ДЫМОВЫЕ ТРУБЫ
ДЫМОВЫЕ ТРУБЫ военных и коммерческих судов служат для отведения продуктов горения в атмосферу и усиления воздушного потока, поступающего через поддувало в топки котлов. Для этого дымовые трубы должны обладать достаточной высотой и площадью поперечного сечения. Чем большее количество топлива требуется сжечь в единицу времени, тем интенсивнее должна быть тяга, а значит, и высота трубы. Однако на военных кораблях высота дымовых труб часто оказывается значительно меньше расчетной, а необходимый уровень горения достигается за счет работы нагнетательных или вытяжных котельных вентиляторов. Например, на русских броненосцах типа «Бородино» (1901 г.) вентиляторы активно использовались для поддержания тяги без увеличения высоты труб.
Согласно тактическим требованиям, высота судовых дымовых труб должна быть минимально допустимой, чтобы не предоставлять противнику ориентира для определения дистанции. Кроме того, дымовые трубы военных кораблей обязаны быть максимально устойчивыми, легкими и сконструированными так, чтобы осколки снарядов не могли проникнуть через них в котельные отделения. Подобные случаи отмечались в сражениях русско-японской войны, например, на крейсере «Варяг» (1904 г.), где конструкция труб была усилена после боя у Чемульпо. Трубы также должны быть устойчивы к прогаранию, сохранять работоспособность при работе всех котлов или их части. При проектировании важно соблюдать единообразие труб на кораблях одного типа, чтобы не облегчать противнику опознавание судов.
Расширение дымовых труб от нагревания не должно влиять на корпус корабля или деформировать саму трубу. Атмосферные осадки не могут попадать через трубы в дымоходы и топки при бездействующих котлах.
Устройство дымовых труб. Дымовые каналы от каждого котла объединяются в общий дымоход для группы котлов. Если на судне несколько групп котлов, над каждой может устанавливаться отдельная труба, либо их дымоходы сводятся в одну магистраль. В зависимости от числа котлов и их расположения военные корабли оснащаются одной, двумя, тремя или более трубами. Большое количество труб считается тактическим недостатком, так как увеличивает силуэт корабля. На эскадренном броненосце «Петропавловск» (1897 г.) три трубы стали характерным признаком, но в проектах последующих линкоров их число сокращали.
Дымоходы изготавливаются из оцинкованного или окрашенного листового железа, скрепленного угловыми профилями. Они состоят из двух слоев: внутреннего (толщиной около 1/8 дюйма) и наружного «обшивочного» (около 1/16 дюйма), между которыми прокладывается огнеупорный материал, например асбест. Для обслуживания в дымоходах предусмотрены люки, трапы и площадки. Дымоходы крепятся к кожухам котлов и соединяются с трубой подвижными элементами. Основание трубы фиксируется на палубе, а в местах прохода через другие палубы используются компенсаторы теплового расширения.
Вокруг дымоходов и труб устанавливается кожух, который не препятствует их расширению, отводит нагретый воздух и повышает жесткость конструкции. К верхней палубе труба крепится цепными или тросовыми растяжками с талрепами. На броненосных кораблях внутри труб размещали броневые колосники — продолжение бронепалубы, как на броненосце «Цесаревич» (1901 г.). Опыт русско-японской войны показал необходимость бронирования основания труб для защиты от осколков, так как их пробоины снижали тягу и задымляли палубы.
Для защиты от осадков трубы накрывают раздвижными зонтами или брезентовыми чехлами. На военных судах трубы изготавливаются из стальных листов толщиной от 1/8 до 3/8 дюйма. Исключение — паровые катера, где наружный кожух иногда делали медным для устойчивости к коррозии, как на катерах типа «Голланд» (1900-е гг.).
Высота труб от колосниковой решетки до верхней кромки на крупных кораблях достигала 80–90 футов (линкор «Император Павел I», 1907 г.), на легких крейсерах — 40–50 футов, на миноносцах — достаточной, чтобы дым не мешал управлению. Слишком короткие трубы при форсированной тяге создавали «факелы», демаскирующие корабль, как на эсминцах типа «Лейтенант Бураков» (1905 г.).
Для борьбы с обгоранием применяли вентиляцию между внутренней трубой и кожухом, а также асбестовую изоляцию. Сечение труб обычно круглое, реже — овальное, как на миноносцах типа «Циклон» (1890-е гг.), чтобы снизить аэродинамическое сопротивление.
В мирное время трубы использовались для идентификации: на них наносили горизонтальные полосы или флюгарки. Попытки внедрить телескопические трубы (например, эксперименты на учебном судне «Океан» в 1910-х гг.) оказались неудачными из-за сложности механизмов. Откидные трубы для катеров, как на речных канонерках Амурской флотилии, позволяли проходить под мостами.
Попытки полностью отказаться от труб, отводя газы через кормовые отверстия с помощью вентиляторов (опыты на малом миноносце «Прыткий», 1903 г.), не принесли успеха из-за недостаточной эффективности.
Источники:
-
Арбузов В.В. «Броненосцы типа „Бородино“». СПб., 2010.
-
Шершов А.П. «История военного кораблестроения». Л., 1940.
-
«Морской сборник» (журнал). Статьи по котельной механике. 1895–1914 гг.
-
Мельников Р.М. «Крейсер „Варяг“». Л., 1975.
-
Технические отчеты Балтийского завода. 1900–1917 гг. Архив ЦВММ.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.