ВЕРНЫЙ ДО СМЕРТИ.
В годы революционного брожения, омрачившего начало прошлого века, В. Ф. фон дер Лауниц, "без лести преданный» Престолу и Царю, нисколько не поддался либерально-нигилистическим настроениям немалой части русского "образованного» общества продолжал неуклонно оставаться на позициях Православной русской государственности и неизменно видел свой долг в защите устоев Русской Церкви и Русского государства. То, что данная позиция вызывала насмешки и презрение а так называемых "прогрессивных» кругах русского (впрочем, только по названию) общества, Владимира Федоровича нимало не заботило. Для него имело значение другое – его позиция была близка идеалам, определявшим мировоззрение Императора Николая II. Это и послужило духовному сближению Монарха с Его Верноподданным.
Владимиру Федоровичу выпал жребий противостоять разрушительным силам, стремившимся разжечь в России гражданскую войну. Еще в бытность председателем губернского земского собрания в Харькове ему впервые довелось столкнуться с революционным движением, тогда еще только набиравшим силу. Уже тогда вожди этого движения, жившие чужим умом и на чужие средства, старались сеять классовую вражду и сеять смуту. Подлинно христианский облик Владимира Федоровича выразился в том, что он одним из первых земских деятелей выступил не против этих лиц, а против их политики. Еще тогда он своим прозорливым умом понимал всю опасность разделения русского народа, которого всегда добивались революционеры и которое спустя 20 лет привело к Гражданской войне. А в 1904 году произошла ее "генеральная репетиция». Революционные агитаторы организовывали в селах Тамбовской губернии кровавые беспорядки, совершали жестокие акты насилия и грабежи. Царский слуга, памятуя о том, что он – "власть предержащая», которая, по слову Апостола Павла, "не напрасно носит меч», путем решительных и продуманных действий, делая основной упор на увещевание одураченных красными агитаторами крестьян, сумел остановить беспорядки, грозившие большим кровопролитием и гибелью множества русских людей. Более того, виновные в грабежах возвратили награбленное и принесли церковное покаяние. Под управлением В. Ф. фон дер Лауница вверенная его попечению Тамбовская губерния менее других пострадала от последствий "первой русской революции» (а впоследствии дольше всех других российских губерний сопротивлялась кровавой большевицкой диктатуре – вспомним антикоммунистическое восстание Антонова на Тамбовщине, с величайшим трудом и с применением жесточайших мер, вплоть до применения химического оружия, концлагерей для членов семей повстанцев и расстрелов заложников! – подавленное большевиками; факт многозначительный!). Память о даре миротворчества, которым Господь щедро наделил Владимира Федоровича, стремившегося прежде всего выполнить евангельскую заповедь: "Блаженны миротворцы…» (Мф. 5, 9), сохранилась в свидетельстве жительницы села Каргашина И. Лаптевой (ее родители работали в имении В. Ф. фон дер Лауница): "больше всего Владимир Федорович любил, чтобы все было миром и ладом, а не любил больше всего – когда ругаются» (Соколов В. Н. Борец-мученик за Святую Русь Владимир Феодорович фон дер Лауниц. Ставрополь, 2000, с.10).
За свои православные убеждения и патриотическую деятельность губернатор В. Ф. фон дер Лауниц (как и епископ Иннокентий) был приговорен крамольниками к смертной казни, о чем было объявлено 14 октября 1905 г. в специальной прокламации. Двое его заместителей, вице-губернаторов, были застрелены красными террористами, но его самого Бог сохранил от рук подлых убийц, заливших в годы новой Смуты русской кровью многострадальную землю нашего Отечества.
31 декабря 1905 г. Владимир Федорович был, по именному указу Его Императорского Величества, назначен Градоначальником Столицы Всероссийской Империи. В Санкт-Петербург его провожали со слезами на глазах все сословия Тамбовской губернии, в том числе – "нищая братия», которую он так любил. По свидетельству очевидцев, к отправлению поезда собралось не менее 600 тамбовских бедняков, желавших проститься со своим заступником и благодетелем. Они как будто чувствовали, что провожают его "в Крестный путь на Голгофу».
В листовке от 14 октября 1905 года революционеры приговорили В. Ф. фон дер Лауница к смерти, назначив днем "свершения народной расправы» (как они высокопарно именовали совершаемые ими подлые убийства) 21 декабря (но без указания года). Памятуя об этом, нельзя не вспомнить, что Каиафа приговорил Спасителя к казни, сказав: "…лучше нам, чтобы один человек умер за людей…Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ» (Ин. 11, 50-51).
