Великомучеником и Победоносцем Георгием. Обычная иберийская иконография Святого Иакова изображает Апостола в образе "истребителя мавров" ("Сантьяго Матаморос") - грозного бородатого всадника на белом коне, в развевающемся плаще, с паломнической раковиной на шляпе, знаменем с орденским крестом в левой и занесенным мечом - в правой руке, попирающего груды тел поверженных в прах воинов Ислама.
До недавнего времени такая описанная выше конная статуя галисийского Апостола-Мавробоя украшала неф и крышу храма в Сантьяго-де Компостела. Однако пресловутая политкорректность и боязнь обидеть местных и заезжих мусульман побудила толерантные испанские власти убрать статуи воинственного апостола, так сказать, подальше от греха. Tempora mutantur...
В иллюстрации к испанской рукописи конца XII в. сохранилось изображение красного боевого штандарта Ордена Сантьяго. В центре прямоугольного полотнища (сторона которого, противоположная древку снабжена с зубчатой каймой) восседает на белом коне сам Святой Апостол Иаков Зеведеев (с рыцарскими шпорами на ногах!), держащий в левой руке поводья и крест, а в правой - занесенный для удара обнаженный меч.
На миниатюре из другого манускрипта, датируемого началом XVI в., изображен другой, более поздний штандарт Ордена Сантьяго (имеющий форму положенного на бок геральдического "норманнского", или "варяжского" щита), тоже красного цвета, с белым прямым равносторонним лилиевидным крестом и 4 золотыми раковинами Святого Иакова ("паломническими раковинами") в углах креста.
Сохранились сообщения и о других знаменах Ордена Сантьяго - с раковиной "под гардой (крестовиной)" орденского меча (эспады). Начиная с 1520 г. на знамени Ордена Сантьяго изображался меч-эспада "внутри (по центру) раковины".
Члены Ордена Сантьяго носили белые "тамплиерские" плащи и полукафтанья-сюрко с изображением красного меча-"эспады". В начале XV в. белые полукафтанья были заменены черными туниками (опять-таки с красной "эспадой" на груди). Орденские плащи по-прежнему оставались белого цвета. На одном из надгробий членов Ордена Сантьяго, умершего и похороненного в 1486 г., сохранилось скульптурное изображение покойного в белом орденском плаще с изображением "эспады".
Не существует однозначных свидетельств в пользу того, что рыцари Сантьяго носили свои белые орденские плащи в бою. На портрете фрея Альваро де Луна (Магистра Ордена Святого Апостола Иакова и Меча в 1445-1453 гг.) из-под его белого орденского плаща виден черный кафтан (который рыцари Сантьяго, возможно, носили в бою вместо плаща).
Хотя и на скульптуре, и на портрете рыцари Сантьяго изображены гладко выбритыми, "Книга рыцарей Святого Иакова" (исп.: Libro de los Caballeros de Santiago) недвусмысленно изображает "орденских братьев" длиннобородыми и длинноволосыми. Кстати, в этом источники "братья-рыцари" Ордена Сантьяго представлены со своими фамильными гербами на щитах (явное нарушение орденского Устава). Одно, впрочем, не подлежит сомнению - "собратья" ("конфратеры") Ордена Сантьяго (служившие ему мечом, не принимая монашеских обетов) носили на щитах, значках, одежде и вооружении свои родовые гербы.
В эпоху широкого распространения цельнокованых доспехов современниками-хронистами было многократно засвидетельствовано пристрастие рыцарей Святого Иакова и Меча к черным латам из вороненой стали.
В 1171 г. рыцарям Ордена Сантьяго (следовавшим Уставу монашеского Ордена августинцев) было поручено оборонять от мавританских набегов небольшой город Уклес, расположенный на границе кастильских владений. К этому времени в составе Ордена Святого Иакова и Меча засвидетельствовано присутствие не только братьев-рыцарей, но и братьев-священников (капелланов).
В 1175 г. Орден Святого Апостола Иакова и Меча получил официальное утверждение от папского престола. В орденский устав, наряду с положениями устава монахов-августинцев (регулировавших религиозные аспекты жизни членов Ордена Сантьяго), были включены также некоторые положения Устава Ордена бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова (регулировавшие ее военные аспекты). Члены Ордена Сантьяго подразделялись на рыцарей, священников и сервиентов ("услужающих братьев"). Орденом управляли Магистр (Маэстре, Местре) и Конвент (Совет, Капитул), находившиеся под верховным руководством папы римского.
Следует особо подчеркнуть, что Устав Ордена Сантьяго был, пожалуй, наименее аскетическим и наименее обременительным для его членов изо всех уставов иберийских духовно-рыцарских орденов. Фактически Орден Святого Иакова и Меча даже не являлся монашеским орденом, несмотря на то, что его братья следовали правилам общежитийного монастырского устава и постоянно предавались религиозным упражнениям. Члены Ордена Сантьяго были освобождены от обязательных монашеских обетов целомудрия (им дозволялось вступать в брак) и нестяжания (им было позволено владеть личным имуществом).
Таким образом, обязательным для членов Ордена Сантьяго был всего лишь один монашеский обет - обет послушания. По некоторым данным, освобождение от обетов безбрачия и нестяжания было особой привилегией, дарованной членам Ордена Сантъяго папой римским. Однако после смерти члена Ордена Святого Иакова и Меча все его имущество переходило не к его вдове и детям, а во владение Ордена, который, со своей стороны брал на себя обязательство заботиться о семье покойного орденского брата.
Основной задачей Ордена Сантьяго (как и у тамплиеров, чей Устав он в значительной степени перенял) была военная служба. Рыцари Сантьяго охраняли границу от мавров, причем обычно действовали самостоятельно, ратоборствуя против неверных по своему собственному усмотрению и не считаясь при этом с мирными договорами, заключенными с маврами королем Арагона, на чьей территории (в замке Монтальбан) находилась резиденция магистра рыцарей Святого Иакова и Меча. Таким образом, рыцари Сантьяго не считали обязательным для своего Ордена соблюдение каких бы то ни было соглашений, заключенных светскими (пусть даже королевскими) властями с "безбожными агарянами".
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!