ВЕРНЫЙ ДО СМЕРТИ.
Вольфганг Акунов
ВЕРНЫЙ ДО СМЕРТИ
Treu auf Tod und Leben*
Девиз рода Тотлебенов.
Этот гордый девиз балтийского рода Тотлебенов можно в полной мере отнести и к представителю другого рода "русских немцев», золотыми буквами вписавшего свое имя в анналы отечественной истории. Он стяжал мученический венец как один из символов Православной Руси. Враги Христова и русского имени преследовали и убили его не просто как истинно русского человека и не просто как видного государственного деятеля, беспощадно боровшегося с крамолой на Святой Руси. Его убили не просто как политического противника. Его убили, прежде всего, как одного из вдохновенных носителей идеи Православной Руси, как один из ее зримых символов. Последнее обстоятельство подтверждается, в частности, убийством большевиками в 1918 г. в Москве его сына – Владимира Владимировича фон дер Лауница (1887-1918), расстрелянного только за то, что он носил фамилию своего отца, которого сам Святой Царь-Мученик Николай Александрович назвал Великим.
Как писал протоиерей Константин Богоявленский: "Убили идеально честного человека, доброго, примерного семьянина, верного прямого слугу Царя и редкого горячего патриота, и убили именно за эти дорогие всем русским чисто характерные русские качества и черты» (Памяти СПб. Градоначальника Свиты Его Величества генерал-майора В. Ф. фон дер Лауница. Собрано крепколюбившим почившего Д. И. Ш(ишмаревым). СПб., Типография СПб. Градоначальства, 1907).
Владимир Федорович фон дер Лауниц родился 10 (23) августа 1855 г. в селе Каргашине Елатомского уезда Тамбовской губернии (ныне – село Каргашино Сасовского района Рязанской области) от благочестивых православных родителей – Федора Федоровича фон дер Лауница (1811-1886) и его законной супруги Софии Николаевны (1829-1905). Отец Владимира Федоровича, генерал-лейтенант Русской Императорской армии, участник целого ряда военных кампаний, отмеченный многочисленными наградами за доблесть, проходил службу в Лейб-гвардии Гродненском гусарском и Лейб-гвардии Гусарском Его Величества полках.
Владимир Федорович происходил из древнего "остзейского» (балто-немецкого) рода, представители которого служили московским, а позднее – российским Великим государям, начиная с XV столетия. Один из основателей российской ветви рода был в числе лиц, сопровождавших наследницу Восточно-Римского (Византийского) Императорского престола Зою (Софию) Палеолог, будущую супругу Великого князя Московского Иоанна III (1440-1505), прибывшую в Россию из Рима в 1472 г.
Фон дер Лауницы были типичными представителями русского служилого дворянства, отличаясь беззаветной верностью и преданностью Вере, Престолу и Отечеству.
Детские и отроческие годы Владимира Федоровича прошли в родовом имении, полученном его предками по материнской линии за верную службу России. Об этом сохранились небезынтересные сведения в книге священника о. Константина Богоявленского "Борец-мученик за Святую Русь в смутную годину - Владимир Феодорович фон дер Лауниц, СПб. Градоначальник» (Тамбов, 1912).
С самого раннего возраста мальчик отличался необыкновенной честностью, прямодушием и, в особенности, огромной любовью к людям. Причем любил он не только "ближних своих» в обычном понимании этого слова (хотя и, к сожалению, разительно отличающегося от евангельского!), то есть, не только родственников – родителей, братьев, сестер, не только друзей, но и всех тех людей, с которыми встречался. По свидетельству о. Константина, большую часть своего времени мальчик проводил среди крестьян. Он дружил с пастухами, свинопасами, угощал их принесенными из дома лакомствами. В возрасте всего 8 лет Владимир спас тонущего брата, который с тех пор до конца своих дней неустанно повторял, что обязан Владимиру жизнью. С детских лет Владимир Федорович имел чуткое, любящее сердце, чувства свои проявлял сильно, определенно, горячо и искренно, имел душу крайне мягкую, добрую и отзывчивую, почитал родителей, был верным другом, добрым и любящим братом.
