ОГНЕННЫЙ СЛЕД ЖИЗНИ. ПОВЕСТЬ О ФЕДОРЕ КЕЛЛЕРЕ
В собраниях петербургских "младотурок» принимали участие не только военные, но и штатские лица – ближайшие сподвижники А.И. Гучкова по "Союзу 17-го октября» - члены Государственной Думы Н.В. Савич, П.Н. Крупенский, граф В.А. Бобринский. В воспоминаниях и работах многих авторов, посвященных "петербургской военной ложе», содержится немало противоречивых сведений о ее численности и составе. Однако все непосредственные участники событий и наиболее информированные исследователи сходятся в том, что основу кружка составляли 10-12 человек, наиболее активных членов.
Представляется необходимым подчеркнуть еще раз, что тесное сотрудничество с А.И. Гучковым для кадрового военного могло иметь, прежде всего, политический, а вовсе не военно-научный или образовательный характер (чему боевые офицеры могли научиться у волонтера, очень скоро подстреленного британцами в трансваальском "буше» и прибывшего долечиваться в Россию?). Именно в таком, политическом, контексте это сотрудничество и воспринималось официальными должностными лицами Российской Империи.
Так, например, премьер-министр П.А. Столыпин "категорически отказался удовлетворить просьбу генерала П. Курлова о назначении В.И. Гурко на пост начальника штаба Корпуса жандармов именно вследствие близких отношений Гурко с А.И. Гучковым (они знали друг друга еще со времен англо-бурской войны 1899-1902 гг., в которой Гучков принимал участие в качестве русского добровольца на стороне буров, а Гурко - русского военного агента, или, выражаясь современным языком - военного атташе при правительстве бурской республики Трансвааль), о чем пишет современный российский историк О. Айрапетов в своем исследовании "Генералы, либералы и предприниматели: работа на фронт и на революцию» (М. 2003, стр. 9-10). Несмотря на то, что вопрос о существовании петербургской "военной ложи» именно как регулярной масонской тайной организации все еще однозначно не решен, не подлежит сомнению одно: именно в момент создания "младотурецкого кружка» были установлены и стали укрепляться теснейшие отношения между Гучковым и группой наиболее талантливых и перспективных генералов и офицеров Русской Императорской армии.
Крайне интересным и важным представляется анализ социального состава и послужных списков петербургских "младотурок». Российский министр иностранных дел С.Д. Сазонов в своих "Воспоминаниях» охарактеризовал генерала А.А. Поливанова – одного из наиболее приближенного к Гучкову "младотурок» - в следующих выражениях: "Знающий себе цену и честолюбивый, он с нетерпением ожидал благоприятной минуты, чтобы выдвинуться на первый план и занять подобающее ему место. По убеждениям своим он принадлежал к либеральным партиям». Данный психологический портрет петербургского "младотурка» (после октябрьского переворота 1917 г. перешедшего на службу к большевикам) следует признать весьма типичным и в отношении остальных участников "военной ложи».
В очень похожих выражениях эмигрантским военным историком Д. Леховичем в его книгах "Белые против красных» и "Деникин» были охарактеризованы политические взгляды другого активного члена "младотурецкого» кружка – полковника А.И. Деникина: "Для офицера того (царского – В.А.) времени Антон Иванович, несомненно, был человеком с левым уклоном». При этом Лехович счел необходимым подчеркнуть, что "политические взгляды Деникина сложились в его академические годы в Петербурге (то есть – именно в период его учебы в петербургской Николаевской Академии Генерального Штаба и попутных работ в "военной ложе»). Да и сам генерал Деникин на склоне лет, в своем упомянутом выше "Пути русского офицера» признавался: "Я принял русский либерализм в его идеологической сущности, без какого-либо партийного догматизма… Это мировоззрение я донес нерушимо до революции 1917 года, не принимая активного участия в политике и отдавая все свои силы на труд армии».
Помимо либеральных политических взглядов, участников "младотурецкого кружка» объединяла общность происхождения и воспитания. За редкими исключениями, они не являлись отпрысками русских аристократических фамилий, а происходили из служилого дворянства и из разночинных, демократических слоев общества – "третьего сословия».
