Араия Франческо, композитор
Франческо Араия (1700–1767)
Франческо Араия (итал. Francesco Araja; 1700, Неаполь — 1767, Болонья) — итальянский композитор, дирижёр, первый придворный капельмейстер в России (1735–1759). Автор 15 опер, в том числе первой оперы на русский текст. Один из основоположников музыкального театра в Российской империи.
Ранние годы и приезд в Россию
Родился в Неаполе в 1700 году. Уже к 1730-м годам стал известен в Италии как автор опер «Berenice» (1730, Тоскана) и «Amore per regnante» (1731, Рим). В 1735 году по приглашению российской императрицы Анны Иоанновны прибыл в Санкт-Петербург во главе итальянской труппы. Вместе с ним приехали певцы, музыканты, балетные танцоры, декоратор Джузеппе Валериани и либреттист Бонеки. Труппа разместилась в Зимнем дворце Петра I (на месте казарм Преображенского полка).
Деятельность при дворе
-
1735–1740: Управлял придворными концертами и спектаклями. В 1737 году поставил первую в России итальянскую оперу «Abiazare» с участием 40 музыкантов и военных оркестров.
-
1742–1759: После возвращения из Италии (куда ездил в 1740–1742 гг. для набора новых артистов) продолжил работу при Елизавете Петровне. В 1743 году представил оперу «Александр в Индии».
-
1755–1756: Написал первые оперы на русский язык — «Цефал и Прокрис» (либретто А. П. Сумарокова) и «Селевк». Премьера «Цефала и Прокрис» 27 февраля 1755 года стала историческим событием: это первая опера, исполненная на русском языке.
Особенности творчества
-
Либретто: Большинство опер Араии создавались на итальянские тексты с переводами на русский, французский и немецкий языки. Среди них — «Сципион» (1745), «Беллерофонт» (1750), «Оставленная Дидона» (1758).
-
Музыкальный стиль: Сочетал итальянскую оперную традицию с элементами европейского барокко. Критики отмечали рутинность его стиля, ориентированного на виртуозность певцов.
-
Наследие: Увертюра к «Цефалу и Прокрису» сохранилась в приложении к книге В. Моркова «Исторический очерк русской оперы» (1862).
Отъезд и поздние годы
В 1759 году Араия, накопив состояние, вернулся в Италию. Поселился в Болонье, где написал ораторию «La natività di Gesù» и оперу «La Cimotea». Умер в 1767 году.
Источники
-
Иоганн-Йозеф Хайгольд (Stählin), «Beilagen zum neuveränderten Russland» (1770).
-
Вл. Михневич, «Очерк истории музыки в России» (1879).
-
П. Арапов, «Летопись русского театра» (1861).
-
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (полутом III, стр. 5–6).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.