Среди его детских интересов и увлечений на первом плане была история России, которую он хорошо знал, наши былины, наши богатыри. Очевидно, именно тогда в душу ребенка была заложена любовь к самому дорогому для православного русского человека понятию – Святая Русь. Впоследствии эта любовь помогла ему, несмотря на презрение и насмешки либералов, ненависть разрушителей Церкви и России, оставаться верным святорусским идеалам, что стяжало ему любовь и доверие Государя Николая Александровича.
С 1866 по 1877 гг. юноша воспитывался в Пажеском Его Императорского Величества Корпусе в Санкт-Петербурге, по окончании которого получил офицерский чин и уехал на войну с Турцией (1877-1878). По окончании войны добровольно остался служить в освобожденной от османского ига Болгарии, участвуя в восстановлении гражданского порядка в воссозданной древней славянской монархии (тогда еще не королевстве, а княжестве, некоторое время продолжавшем оставаться в формальной вассальной зависимости от Османской империи). При этом Владимир Федорович совершил благородный поступок, диктовавшийся ему правилами сословной и офицерской чести – взялся выплачивать громадный долг за своего погибшего на войне с турками товарища, за которого он поручился. Ему потребовалось много лет и материальная помощь сестры, чтобы рассчитаться с великодушно взятыми на себя долгами. В период службы в Болгарии Владимир фон дер Лауниц, являвшийся начальником Сливенского отряда конной стражи, неизменно проявлял себя пламенным защитником славян от магометанского угнетения. В 1880 г. он вернулся в Россию.
В 1883 г. Владимир Федорович женился на княжне Марии Александровне Трубецкой (1863-1922). Его избранница, Мария Александровна Трубецкая, была наследницей древних русских родов, восходивших своими корнями к Рюрику, а именно - к главной ветви Рюриковичей – к князьям Ивану Красному, Ивану Калите, святым Александру Невскому Даниилу Московскому и к самому Крестителю Руси – Святому равноапостольному князю Владимиру Красному Солнышку. С детства преклоняясь перед идеалами Святой Руси, он сумел и свою собственную семью создать на этой основе, воспитал в традициях Православной Веры шестерых детей, двое из которых – Владимир и Александр – погибли смертью мучеников. Александр Владимирович фон дер Лауниц, которому при производстве в офицеры сам Государь Николай Александрович дал завет: "Быть достойным своего великого отца!», геройски пал за Веру, Царя и Отечество на поле брани в Великую Отечественную войну 1914-1918 гг., под Люблином, 24 августа 1914 года. Владимир Владимирович фон дер Лауниц был в 1918 году расстрелян большевицкими палачами в Москве "за фамилию» (то есть, как сын своего отца).
1885 г. Владимир Федорович вышел в отставку и начал жить сельскохозяйственными заботами. Сохранилось множество свидетельств о его любви к крестьянам и крестьянскому труду. Как говорил о нем епископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий (автор Акафиста Святому Преподобному Серафиму Саровскому), В. Ф. Фон дер Лауниц "глубоко жалел русского мужика, ценил и крепко любил его за простоту, за кротость, за набожность, за всю его прямую мужицкую душу» (Преосвященный Иннокентий, Епископ Тамбовский и Шацкий. Слово, сказанное 27 декабря 1906 года в церкви села Каргашина, Елатомского уезда, при погребении СПб. Градоначальника, генерал-майора В.Ф. фон дер Лауница. – "Прибавления к церковным ведомостям», 1907 год, 20 января, с.с. 93-95; "Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства, № 71, 1906).
Жизнь в деревне, на лоне природы, близость к земле и ее верным сынам, крестьянам-землеробам, укрепила в нем горячую веру в Бога. Будучи глубоко верующим христианином, он свято чтил Православную веру, в течение всей своей жизни боролся за ее величие и силу и искренне негодовал при виде того безверия и легкомыслия, с которым относилась немалая часть его соотечественников и современников к религиозным вопросам и необходимости жить по заветам Христовым (достаточно сказать, что даже Председатель Государственной Думы Родзянко в своих мемуарах, без тени смущения и ни на мгновение не сомневаясь в правильности своего поведения, вспоминал, как он во время молебна в храме Божием преспокойно вышел на паперть покурить!) И Провидение судило ему пасть от руки иноверца, лечь под сводами Храма Божия после горячей молитвы в нем.
Владимир Федорович принимал активное участие в церковной жизни, с особой ревностью принимал участие в крестных ходах в Харькове и Тамбове, причем сам нес святыни чудотворных икон.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.