Вследствие либеральных реформ начала прошлого века северная столица России – Санкт-Петербург – начал оспаривать у Одессы, Баку и Тифлиса "лавры» рассадника всероссийской преступности. Рука об руку с ростом криминалитета, увеличивалось количество игорных домов, казино, "увеселительных» заведений, притонов разврата и иных "плодов вожделенных свобод». Менее года назад произошла кровавая провокация на Дворцовой площади 9 января, до сих пор продолжавшая будоражить умы и чувства многих людей. Честность, принципиальность и в то же время твердая решимость покончить со злом, характерные для В. Ф. фон дер Лауница, оказались для больного города горьким, но целительным лекарством. Став градоначальником Петербурга, покрытого сетью игорных домов, притонов подлости и разврата, честный труженик, Владимир Федорович, не находил ни малейшего оправдания для этой мерзости нравственного состояния петербургского общества, понимая, что именно разврат душ является почвой для зарождения и развития преступлений всякого рода, до политических включительно. В своем письме от 22 мая 1906 года градоначальник писал: "тяжелое лихолетье приходится переживать. Обезумевшие, опьяненные успехом враги нашей настрадавшейся Родины усиленно продолжают свою дьявольскую пропаганду. Все им позволено, все им на руку, и под знаменем: "Цель оправдывает средства – подлоги, ложь, клевета, убийства, террор, подкуп – их лозунги! Под рукоплесканье с толку сбитой толпы хулиганов, принимаемой за русский народ, провозглашаются возмутительные воззвания…Вера Православная, Родина, Царь – все насмарку, как устаревшие, негодные принципы…Неустанно повторяю: "Велик Бог Земли Русской», - и с глубокой верою и надеждою взираю на будущее. С нами Бог, я верю я, что полный ласки, доброго желания призыв Государя к совместной дружной работе по устроению дорогой Родины – к искони верному своему народу – крестьянству, будет услышан и понят!»
Помимо успешной административно-хозяйственной деятельности, В.Ф. фон дер Лауниц сумел очистить город от хулиганья, поставил заслон на пути организованной преступности, беспощадно пресекая попытки криминальных кругов взвинчивать цены на продукты питания и тем самым "репетировать» будущий февральский переворот 1917 года (О мерах, предпринятых градоначальником Санкт-Петербурга В.Ф. фон дер Лауницем по недопущению поднятия цен на продукты питания. – "СПб. ведомости», №85, 1906).)
Крепкие узы духовной дружбы и взаимной любви связывали В.Ф. фон дер Лауница с великим Святителем Земли Русской – Святым Праведным Иоанном Кронштадтским (1828-1908). Владимир Федорович часто бывал в монастыре на Карповке, оказывал большую помощь в завершении строительства и благоустройстве обители, жертвуя все необходимое своей неоскудевающей рукой из собственных средств. Святой Кронштадтский Пастырь отвечал Владимиру Федоровичу искренней любовью и неоднократно бывал у него в гостях, что засвидетельствовано многочисленными фотографиями и воспоминаниями современников. Когда одной из дочерей градоначальника грозила потеря зрения, горячие молитвы святого Иоанна спасли ее от слепоты.
Верность В.Ф. фон дер Лауница Престолу и Отечеству, его честность и неподкупность, чистота его Православной Веры и всех его помыслов довели бешеную ненависть к нему со стороны антирусских и антиправославных революционных сил до настоящего пароксизма. В списке лиц, приговоренных революционерами к смерти, имя Владимира Федоровича стояло на третьем месте (после имен Государя Императора Николая Александровича и премьер-министра П.А. Столыпина). Не было недостатка в покушениях и угрозах. Близкие и друзья советовали фон дер Лауницу просить о переводе на другую должность, подальше от Санкт-Петербурга. На это он всегда давал один ответ: "Останусь, пока нужен Государю». Будучи не только человеком с мягким, отзывчивым сердцем, но и человеком с (характерным в особенности для русских "остзейцев») железным сознанием честно исполняемого долга, он говорил, что лично ему смерть не страшна, а страшно ослабление веры и силы у людей, не слишком твердых и уравновешенных, вследствие каждой смерти верного слуги Царя от злодейских рук убийц.
На 21 декабря 1906 г. в Петербурге было назначено освящение новой клиники Института экспериментальной медицины на Лопухинской улице. Участники торжества собрались за богослужением в храме клиники. По словам очевидца, В.Ф. фон дер Лауниц во время Обедни молился Богу, стоя на коленях у колонны близ алтаря. "Смерть, очевидно, витала над ним».
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.