Так, например, сам А.И. Гучков происходил из семьи потомственных старообрядцев (как правило, традиционно оппозиционных царям из Дома Романовых – достаточно указать на пример "банкира большевиков» - Саввушки Морозова). Генерал М.В.Алексеев был выходцем из кантонистов (см. статью Вольфганга Акунова "Евреи в русской армии и унтер Трумпельдор» в военно-историческом журнале "Рейтар» № 13/1 за 2005 г.). Генерал А.И. Деникин – сыном офицера, выслужившегося из крепостных крестьян Саратовской губернии, и т.д. Большинство русских военных-"младотурок» принадлежало к числу выпускников Николаевской Академии Генерального Штаба (окрещенных "черным войском»), презирало всех, кто "академиев не кончал» (в том числе, как мы увидим ниже, даже самого Государя Императора!), проходило службу не в гвардейских, а в армейских частях и в Генеральном Штабе. Единственными исключениями являлись сам генерал В.И. Гурко, отпрыск древнего дворянского рода Ромейко-Гурко, а также тесно связанные с "военной ложей» маститый военный историк-"остзеец» полковник барон Корф, командир лейб-гвардии Финляндского полка полковник (и активный франкмасон) В.В. Теплов, а также близкий "военной ложе» по духу и воззрениям генерал-оккультист А.А. Брусилов – спирит и страстный поклонник теософки Е.П. Блаватской, подобно Поливанову, завершивший свою военную карьеру службой у большевиков и помогавший им создавать "армию нового типа» (хотя и державший при этом "кукиш в кармане» и писавший "в стол», что он действительно думает о своих новых хозяевах!).
Всем интересующимся оккультными увлечениями генерала Брусилова рекомендуем ознакомиться с интереснейшей книгой Г.С. Чувардина "Старая Гвардия» (Орел, 2002 г.). Кстати, в этой же книге содержится немало сведений об антихристианских, языческих взглядах поручика лейб-гвардии Семеновского полка и будущего "красного маршала» М.С. Тухачевского, открыто поклонявшегося "Молоху-Перуну» и исповедовавшего некий "синтез язычества и марксизма» - ту адскую смесь, которую Православная Церковь назвала сатанизмом. И, наконец, всех их объединяли непомерные честолюбие и амбициозность. Жандармский генерал Спиридович, по долгу службы прекрасно осведомленный о настроениях военных кругов вообще и их верхушки – в частности, позже писал: "…большей частью, чины Генерального штаба были настроены либерально. Они симпатизировали Государственной думе, считали необходимым введение конституции. В их глазах Государь был лишь полковником, не окончившим Академию Генерального штаба и потому непригодным быть Верховным главнокомандующим. Этот пост должен занимать кто-нибудь из генералов».
Отношение офицеров Императорской гвардии, настроенных, в отличие от генштабистов, гораздо более верноподданнически и монархически, к подобным полуофициальным собраниям было резко отрицательным. В данном случае, с одной стороны, сказывались весьма напряженные отношения, издавна существовавшие между Гвардией и Генштабом ("черным войском», которое, по словам одного из гвардейских офицеров, сказанных в самом начале 1917 г., "погубило Гвардию, погубит и Государя»); с другой стороны, для гвардейской элиты, презиравшей даже штабных "моментов», а уже тем более всякого "шпака», сама мысль о сотрудничестве "на равных» со "штатскими рябчиками», политиканами-думцами, (в том числе иудейского вероисповедания или еврейского происхождения) представлялась нонсенсом, таящим в себе реальную угрозу Российскому Самодержавию. Когда много позже, уже в эмиграции, бывшим гвардейцам предлагали вступить в масонские ложи, обещая за это постоянный источник дохода, они чаще всего отвечали отказом. Вот как, например, описывал попытки масонов вербовать его в свою ложу бывший семеновец и будущий глава Русского Обще-Воинского Союза (РОВС-а) генерал А.А. фон Лампе: "Сегодня Соколов-Кречетов опять уговаривал меня вступить в местную масонскую ложу и довольно красноречиво говорил о том, что налаживаются отношения с немецкими масонами, что де мол именно я как никто другой подхожу для связи с ними, как военный…белый и т.д…любопытство во мне есть, но веры и сознания, что туда идти надо – нет совершенно.» В упомянутой выше книге Г.С. Чувардина, на с. 230 которой приведена эта цитата из фон Лампе, описаны также аналогичные предложения масонов кавалергарду Ф. Юсупову, преображенцу Н. Епанчину и пр., как правило, отклонявшиеся бывшими гвардейцами.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.